?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В текстильных лабиринтах или
Снова вместе

Вот и к нам добралась мода на текстильные биеннале-триеннале (например, в Каунасе прошло уже восьмое международное текстильное биеннале; на Украине в прошлом году – третье триеннале и т. д). Первая в истории России выставка – триеннале гобелена и современной таписсерии "Квадратный метр – свое пространство" проходит в московском музее-заповеднике «Царицыно» с 30 сентября по 6 ноября 2011 года. Вручение дипломов участникам и призёрам триеннале произойдет при её закрытии 7 ноября.
Первое российское триеннале гобелена в «Царицыно»

В заголовках поста – главные особенности выставки. Здесь представлено свыше 300 работ 217 художников по текстилю. Это и прославленные мастера гобелена, и молодые начинающие художники из России, включая Якутию, а также из Прибалтики, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана. Те, кто не смотря ни на какие трудности не изменил своему пристрастию к классическому гобелену, и те, кто увлекся разнообразными новыми течениями.
Сообщение об условиях приема произведений на выставку сохранилось здесь.    
 
Триеннале в «Царицыно» – это продолжение знакомства широкой публики с искусством гобелена: с обширной музейной коллекцией произведений советского периода (фонд насчитывает более 370 работ) и постоянно пополняющимся собранием старинных европейских шпалер и гобеленов современных художников.
Рассказ о них см. в блоге на страницах: 1, 2, 3, 4.
 
Оргкомитету пришлось нелегко. Координатор триеннале – научный сотрудник ГМЗ «Царицыно» О. Шеболдаева рассказывает: «Музей разослал сотни приглашений. Подготовительный период начался еще летом прошлого года. Активная переписка с художниками началась с января 2011 года. Пик организационной работы пришелся на март-апрель. В день я получала более ста писем. 
Мы пригласили не всех желающих, потому что участие в проекте осуществлялось на конкурсной основе. По электронной почте мы получили 600 изображений работ от более, чем 400 претендентов на участие в выставке. Отбирала работы комиссия. Многократно просматривали, выбирали. Сначала отсеяли самые слабые работы, которые напоминали женское рукоделие. Милые, наивные, но эти работы не соответствовали уровню нашего триеннале. Второй этап отбора – отказывали, если работы были однотипными. Выбирали наиболее удачные. Обязательным условием было ручное ткачество». 
(У меня сейчас задача сложнее – уложиться в 50 кадров на всё про всё…)
 
В последний день сентября произошло не просто открытие выставки. Это был настоящий Праздник Гобелена
Первое российское триеннале гобелена в «Царицыно»
(Желающие увидеть себя покрупнее, напишите – вышлю  нужный фрагмент).
Вот здесь, надеюсь, можно прочесть фамилии
Первое российское триеннале гобелена в «Царицыно» 
Генеральный директор музея Александр Безруков приветствует собравшихся на открытии
Первое российское триеннале гобелена в «Царицыно»
Далее слева-направо: О. В. Докучаева  (зам. ген. директора по научной работе, кандидат искусствоведения, руководитель программы, куратор основного проекта); С. В. Гавин (заслуженный художник РФ,  профессор МГХПА им. С. Г. Строганова, со-куратор основного проекта); Г. А. Корзина (заслуженный художник РФ,  председатель комиссии по декоративно-прикладному искусству Союза художников России); Л. В. Введенская (дизайнер основного проекта,  художник, член АХДИ МСХ); А. С. Гораздин (художник,  председатель правления Ассоциации художников декоративных искусств МСХ).
Через стеклянную крышу в атриуме Хлебного дома лился солнечный свет, звучала музыка. Художники, много лет не имевшие возможности общаться, радостно приветствовали друг друга. «Художник должен общаться. Должен знать, что делают другие его коллеги. Он не может сидеть только в мастерской, как в келье. Он должен обязательно развиваться. А для этого он должен общаться и смотреть. И это главный итог события, которое сейчас происходит», – сказал на открытии А. С. Гораздин.
Звукозаписи некоторых выступлений находятся в конце поста.
 
История и фото Хлебного дома.
Монтаж экспозиций Триеннале. Фоторепортаж.
 
Первой на выставке встречает посетителей одна из двух представленных работ Елены Ткаченко «Предчувствие любви» в уникальной авторской технике переплетения (см. первое фото).  Водопад золотистых нитей лишь чуть-чуть притворяется реальным одеянием – шалью. Освобожденные из тисков ткацкого переплетения тысячи метров тонких шёлковых нитей зажили собственной жизнью, прельщая взгляд своей чистой красотой. Новая серия родилась под впечатлением от картин Рембрандта, а выставка называлась «Песнь Песней»: «Положи меня, как печать, на сердце свое, как перстень на руку твою…». Краски живописца превратились в изысканные волны шёлка. О Елене Ткаченко см. в блоге.
Елена Ткаченко. РФ, г. Санкт-Петербург. Любовь небесная. 2010. Авторская техника. Шёлк, вискоза, металлическая нить
Елена Ткаченко. «Любовь небесная»
 
Петербуржцы встретились в Москве: Елена Ткаченко дарит Марату Тажибаеву каталог последней выставки. Гобелен Тажибаева, представленный на выставке есть в блоге.
Елена Ткаченко и Марат Тажибаев

«Лабиринт» – это не столько поэтическая метафора, сколько реальное ощущение от экспозиции, которая кажется бесконечной
Первое российское триеннале гобелена в «Царицыно» 
Блуждая по белоснежной анфиладе залов Хлебного дома, вы по кругу вернетесь к началу экспозиции. А можно ходить по выставке и как челнок: туда-обратно. Лабиринт породило пристрастие музея к перегородкам в небольших залах. Конечно, это увеличивает площадь экспозиции, но затрудняет восприятие даже небольших произведений.
 
Большинство работ выполнено в традиционной для гобелена гладкой технике ткачества. При этом круг использованных материалов постоянно расширяется: кроме шерсти, шёлка, льна и хлопка, художники экспериментируют с полиэстром, вискозой, акрилом, полиэтиленом, шпагатом, соломой, джутом, леской. Немало и произведений, в которых  ткачество сочетается с неожиданными материалами: деревом, стеклом, оргстеклом, керамикой, металлом, фотографиями.
 
Ткачество Натальи Мурадовой и хрусталь Тимура Сажина (одного из авторов «Хрустальной Турандот») в «Библейском мотиве»  не просто соседствуют. Они превратились в органичный и гармоничный сплав двух противоположных  по своим свойствам материалов. То ли оплывающая свеча, то ли древний свиток с проступающими вечными словами Апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь». «Но любовь из них больше», – заключает Святой Павел (1Кор. 13. 12-13). Из бесформенной (но изящно брошенной) полупрозрачной массы выступают руки: вверху –  созидающие, внизу – протянутые с мольбой к небу.
Наталья Мурадова, Тимур Сажин. РФ, г. Москва. Библейский мотив. Шерсть, лён, хрусталь, ткачество, малирование
Наталья Мурадова, Тимур Сажин. Библейский мотив

Среди длинной вереницы разноцветных квадратных метров, заключенных в рамы, конечно, обращают на себя внимание отдельные исключения.
Сергей Гавин. РФ, г. Москва. Чистое небо. 2011. Шерсть, шелк, люрекс
Сергей Гавин. Чистое небо
Фрагмент
Сергей Гавин. Чистое небо 
И особенно радуют глаз зрителей (так уж человеческое восприятие устроено!) нарушения главного условия организаторов выставки: «общая площадь произведения должна быть в пределах одного квадратного метра».
Федор Львовский. РФ, г. Москва. Гимн цветам. 2011. Шерсть, металл (художник на фоне своего произведения)
Федор Львовский. Гимн цветам

Немногочисленные объёмные арт-объекты и инсталляции вызывают повышенный интерес публики.
Н. Цветкова. РФ, г. Санкт-Петербург. Арт-объект. Ракушка. 2008. Хлопок, проволока, металл
Н. Цветкова.Арт-объект. Ракушка 
Фрагмент.
Н. Цветкова.Арт-объект. Ракушка 
А. Козорез. РФ, г. Москва. Урбанистическая  иллюзия. 2011. Смешанные нити, оргстекло, металл
А. Козорез. Урбанистическая  иллюзия
Фрагмент  
А. Козорез. Урбанистическая  иллюзия
 
Ажурные текстильные колонны высотой в 5 метров в начале экспозиции оказываются изображением деревьев.
Н. Цветкова. РФ, г. Санкт-Петербург. Зимний лес
Н. Цветкова. Лист
 
Н. Цветкова. РФ, г. Санкт-Петербург. Лист. 2010. Полиэтилен, проволока, хлопок
Н. Цветкова. Лист
 
Но кроме большого размера и необычности формы хотелось бы увидеть в арт-объектах и некую серьезную идею. Ну как же – в России, да без идеи!
 
Вернемся к гладкому гобелену. Блуждая по лабиринту, помним, что не всегда можно составить впечатление о творчестве художника по одной, тем более небольшой работе.
Первое российское триеннале гобелена в «Царицыно»

Почему некоторые гобелены экспонировались под стеклом, осталось для меня загадкой.
Первое российское триеннале гобелена в «Царицыно»

В традиционной гладкой технике ткачества художнику не просто найти свой стиль, свою тему. Почерк Андрея Мадекина всегда узнаваем. Воплотить серьёзный библейский или мифологический сюжет он может в любом размере.
Андрей  Мадекин и Айна Музе (Латвия) (о них в блоге см. по тегу «выставки») у гобеленов Мадекина «Нимфа» и «Отдых фавна». 2011. Шерсть, хлопок
А. Мадекин «Нимфа» и «Отдых фавна»

В живописном, несмотря на скромную цветовую гамму гобелене Ольги Левадной, всё гармонично: и образное осмысление темы зарождения всего живого, и необычность формы. Каким образом сделаны «прорези» в ткани спирали? Попробуйте догадаться!
Ольга Левадная. Украина, г. Полтава. Генезис. 2010. Шерсть
Ольга Левадная. Генезис 

Юмор в текстиле, а тем более в гобелене – явление редкое. А от непривычно ярких красок гобеленов Людмилы Крамар и вовсе глаз не оторвать!
Людмила Крамар. РФ, г. Москва. Похищение Европы. 2010. Шерсть
Людмила Крамар. Похищение Европы
Записи выступлений:
А. С. Гораздина:
</lj-embed>
С. В. Гавина и Л. В. Введенской:
</lj-embed>

P. S. Размеры работ, как обычно, на выставке не указаны.
Пока вы ходите по ссылкам, я сделаю перерыв. Встретимся завтра на следующей странице. 

Comments

( 28 комментариев — Оставить комментарий )
andrey3377
18 окт, 2011 18:36 (UTC)
Спасибо, Ирина! Ты как всегда, делаешь замечательные посты о наших выставках. Здесь видишь больше, чем на самой выставке. Очень удачные фотографии.
Андрей Мадекин
irinadvorkina
18 окт, 2011 18:51 (UTC)
Здесь видишь больше...
Наверное, потому что здесь больше времени, чем на открытии :-)
Валентина Ершова
20 окт, 2011 11:48 (UTC)
Ирина, рада узнать свежие новости. Как всегда очень интересный образный материал об открытии выставки. Нашла себя в левом фото на лестнице, очень хотелось бы получить этот фрагмент. Спасибо большое за качественный обзор действительно выставочного лабиринта.
irinadvorkina
20 окт, 2011 11:57 (UTC)
Валентина, чтобы прислать фото мне нужен Ваш электронный адрес. Вы можете выслать мне его по почте (она указана в Profile).
(Анонимно)
21 окт, 2011 19:14 (UTC)
Спасибо, очень оперативно получила фото, не устаю удивляться Вашему истинному служению этому виду творчества!!!Спасибо Вам!
irinadvorkina
22 окт, 2011 06:53 (UTC)
Спасибо, Валентина за комментарии.
Так, глядишь, совместными усилиями и вернем гобелен в жизнь :-)
(Анонимно)
10 ноя, 2011 10:13 (UTC)
ирина,а вы владеите информацией о будующих подобных выставках?мне бы хотелось по-участвовать...
irinadvorkina
10 ноя, 2011 10:24 (UTC)
Следующая будет в 2014 году, но тема еще не объявлена. Когда появится информация, я напишу. Планируются и другие выставки. Следите за блогом. Информация дается и на сайтах Союза художников.
Кстати, можно завести свой ЖЖ не для записей, а просто, чтобы получать сообщения о постах тех блогов, которые Вас интересуют.
(Анонимно)
29 мар, 2012 12:20 (UTC)
Вопрос про выставку
Ирина, добрый день!
Недавно открыла для себя Ваш блог и очень обрадовалась, тем более, что у меня в библиотеке давно уже числится Ваша книга по гобелену, часто к ней обращаюсь, замечательное издание. Мне ее подарили, когда еще и не думала,что полюблю технику гобелена и буду сама делать их. А сейчас мне 25 лет, продолжила семейное дело (бабушка моя была художником-живописцем, делала гобелены, батик),научилась основам техники в художественной школе, теперь сама делаю их. Но, к сожалению, гобелен скажем так немасштабно развит, как мне кажется, особенно среди молодых и начинающих художников. А очень хочется продвигать и развивать этот вид творчества, и самой развиваться в этом направлении. Вот давно ищу и собираю информацию по данной теме,хочу найти соратников, коллег, принимать участие в выставках. Нашла Ваш блог, так здорово,что в одном месте сразу столько информации интересной и полезной. Посещала триеннале гобелена, была поражена. Прочитала здесь, что следующая выставка в 2014 году будет. Скажите, пожалуйста, еще не появилась более подробная информация о теме?Могу ли я, еще не состоя в московском союзе художников, принять участие в такой выставке?
Была бы рада новым знакомствам, перенимать опыт старших коллег.
Спасибо.
Валентина, 25 лет, Москва. Член Творческого Союза Дизайнеров г. Москва
irinadvorkina
29 мар, 2012 15:04 (UTC)
Re: Вопрос про выставку
Валентина, рада Вашему энтузиазму!
Про триеннале пока новостей нет. Если условия не изменятся, то сможете. Единственная задача — чтобы работа понравилась оргкомитету...
(Анонимно)
30 мар, 2012 09:24 (UTC)
Re: Вопрос про выставку
Ирина,огромное спасибо за Ваш ответ!Рада такому знакомству!Буду ждать информацию о триеннале и делать работы)))) В союз художников очень хочу вступить, сейчас для этого все делаю))))
irinadvorkina
30 мар, 2012 17:20 (UTC)
Re: Вопрос про выставку
Вы думаете, членство в союзе способствует творческому процессу?
(Анонимно)
2 апр, 2012 06:21 (UTC)
Re: Вопрос про выставку
Конено, творческому процессу членство не способствует,этот процесс существует автономно, подвластен только художнику, но, как показывает время, членство в союзе художников дает больше возможностей принимать участие в различных выставках, конкурсах, такое сообщество поможет найти соратников и коллег. "Художник без выставок, как артист без сцены". Именно поэтому думаю, что членство все-таки нужно художнику.
(Анонимно)
10 ноя, 2011 10:58 (UTC)
спасибо за оперативный ответ,спасибо вам ,в ближайшее время заведу свой жж лена
(Анонимно)
10 ноя, 2011 17:53 (UTC)
Идея
Здравствуйте, Ирина!
Вы пишете, что в моих работах хотели бы видеть идею. Дело в том, что идеи были представлены подробно в виде текстов и фотографий объектов в природе. Мой текстиль изначально концептуален и, конечно, то, что эта информация не была донесен до зрителей,это жаль. Мне кажется, что вообще на российских выставках уделяется мало внимания концепции работ, что приводит непониманию авторского замысла. Я могла бы прислать Вам концепции к каждой работе, если Вам это интересно.
С увпжением.
Наталия Цветкова
irinadvorkina
10 ноя, 2011 18:29 (UTC)
Re: Идея
Наталия, а Вы можете дать Ваши материалы прямо в комментарии? Раз уж здесь зашел разговор и есть фото, давайте "донесем" до зрителя. Здесь можно вставлять и фотографии, но они должны уже находится где-то в сети и иметь адрес.
(Анонимно)
16 ноя, 2011 15:47 (UTC)
Re: Идея
Уважаемая Ирина! Посылаю Вам свои идеи.
Концепции:
Текстильная инсталляция «Зимний лес» состоит из трёхмерных объектов и тканей. В создании этой работы были использованы модули-тубы, символизирующие деревья. Каждый модуль одним концом закреплялся на металлическом каркасе и свободно висел в пространстве. Между деревьями располагались ткани, символизирующие иней и падающий снег. Композиция «Зимний лес» выполнена преимущественно на оттенках белого цвета с небольшим включением коричневого. Разные по своей фактуре нити позволяют показать разные виды снега – матовый и пушистый снег на ветках деревьев, переливающийся на солнце иней, серебристый лёд и т.д. Работа позволяет зрителю зайти внутрь текстильной композиции и рассмотреть её с различных точек как извне, так и изнутри.
В современном мире так называемая «вторая природа», созданная человеком, часто вступает в конфликт с «первой природой», созданной Богом. В связи с этим возникают многочисленные экологические проблемы. Располагая инсталляцию в реальном зимнем лесу, я хотела разрушить границу между «первой» и «второй» природой, добиться их гармоничного взаимодействия.
Инсталляция «Лист» создана в технике ручного ткачества из фрагментов полиэтиленовых пакетов, используемых для мусора, и пленки, в которую обычно упаковывают продукты. Сегодня люди выбрасывают так много подобного мусора, что Земля буквально задыхается под ним и возникает парниковый эффект.
Листья деревьев поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Можно сказать, что лист - источник ВОЗДУХА на Земле. Моя работа - символ экологической катастрофы - листья должны питать Землю воздухом, но полиэтиленовый лист, напротив, не даст Земле дышать.
Арт объект "Ракушка". Древняя раковина, обитательница океанских глубин…
Океан, непознанный человеком, таящий в себе многочисленные загадки. Океан – субстанция, вобравшая в себя древний разум и древний опыт. Форма раковины – спираль – магический символ непрерывности и цикличности.
На протяжении всей истории человечества раковина занимала особое место в искусстве разных народов. Она вдохновляла художников разных эпох, трансформируясь в разнообразные формы, но неизменно оставаясь интересной.
Завитки раковины и сегодня завораживают человека, её «голос» рассказывает о тайнах океанского «космоса».
Фотографии инсталляций на природе можно посмотреть на моем сайте: http://tsvetkovaart.narod.ru/RusVers/ArtWorks/artworks.htm
Наталия Цветкова.
irinadvorkina
16 ноя, 2011 15:56 (UTC)
Re: Идея
Спасибо.
(Анонимно)
19 ноя, 2011 14:06 (UTC)
Первое российское триеннале современного текстиля в "
Спасибо!!! За информационное поле, которое Вы, Ирина, вплетаете в нашу жизнь. Александр Левадный, г. Полтава, Украина. LevadniyA@i.ua
irinadvorkina
20 ноя, 2011 11:04 (UTC)
Re: Первое российское триеннале
Написала Вам, Александр.
etequinity
29 янв, 2012 20:59 (UTC)
Спасибо Вам за рассказ о выставке и прекрасные фотографии гобеленов. Особенно понравились "Зимний лес", Урбанистическая иллюзия" и "Любовь небесная". Жду сообщений о следующей выставке, так как хочется посмотреть гобелены не только на фотографиях. С прекрасными гобеленами Андрея Мадекина и Валентины Ершовой удалось познакомиться пройдя по ссылкам на мейл.ру и Фейсбук. Спасибо!
irinadvorkina
30 янв, 2012 05:29 (UTC)
Да, мы все с интересом ждем следующей выставки!
(Анонимно)
4 мар, 2012 14:31 (UTC)
гобелен
Добрый день, Ирина Анатольевна!Я очень рада, что повстречалась с Вами на выставке! Эта встреча придала мне уверенности в том, что гобелен еще кому-то интересен.Постараюсь и своих студентов настроить на оптимистичный лад. С большим удовольствием посмотрела фоторепортажи с выставок .Спасибо за информацию, постараемся к следующей триеннале что-то сотворить. Когда есть цель, интереснее работать.Гайнутдинова Светлана Ивановна, посетитель выставки "Формула рукоделия", ст. преп. кафедры ДПИ ХГФ Чувашского госпедуниверситета, г.Чебоксары
irinadvorkina
5 мар, 2012 06:14 (UTC)
Re: гобелен
Я тоже всегда рада пообщаться с коллегами!
"Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать!" (Коко Шанель).
(Анонимно)
11 сент, 2012 07:32 (UTC)
программа по изучению гобелена
уважаемая ИРина,пожайлуста подскажите,где можно найти(в интернете)программу по ведению кружка гобелена-я собираюсь преподовать в доме творчества,а последовательность преподования мне не ясна.спасибо
irinadvorkina
17 сент, 2012 10:37 (UTC)
Re: программа по изучению гобелена
Официальные программы не попадались.
Мою книгу "Гобелен за десять вечеров" - можно вполне использовать и как программу, и как содержание для преподавания в кружке гобелена.
http://www.irinadvorkina.ru/gobelin.html
http://www.irinadvorkina.ru/zakaz_knig.html
(Анонимно)
4 дек, 2012 10:38 (UTC)
Re: программа по изучению гобелена
СПАСИБО БОЛЬШОЕ-ЗА СОВЕТ,ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАКАЖУ ВАШУ КНИГУ,ВЕДЬ ОНА ТОЛЬКО ПОЯВИЛАСЬ НА САЙТАХ ПРОДАЖ-ДОЛГО НЕ БЫЛО.
irinadvorkina
4 дек, 2012 10:53 (UTC)
Re: программа по изучению гобелена
Второе издание продается уже с 2006 г.
( 28 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Май 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister