?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В золотом плену

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина с 19 марта по 26 мая 2013 года представляет выставку «1000 лет золота инков. Из собрания Музея золота Перу в Лиме».
«1000 лет золота инков. Из собрания Музея золота Перу в Лиме»

На пресс-конференции выступили директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова

1000 лет золота инков
1.


Густаво Отеро, посол республики Перу
1000 лет золота инков
2.

Виктория Мухика, директор Музея золота Перу
1000 лет золота инков
3.

Кира Вязовикина, куратор-хранитель выставки, научный сотрудник Отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина, правее: Александр Сафронов, МГУ.
1000 лет золота инков
4.



Выставку открывает Ирина Антонова

5.

Полумрак и витрины с подсветкой превратили знакомый белый зал в таинственную поляну, освещенную «светлячками» в ночи. Зал похож на горное ущелье, по сторонам которого высятся щиты с обширной информацией (однако "золотые" фоны и сумрак затрудняют чтение). Стекла здесь, явно, больше, чем золота…
1000 лет золота инков

На стенах – огромные фотографии древностей Перу.
1000 лет золота инков

Музей золота Перу насчитывает более 7000 предметов, принадлежащих многочисленным культурам доколумбовой Америки. Это не только изделия из золота и других металлов, но и текстиль, и керамика. В основу музея была положена коллекция Мигеля Мухика Гайо, которую он начал собирать 40 лет назад. Сегодня директором музея является его дочь Виктория Мухика. В настоящее время музей не приобретает новые экспонаты, а занимается изучением уже имеющихся.

Об истории музея и коллекции рассказывает  Виктория Мухика
6.



7.

Название выставки, скорее, поэтическая метафора и требует уточнений. Музей из Лимы привез артефакты длительного периода истории. Наиболее древние из них относятся к культуре долины Наска (200 г. до н. э. – 600 г. н. э.), самые поздние – два сосуда инков (сер. XII века – 1532 г. н. э.). И те – из серебра. Имя верховного правителя одного из племен в Андах – Инка, стало со временем наименованием его родственников, представителей знати, а позднее – всей могущественной империи Тауантинсуйу и её народа. Завоевывая соседние племена, инки впитывали и развивали особенности их культуры, вырабатывая свой стиль. Так золотых дел мастера из северного государства Чиму были перевезены инками к себе.
Большую часть предметов датируют временем культур долин Ламбайеке (900–1100 г. н. э.) и Моче (100–800 г. н. э.). Немало изделий на выставке происходят из горной деревни Фриас на границе с Эквадором на севере Перу. Здесь в 1956 году был найден клад изделий из золота, которые датировали 400 г. до н. э. – 90 г. н. э.

Пинцеты из сложенного листа золота. Слева: в виде божества (?), стоящего на двуглавой змее. Золото, серебро (возможно, платина), хризоколла. 13,0х8,0 см;
Справа: в форме полумесяца, с головками драконов (?), в центре ласка (?). Золото, хризоколла. 11,3х10,5 см. Фриас
1000 лет золота инков

Там же были найдены предметы культуры Викус (500 г. до н. э. – 100 г. н. э.). Отдельные артефакты происходят из культур Уари (500–1100 г. н. э.), Чирибайя (900–1350 г. н. э.), Чиму (1000–1470 г. н. э.). Такая хронология культур древнего Перу приведена в предисловии к каталогу выставки. В описании экспонатов указаны более широкие, пока «приблизительные» датировки: Ламбайеке – 900–1450 н.э., Фриас – 200 до н.э. – 700 н.э., Наска – 200 до н.э. – 700 н.э., Моче – 200 до н.э. – 700 н.э., Чирибайя – 200 до н.э. – 700 н.э., Уари – 700–900 н.э.,  инки – 900–1450 н.э.

Шлем. Золотые пластины скреплены растительными волокнами. 28,5х20,0 см. Культура Уари
1000 лет золота инков

Кроме золота, представлены изделия из серебра, меди и керамика. И сегодня они не менее ценны, чем золотые.
Таким образом, название выставки весьма условно, что нисколько не снижает её значимость и уникальность.

Слева-направо: Сосуд в виде человеческой фигуры, предположительно, для возлияний во время жертвоприношений. Золото, серебро, медь. Высота 21,5 см; Двойной сосуд. Золото, хризоколла. Высота 19,0 см и 10,0 см. Культура Ламбайеке
1000 лет золота инков

Горные области Анд богаты драгоценными металлами. С древности здесь добывали в шахтах и выплавляли золото, серебро, медь, бронзу, свинец, олово. В сезон дождей, потоки воды и сейчас приносят в долины крупинки золота и самородки. Индейцы верили, что металлы – дар богини Земли Пачамамы. Речное золото имело различные примеси, придававшие оттенки слиткам. Это навело мастеров на мысль создавать сплавы с нужным соотношением золота, серебра и меди. Каждый оттенок золота для древних перуанцев имел символическое значение и предназначался разным божествам.

Нагрудное украшение из листа золота. Фрагмент. 28,9х69,6 см. Культура Чирибайя. В центре – изображение стоящего человека с поднятыми руками, держащего в руке нож
1000 лет золота инков

Считают, что именно на северном побережье Перу и началась обработка металлов в Южной Америке. Самым древним изделиям из Перу 4000 лет. Наибольших успехов достигли культуры Викус, Мочика, Чиму, Ламбайеке.

Древние индейцы владели разными способами обработки металла. Самый простой – выстукивание молотком, затем на лист наносили рисунок штампом или вырезанием. В технике металлопластики на более толстом листе создавали рельеф или выдавливали с помощью каменных или деревянных моделей. Более изящный рисунок делали клеймом и гравировкой острым инструментом. Крупные изделия, которые сегодня кажутся литыми, часто делали из отдельных частей, искусно соединяя их проволокой, сваркой, пайкой. Филигрань создавали спайкой элементов из проволоки. Оружие и инструменты из меди и сплавов отливали в восковой форме, покрытой глиной. Существовали и методы золочения, дерево и камень покрывали листами золота.

Слева-направо: Миска из цельного листа золота с отчеканенными изображениями стоящих персонажей в уборах из перьев, с жезлами в руках. 13,9х12,0 см; Чаша. 9,3х20,9 см; Черпак из цельного листа золота. 33,2х5,4 см. Культура Ламбайеке
1000 лет золота инков

Благодаря чистоте, цвету и блеску, золото считалось символом Солнца, а серебро – Луны. Инки считали себя их сыновьями. Древний историк Пома де Айяла в «Новой хронике» (ок. 1567 г.) сообщает, что в декабре: «совершались жертвоприношения Солнцу: в земле хоронили много золота и серебра, а [также] столовой посуды. Пятьсот невинных мальчиков и девочек стоя живыми закапывали в землю вместе с золотой и серебряной посудой,.. и скота». Жертвы приносили, вымаливая плодородие.

Никто не может пройти мимо загадочных золотых рук (не перчаток!), найденных в погребении. «Каждое запястье изготовлено из двух листов золота, скрепленных золотыми скобами. К ним припаяны пальцы, выполненные из скрученных листов золота и скрепленные пластинами. На пальцах видны желобки ногтей и места сгибов. Они не предназначались для покрытия рук умершего» (Каталог). Но пара лишних рук для работы ведь всегда пригодится божеству?
Руки. Золото. 20,5х8,8 см /23,0х6,8 см. Культура Ламбайеке
1000 лет золота инков

Чем ценнее металл, тем выше на социальной лестнице находились те, кто имел право им пользоваться. Беднякам оставались глиняные изделия. Драгоценные украшения отправлялись с их владельцами в могилы. К ним добавляли погребальные амулеты. Пома де Айяла рассказывает, «Как хоронили индейцев из Чинчайсуйю… покойнику мыли тело и надевали все его [праздничные] одежды, и перья, и драгоценности из золота и серебра. Затем его укладывали на носилки, и несли в процессии».

Рисунок из «Новой хроники» Филипе Пома де Айяла. (F. Anton. Alt-Peru und seine kunst. Leipzig, 1962)
«Новая хроника Пома де Айяла

Пома де Айяла описывает и Айя маркай килья – месяц культа умерших – Праздник усопших: «В этот месяц они вынимали усопших из их склепов, которые называли пукульо, и преподносили им еду и питьё. И они одевали их в свои [самые] богатые одежды, и украшали головы перьями, и пели, и плясали вместе с ними, а их [тела усопших], укладывали на носилки, и шли с ними от дома к дому, и по улицам, и по площадям, а затем возвращались [назад], чтобы вернуть их в их пукульо, снабдив едой и столовой посудой, которая у принципалов была из золота и серебра, а у бедняков – из глины».

В одном из документов эпохи завоевания испанцами Америки описан храм Солнца в Куско – столице империи инков: «В роскошном храме Кориканча можно было увидеть литой диск из золота размером с колесо, символизирующий бога Солнца, золотые фигуры людей в человеческий рост и лам натуральной величины из золота и серебра, и все стены храма были покрыты листами из чистого золота».
Сохранились и другие восторженные описания хронистов того времени. По соседству с храмом находился сад, в котором все было сделано из золота: земля, ламы с ягнятами, пастух, девочки, собирающие фрукты с деревьев, птицы на ветвях. Ползающие змеи сверкали глазами из драгоценных камней. Из них же были цветы, на которых сидели бабочки и жуки, были ящерицы, мыши и даже пауки.

Головной убор. Фрагмент. Золото. Культура Ламбайеке
1000 лет золота инков

Ирина Антонова рассказывает:


Восемьдесят шесть перуанских сокровищ приехало в Москву. Всё в зале непривычно для европейского глаза. Посетителей встречает одна из двух больших погребальных масок, ставшая эмблемой выставки. Маска вычеканена из цельного листа золота. Раскосые глаза смотрят на нас, но не видят. Они смотрят в вечность, как и все остальные золотые лики. Зрачки инкрустированы хризоколлой – голубовато-зеленоватым минералом (силикат меди), напоминающим бирюзу. Под рельефным носом – украшение, возможно, вставленное в нос. Видны остатки раскраски киноварью.

Погребальная маска. Фрагмент. Золото, хризоколла, смола. 29,0х45.5 см. Культура Ламбайеке
1000 лет золота инков

В центре экспозиции – комплект погребальных украшений правителя времени Ламбайеке. Головной убор состоит из 65 стилизованных перьев и круглого диска. Корона сделана из тонкого листа без декора, загнутого и скрепленного скобами. Перед ней – девять полусфер и две пластины, с отчеканенными изображениями таких же голов животных по краю, как и полоса под перьями.

Комплект погребальных украшений правителя. Головной убор. Золото. 30,5х52,7 см; Корона. Золото. 20х18,5 см. Маска. Позолоченное серебро. 24,5х33 см; Внизу слева: Конический бокал с двойным дном-погремушкой. Золото. Высота 12,7 см; в центре: Бокал. Золото, хризоколла. Высота 21,9 см. Культура Ламбайеке
1000 лет золота инков

Погребальная маска, отчеканенная из цельного листа, в виде лица с раскосыми глазами и выступающим носом, в который вставлено украшение с подвесками. Маска выглядит очень живописно, благодаря сохранившейся окраске киноварью и окисью меди.
1000 лет золота инков

Но почему маски, которые клали на лицо, такие большие? Секрет кроется в особенностях похоронного обряда. Хоронили умерших в позе человека, сидящего на корточках (в этой позе и молились, сообщает Пома де Айяла). Обертывали в несколько тканей – чем их больше и выше их качество, тем выше статус покойного. В некоторых культурах в результате получался целый тюк, а сверху прикрепляли маску, нагрудные украшения, плюмажи.

Мумия, покрытая тканью, перьями, и волокнами хлопка. Чанкай. Ок. 1300–1450 г. Высота 24 см. Кембриджский университетский музей археологии и этнографии (F. Anton. Alt-Peru und seine kunst. Leipzig, 1962)
Мумия. Чанкай

Внизу в витрине (фото выше) стоят бокалы, с фигурами божества, с уборами из перьев, серьгами с хризоколлой, подобно представленному комплекту. На них видны нагрудные украшения, в руках – жезлы. На бокале в центре – «меандровый» орнамент из птичьего крыла. Слева – конический бокал с двойным дном-погремушкой. В него клали камушки.

Разнообразны короны. Головной убор правителя из Фриаса состоит из широкой полосы, спереди – фигурка хищника с серьгами из хризоколлы.
Корона. Золото, хризоколла 23,3х6,6 см. Фриас
1000 лет золота инков

Корона с лунообразной вставкой сложнее. На ней повторяются фигуры людей с поднятыми руками, в шлемах и серьгами в ушах, а так же малые фигурки и животные.
Корона. Золото 19,8х19,5 см. Культура Ламбайеке
1000 лет золота инков

Плюмажи Наска из листового золота в виде птиц с расправленными крыльями, напоминают сов.
Плюмаж. Золото. 31,0х26,7 см. Культура Наска
1000 лет золота инков

Большие и явно тяжелые (8 см в диаметре!) круги называют серьгами, хотя точнее будет – вкладыши. На фото видна круглая ножка и основание меньшего диаметра. На фото выше, с пейзажем Мачу-Пикчу, в витрине слева находится вариант вкладышей эпохи Чиму (900–1450 н.э.) из серебра, с диаметром верха 13,2 см. Это большие предметы, на массивных длинных ножках. Их вставляли в растянутые отверстия в ушах. У инков отверстия делали во время обряда инициации. Испанцы называли их длинноухими. Величина серег говорит о большом значении, которое придавалось защите всех отверстий тела. Особенно интересна средняя серьга тончайшей работы. Головы человека-птицы-змеи в форме свастики украшены короной и перьями, подобными тем, что представлены на выставке.
Серьги. Золото, хризоколла. Диаметр 8,0 см и 8,7 см. Культура Ламбайеке
1000 лет золота инков

На маске из немецкого музея видны эти большие отверстия в ушах.
Маска мумии. Культура Моче. Ок. 400–800 н.э. Золото, медь. Линденмузеум, Штудгарт (F. Anton. Alt-Peru und seine kunst. Leipzig, 1962)
Маска мумии. Моче

Украшения демонстрировали статус владельца и являлись оберегами.
Разнообразные, более и менее изящные большие лунообразные украшения предназначены для носа.
Украшения для носа. Вверху: Золото, хризоколла, бирюза. 11,0х18,0 см. Внизу: Подвеска с головами хищников. Золото, серебро. 6,8х17,4 см. Культура Моче
1000 лет золота инков

На прямоугольном изделии в центре изображено божество (?) с двухголовой змеей (или двумя). На ветвях из хризоколлы сидят попугаи. Их головы инкрустированы ракушками, а клюв и лапки минералом содалитом.
Украшение для носа. Золото, серебро, содалит, раковины, хризоколла. 11,1х19,0 см. Культура Моче
1000 лет золота инков

Примеры тонкой работы – миниатюрные птички.
Слева-направо: Серьга с подвеской. Золото, хризоколла. 9,1х3,8 см; Птица на цилиндре. Золото. 7,4х1,8 см; Чаша. Золото, хризоколла. 7,0х13,8 см. Фриас
1000 лет золота инков

Довольно примитивное изображение неведомого зверя на самом деле является … сумкой. Она сделана из двух листов золота. Из оскаленной пасти хищника торчат клыки. По углам «тела» прикреплены лапки, внизу – четко обозначена принадлежность зверя к сильному полу (причем, человеческому) и хвост.
Церемониальная сумка. Золото. 37,2х13,1х12,4 см. Фриас
1000 лет золота инков

Всеобщее внимание привлекают церемониальные ножи в форме полумесяца – туми. Считают, что они имели значение как атрибуты царской власти и жрецов, и использовались во время обрядов жертвоприношений. Наиболее интересны их разнообразные рукоятки.
На левом ноже она сделана в виде человеческой фигуры с остатками позолоты, в головном уборе с тонким золотым орнаментом. Возможно, изображен мифический правитель Наймлапа. В руке он держит такой же нож, видимо, собираясь принести жертву. Справа – с фигурой оленя на рукояти.

Туми (церемониальные ножи). Слева: Золото, серебро. 35,6х13,6 см.
Справа: Золото 30,1х10,4 см. Культура Ламбайеке
1000 лет золота инков


Ещё один нож в профиль
1000 лет золота инков

То, что скромно называется бокалами, похоже на кубки для великанов. А следы киновари на них представляются возбужденному воображению кровью жертв. Но это, видимо, залог будущего возрождения.
Сосуд с изображением перевернутой головы. Золото. Высота 25,5 см. Культура Ламбайеке
1000 лет золота инков

На бокалах и других ритуальных сосудах видны фигурки тотемных животных.

Лягушки – символы богини Земли Пачамамы, и, соответственно, плодородия. Точки на их спинах, скорее всего, – потомство, которое некоторые виды  выращивают на спине.
Слева-направо: Бокал с изображением лягушек. Серебро. Высота 15,6 см; Бокал с изображением лягушек и голов. Золото. Высота 15,5 см; Бокал. Золото. Высота 18,8 см. Культура Ламбайеке
1000 лет золота инков

Мастера культуры Наска прославились керамическими расписными изделиями. Рисунки на них прошли путь от реалистических до абстрактных. Они делали сложнейшие антропо-зооморфные сосуды. На двух сосудах видно, как богиня Земли Пачамама, лежа на спине, рожает растения и людей. В рисунке переплетаются змеи, хищные звери, люди и части тел. Сверху – два горлышка.
Антары (флейты). 73,0х20,2; Фигурный сосуд. 26,0х20,5 см. Керамика. Культура Наска
1000 лет золота инков

Славились гончары и производством глиняных музыкальных ритуальных инструментов. Сложной техникой отливали 12 соединенных воедино труб разной длины.
На флейтах изображен стрелок из лука и его серая обезглавленная жертва.
1000 лет золота инков

Инструменты, подобные древней флейте бытуют до сих пор.
Так выглядит современный вариант флейты.
ансамблЬ латино-американской музыки Мигеля Переса

А как звучит – слушайте и смотрите на видео (выступление на открытии выставки ансамбля латино-американской музыки Мигеля Переса)


Духовой музыкальный инструмент. Керамика. 33,0х15,0 см. Культура Моче.
«Выходное отверстие выполнено в виде головы ягуара. Двухцветно окрашенный корпус и мундштук в виде змеи декорированы орнаментом, по форме напоминающим арахис. Ягуар символизировал божественные силы, а также был покровителем и защитником земледельцев и посевов» (Каталог)
1000 лет золота инков

Два инкских сосуда: один – в форме головы ламы, – главного жертвенного животного, с характерным для инков реализмом. Второй – в виде высокого стакана с ликом  божества (?). В такие бокалы во время ритуальных обрядов наливали напиток наподобие пива (чичу).
Сосуд в форме головы ламы. Серебро, позолота. 25,9х22,0 см; Бокал. Серебро. Высота 27,7 см. Культура инков
1000 лет золота инков

Золото всегда и везде было в первую очередь символом богатства. Как в древности, так и сегодня, как для американских индейцев, так и для прибывших сюда европейцев. Драгоценный металл стал причиной гибели древних цивилизаций в Южной Америке в XVI веке. Жестокость и алчность завоевателей не знала границ. Испанцы переплавили и вывезли из Южной Америки тонны золота и серебра (называют цифры: 181 тонну золота и 16800 тонн серебра). Но то, что находилось в захоронениях, зарывалось или опускалось в воду священных озер, как дар богам, уцелело, и было позднее найдено грабителями и археологами.
Уничтожив местные святилища, испанцы начали строить свои храмы, и теперь можно любоваться золочеными интерьерами колониальных церквей.

Что привлекает в первую очередь на подобные выставки? «Прежде всего, поражает богатство – много-много золота!». А в случае Южной Америки интерес подогревают и кровавые истории, связанные с предметами. Но менее всего эти вещи в наше время ценны как «драгметалл». Сегодня бесценные работы древних мастеров называют искусством.
Так, в золотом плену оказываются все, кто соприкасался с «солнечным» металлом в прошлом и настоящем.

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
rovdyr
23 май, 2013 05:36 (UTC)
Большое спасибо за исключительно интересный познавательный материал! Особенно меня удивил шлем - это вообще какая-то совершенно другая оружейная школа, нежели в Евразии.
irinadvorkina
23 май, 2013 06:01 (UTC)
Да, он и в этом ряду стоит как-то особняком.
Зара Малоян
5 июл, 2013 05:40 (UTC)
Большое спасибо.
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Январь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister