?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Выставка открыта в Государственном историческом музее с 11 марта по 13 июня 2016 года. В Москву привезли более 160 экспонатов из трех главных музеев Армении: Института древних рукописей «Матенадаран» , Музея Истории Армении и Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина . И это не просто уникальные предметы и священные реликвии, представляющие историю страны, начиная с орудий первобытных времен до конца XIX века. Каждый экспонат здесь бесценен и связан с легендами и традициями армянского народа. И находка каждого артефакта представляет собой целую повесть, а расшифровка содержания рисунков на предметах до сих пор порождает массу гипотез и сродни детективным историям. Если будет время, когда-нибудь поговорим о них подробней.

О выставке на сайте Исторического музея.
Там же показан каталог, изданный к выставке, но содержание его намного шире.
«Армения. Легенда бытия». ГИМ

Открытие выставки. Первое слово – хоровой капелле России имени А. Юрлова
«Армения. Легенда бытия». ГИМ


1.
2.

3.

Открытие выставки. Выступает министр культуры Республики Армения Асмик Погосян. Рядом директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, министр культуры России Владимир Мединский

«Армения. Легенда бытия». ГИМ


Выступления Алексея Левыкина и Асмик Погосян:


Выступление Владимира Мединского:

Для начала (учитывая специфику блога) познакомимся с текстилем и рукописными книгами.
Центральное место в экспозиции, рядом с крестом с мощами Георгия Победоносца, предоставлено большой алтарной завесе. Она состоит из сшитых полотен и прекрасно сохранилась, несмотря на солидный возраст.

Завеса алтаря. Евдокия (Токат). 1689 г. Холст, набойка. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
«Армения. Легенда бытия». ГИМ-7


Фрагменты
Традиционные цвета армянской набойки: черный и красный совсем не потускнели за прошедшие века
«Армения. Легенда бытия». ГИМ-8

«Армения. Легенда бытия». ГИМ-9


Завеса. Константинополь. 1761 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
«Армения. Легенда бытия». ГИМ-10

Фрагменты.
Тончайшая вышивка  на желтом шелке. Мастерицы не пожалели времени, чтобы изобразить каждый кирпичик и складку одежды…
«Армения. Легенда бытия». ГИМ-11

«Армения. Легенда бытия». ГИМ-12

«Армения. Легенда бытия». ГИМ-13

Нарамник. Новая Джульфа. 1688 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг, серебро, эмаль, бирюза. Вышивка. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
«Армения. Легенда бытия». ГИМ-14


Слева: Епитрахиль. Смирна. 1732 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити,жемчуг, изумруды (кабошоны).
Справа: Воротник – оплечье стихаря. Смирна. 1734 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити. 68.5х47 см
Воротник – оплечье стихаря. Новая Джульфа. 1736 г.Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити.
Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
«Армения. Легенда бытия». ГИМ-15

Фрагменты
«Армения. Легенда бытия». ГИМ-16

«Армения. Легенда бытия». ГИМ-17


Омофор. Слуцк. Конец XVIII в. Золотные, серебряные и шелковые нити, серебро. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
«Армения. Легенда бытия». ГИМ-18

Фрагмент
Широкие слуцкие пояса ткали без изнанки, двусторонними. А были и четырехсторонние – двумя полосами разного цвета, на все случаи жизни. Пояс легко датировать благодаря  надписи в уголке: «Вь грдъ Слуцкъ» (ять заменяю твердым знаком). Кириллицей стали подписывать пояса после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г., когда белорусские земли вошли в состав Российской империи, как одна из провинций.
Сдержанный цвет, уже не яркий блеск золотных нитей и скромный рисунок не привлекают особого внимания. А между тем  –  это прославленный слуцкий пояс (в подписи назван омофором).  В самой Белоруссии после войны их насчитывают всего 5 экземпляров, но они есть в коллекциях музеев разных стран.
Подробности об их истории, музее слуцких поясов и об их возрождении сегодня см. здесь.

«Армения. Легенда бытия». ГИМ-19

В Москву привезли 6 ворсовых ковров XIX века и 4 национальных костюма:
Ковры: Слева ковер с медальонами, тип «Воротан» [название горной реки]. Сюник, XIX в. Шерсть.
Ковер «Астхаавк»
[Звезды]. Сюник. XIX в. Шерсть.
Справа: Ансамбль женского костюма. Васпуракан. Конец XVIII – начало XIX в. Шерсть, хлопок. Музей Истории Армении
«Армения. Легенда бытия». ГИМ-20


Фрагмент ковра «Древо жизни». Арцах. Конец XIX в. Шерсть. Музей истории Армении
«Армения. Легенда бытия». ГИМ-21


Целая библиотека древних манускриптов представлена на выставке.  Кожаные переплеты раскрыты и можно долго рассматривать яркие миниатюры в евангелиях, библии, лекционариях, гимнариях, Синаксарии.
Самый древний среди памятников письменности – этот одинокий обгоревший (?) лист:
Второзаконие. Фрагмент. V в. Пергамент. Образец самой ранней формы армянской письменности, которой писал Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита. Матенадаран
«Армения. Легенда бытия». ГИМ-22

Евангелие. Сандхкаванк, Айрарат. 1053 г. Писец и получатель Ованес, переплетчик иерей Аствацатур. Пергамент. Открыта на миниатюре «Евангелист Марк» и первом листе. ...Известно, что Ованес Сандхкаванеци жил и творил в монастыре  Сандхкаванк. Матенадаран
«Армения. Легенда бытия». ГИМ-23

Евангелие. Каффа, 1420 г. Писец, художник и переплетчик Кристосатур, получатели Аствацатур и его супруга Еагут. Пергамент. Открыта на миниатюре «Евангелист» и первом листе. Матенадаран
«Армения. Легенда бытия». ГИМ-37


Кстати, манускрипты – не только памятники письменности и образцы искусства книги. Они интересны и текстильщикам, так как в переплетах сохранились древнейшие ткани-набойки. Они окрашены растительными красителями и прославленным армянским кермесом. Этот уникальный красный цвет получали из насекомого – дубового червеца. Он способствовал и славе армянских ковров.


Продолжение экскурсии – в журнале Артобъектив.

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
vyshivanka
16 мар, 2016 04:33 (UTC)
Неожиданно было слуцкий пояс увидеть на выставке из Армении.
В одной частной коллекции, в Беларуси, видела 2 орната сшитых из слуцких поясов.
irinadvorkina
16 мар, 2016 06:58 (UTC)
Наверное, он здесь потому, что их производство налаживал мастер Ян Маджарский - Аванес Маджарянц, армянин по происхождению.
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Январь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister