?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Выставка открыта в рамках II триеннале современного гобелена и текстильного искусства, проводимого Государственным музеем-заповедником «Царицыно» совместно с  Ассоциацией художников  декоративных искусств МСХ в галерее «Беляево» (ул. Профсоюзная, 100) с 25 декабря 2014 г. по 15 января 2015 г.
Мини-гобелен как творческий эксперимент-1

Открытие выставки 25 декабря. Слева-направо: художник,  председатель правления АХДИ МСХ А. С. Гораздин, директор галереи М. С. Бушуева, директор музея «Царицыно» Н. Ю. Самойленко, зам. ген. директора по научной работе О. В. Докучаева, куратор триеннале, сотрудник музея О. М. Шеболдаева
Мини-гобелен как творческий эксперимент-2

А. С. Гораздин, художник М. Нечепорук, М. С. Бушуева, Н. Ю. Самойленко, художник,  профессор МГХПА им. С. Г. Строганова, со-куратор основного проекта С. В. Гавин
Мини-гобелен как творческий эксперимент-3

О выставке на сайте галереи: 
«Экспозиция «Малый формат. Мини-гобелен как творческий эксперимент» – «Модель мира», наводящая фокус на произведения искусства камерных размеров. Следуя  философии романтизма, современное искусство часто подчеркивает возвышенное, помещая его в малые форматы, настаивая на том, что бесконечное способно делиться во всех своих точках произвольно, в каждой своей части оказываясь равным себе. Даже в самой малой детали пульсирует ритм жизни, постоянный во всех вещах и явлениях. Таким образом, декоративное искусство обладает здесь яркой особенностью – оно, будучи всегда внимательным к малым формам и предметам обихода, взаимодействует с человеком на уровне повседневности, обнаруживая и акцентируя «бесконечности» в окружающем мире. Именно из этого понимания декоративного искусства появляется станковая форма гобелена, которая абстрагирует саму суть декоративности в законченную вещь и представляет ее тотальной моделью мироздания. Гобелен конвертирует микрокосм личного пространства в макрокосмическую модель, являясь в этом смысле «оборотной стороной» живописи, которая исторически происходит от монументальных установок и, позже, выступает всегда в очищенном «выставочном пространстве».

Современное декоративное искусство рассматривается здесь в широкой исторической перспективе: от авангардного дизайна и органического «плетения» картин Павла Филонова и  Михаила Матюшина до усложненных концептуальных рассуждений современных художников Наташи Тарр (Кучумовой), Александра Плюснина, Олега Устинова, Ивана Новикова и Александра Петтая, использующих в своем искусстве орнаментальные мотивы и  декоративные коды. Основу экспозиции составляют  мини-гобелены второй половины XX века из собрания музея-заповедника «Царицыно» (миниатюрный текстиль Бориса Мигаля, Ирины Колесниковой, Марины Нечепорук), авторские произведения московских художников – участников II Российской триеннале современного гобелена и текстильного искусства: Сергея Гавина, Марины Русановой, Елены Нефедовой, Дины Жедыхановой, Елены Одинцовой, Татьяны Боженко, Елены Маркеловой, Евгении Андрюковой. Наряду с мастерами гобелена на выставке демонстрируются экспериментальные работы студентов МГПХА им. С.Г. Строганова, перед которыми в условиях культуры современности остро встает вопрос о новых формах бытования декоративного искусства и его особой социологии».

Начнем экскурсию с дальнего зала –  в хронологическом порядке.
На этот раз залы и стены галереи выглядят непривычно – они почти пустые.
Мини-гобелен как творческий эксперимент-4

В большом зале представлены работы Бориса Мигаля, Ирины Колесниковой, Марины Нечепорук 1984–2011 гг. из коллекции музея «Царицыно».
Из обширного музейного собрания мини-гобеленов, организаторы выставки отобрали лишь небольшую часть.
Здесь же (к сожалению, только на мониторе) можно посмотреть серии мини-гобеленов Ольги Орешко (Екатеринбург).
Мини-гобелен как творческий эксперимент-5

Борис Мигаль (1946–1999), СПб. Мини-гобелены из цикла «По Байкалу». 1986 г. Шерсть, лен, синтетика
Два из них уже были показаны в блоге.  

Еще два и фрагмент:
Борис Мигаль (1946-1999), СПб. Из цикла «По Байкалу». 1986 г.

Борис Мигаль (1946-1999), СПб. Из цикла «По Байкалу». Фрагмент. 1986 г.

О Б. Мигале см. в блоге по тематическому указателю (раздел «Персоналии»).

Тканые миниатюры не сразу получили статус законченного произведения. В 1960-е годы это были лишь небольшие образцы (20х20 см.), которые художники должны были присылать на биеннале в Лозанне (подробнее – в тексте с выставки ниже). Фрагменты демонстрировали авторскую технику больших гобеленов. Прошло немало лет, прежде чем на них взглянули по-новому, и они получили самостоятельное звучание, став мини-гобеленами. Сегодня интерес к малой форме гобелена возвращается. Молодежь вносит в них свежий взгляд, живость и раскованность нового поколения (это уже анонс материала, который я вскоре покажу в блоге).
Но в истории ткачества небольшие тканые изделия с сюжетным или символическим рисунком были, можно сказать, всегда.  Археологические находки знакомят нас с образцами ткачества разных эпох и цивилизаций. Яркий пример – коптские ткани, которые были когда-то фрагментами одежды, завес, покрывал и даже иконами.
Мини-гобелен как творческий эксперимент-6

На ретроспективной выставке одни порадуются новой встрече с работами Ирины Колесниковой и Марины Нечепорук, другие впервые познакомятся с мини-гобеленами столь высокого уровня.
Ирина и Марина в прошлом казались сестрами: они всегда появлялись вместе, выставлялись вместе, и их работы на выставках можно было перепутать. Потом Ирина уехала, а Марина начала эксперименты с леской, которые мы часто видим на московских выставках.


Ирина Колесникова (1958).
Поскольку представлены мини-гобелены разных лет, можно увидеть, как менялся почерк, как художник шел к своему стилю.
/Большая часть работ экспонируется под стеклом/.

Сентябрь. 1984. лен, шелк. 38х44 см.
Ирина Колесникова. Сентябрь. 1984

И будни и праздники. Триптих. 1985. Шерсть, шелк
Ирина Колесникова. И будни и праздники. Триптих. 1985.

На каждом этапе – эксперименты. Но не ради таковых – это поиск оптимального варианта для выражения мысли.
От живописной многословности, сложных композиций – к лаконичной графике, где живописи шелком отведены строгие границы. И от этого она кажется еще драгоценнее.
Московские мотивы. Триптих. 1987. Лен, шерсть
Ирина Колесникова. Московские мотивы. Триптих. 1987

Мир Ирины Колесниковой часто выглядит таинственным и символичным. 
Жизнь дерева. Диптих. 1989. Лен, шелк
Ирина Колесникова. Жизнь дерева. Диптих. 1989.

Городок; Лежащий. 1989. Лен, шелк
Ирина Колесникова. Городок; Лежащий. 1989

Красный ангел. 1989. Лен, шелк, хлопок; Град отраженный. 1989. Лен, шелк
Ирина Колесникова. Красный ангел. 1989; Град отраженный. 1989

Кажется, на такой большой плотности, тонкими нитями в России больше никто не ткал и не ткет по сей день.

Подвес:  Девочка с рыбой. 1989. Шелк, хлопок, медь. Ткачество; Подвесы из серии «Рябиновые»: Свеча; Портрет. 1988. Лен, шелк, шерсть, синтетика, металл, ткачество
Ирина Колесникова. Подвес:  Девочка с рыбой. 1989. Шелк, хлопок, медь. Ткачество Подвесы из серии «Рябиновые»: Свеча; Портрет. 1988.

Двойная композиция.  1990. Шелк, хлопок
Ирина Колесникова. Двойная композиция.  1990.

Из серии «ARCHIVUM» № 4; № 5. 1996 г. (женский портрет, предположительно Любови Поповой). Лен, шелк, волокно синтетическое, ткачество, коллаж
Ирина Колесникова. Из серии «ARCHIVUM» № 4; № 5. 1996 г. (женский портрет, предположительно Любови Поповой).

Светлое квадратное окно; Темное квадратное окно. 1999. Лен, шелк, бумага ручного отлива, ткачество, коллаж
Ирина Колесникова. Светлое квадратное окно; Темное квадратное окно. 1999.

Перемещение. Транзишн. Transition. Мини-гобелен из 7 частей. 2000. Лен, шелк.  – см. в блоге (там же, где работы  Б. Мигаля).

Марина Нечепорук (1958)
Больше экспериментирует с формой и материалами.
Микро-гобелены:
Путевые заметки. В 6 частях. 1987. Шелк, хлопок
Марина Нечепорук. Путевые заметки. В 6 частях. 1987

Вселенная; Обочина. 1990. Шерсть, шелк, холст, оргстекло, металл, ткачество
Марина Нечепорук. Вселенная; Обочина. 1990

Розовые очки; Воспоминание. 1990. Шерсть, шелк, ткачество
Марина Нечепорук. Розовые очки; Воспоминание. 1990

Мои соседи. Диптих из серии «Экология». 1991. Шерсть, шелк, хлопок, лен
Марина Нечепорук. Мои соседи. Диптих из серии «Экология». 1991

Сон в летнюю ночь. 1993. Лен, шелк
Марина Нечепорук. Сон в летнюю ночь

Из серии «Прогулки по Царицыно с мелодией любви». 2011. Лен, шелк, фотографии авторские, ноты, бумага фактурная, стекло, ткачество;
Игра воображения. 1999. Лен, шелк, бумага заводского и ручного изготовления, металл, стекло, зажимы, ткачество, коллаж
Марина Нечепорук. Игра воображения. 1999; «Прогулки по Царицыно с мелодией любви». 2011

Ряд работ современных художников по гобелену представлены в первых залах.
Нефедова Елена. Вспоминая Возрождение. Гобелен. Шерсть, лен. 2012–…
Отдельные части серии уже демонстрировались на выставках. И, видимо, серия будет продолжаться.
Нефедова Елена. Вспоминая Возрождение

Но постепенно у посетителей возникают вопросы...
Вертикальный ткацкий станок, стоящий в зале – неужели на таких больших станках ткут такие маленькие гобелены?
Хотя он ведь здесь с другой целью. Читаем на сайте галереи: «Своеобразным арт-объектом выступает ткацкий станок, который, лишаясь на время функциональной полезности, обнажает в пространстве выставки свое эстетическое совершенство». И он не только совсем не информативно обнажается, но еще и загораживает уникальные работы Бориса Мигаля. 
Мини-гобелен как творческий эксперимент-7

Если выставка посвящена мини-гобеленам, почему на полстены в большом зале проецируются большие гобелены художника Сергея Гавина? Ах, да, как и живопись Филонова и других и «концептуальные рассуждения», возникающие на стене, это «широкая историческая перспектива».
В принципе, любое произведение художника отражает…… как в капле… и т. д.  Но мини-гобеленов, которые можно назвать «Моделью мира», найдется немного (как и больших). И дело не в размере работы, а в масштабе мышления. Камерный гобелен, чаще, наоборот, представляет фрагменты-осколки окружающей действительности.

Работы  студентов I курса МГХПА им. С. Г. Строганова 
Мини-гобелен как творческий эксперимент-8

Это, скорее, не мини-гобелены, а безымянные образцы техник ткачества в традиционном формате 20х20 см. И, похоже, у студентов «…вопрос о новых формах бытования декоративного искусства и его особой социологии» в этих работах, видимо, не вставал.
«Инсталляция» (Мария и Наталья Арендт) служит эффектным фоном. Но как соотнести машинную вышивку на черной ткани с гобеленом?

Большие вертикальные листы на пожелтевшей бумаге: Романенков Василий  (1952–2013).  Серия графических работ. Карандаш, бумага (о художнике, например, здесь).
Между ними, как бы между прочим, мини-гобелены. Слева: Немировская Евгения.  Отдых. Красное яблоко. Ева. 1997. Шерсть, лен. 40х50 см. каждый.
Мини-гобелен как творческий эксперимент-9

Мини-гобелен как творческий эксперимент-10

Мини-гобелен как творческий эксперимент-11

Меня всегда интриговало, кто же читает такие тексты?

Перфоманс на открытии выставки: распутывание (или запутывание?) пряжи и толстых веревок под громкую фортепианную музыку. Возможно, символизирует подготовку художника к ткачеству гобелена в ожидании вдохновения? Но, явно, не мини…
Мини-гобелен как творческий эксперимент-12

В целом складывается впечатление, что мини-гобелены здесь – лишь предлог для демонстрации идей современных теоретиков.
Впрочем, мое дело было представить увиденное, а вы уж сами разбирайтесь в этом коктейле…

P. S. На выставке продается прекрасно изданный музеем "Царицыно" каталог II триеннале современного гобелена (900 руб) и сувениры с изображением фрагментов гобеленов.
В планах музея "Царицыно" – смена постоянной экспозиции гобелена в Большом дворце и мечта о большой выставке мини-гобелена на основе музейной коллекции и ее показ не только в Москве, но и в других городах.

Comments

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
andrey3377
4 янв, 2015 14:18 (UTC)
Спасибо, очень интересно. Ира Колесникова и Марина Нечепорук стали символом мини-текстиля! У Ирины в серии «ARCHIVUM» под №5 изображен Владимир Татлин.
irinadvorkina
4 янв, 2015 14:29 (UTC)
Спасибо за информацию!
Да, так много в мини-гобелене, кажется, никто больше не работал.
Было бы интересно узнать сколько же всего работ ими сделано...
andrey3377
8 янв, 2015 21:17 (UTC)
Вот замечательная цитата из Бориса Гройса:

"В течение длительного времени ко мне на лекции ходили только томные девушки, которые хотели выйти замуж. Они все исчезли. Их заменили энергичные молодые люди. На всех семинарах, и в Европе, и в Америке, ко мне ходят только молодые люди. Все они занимаются тем, что хотят получить денег от фондов на различные проекты. И им нужно писать идеологические обоснования для этого. Им нужно узнать, на каких французских философов сослаться. Application prose представляет собой главенствующий жанр. Люди пишут по несколько application в день – составляют сметы, бюджеты. Но для того, чтобы получить средства, они должны дать обоснование – социальной полезности, интеллектуальной полезности, пользы для городского развития, экологической совместимости. И сослаться на какие-то очень фундаментальные философские и идеологические парадигмы. Стандартный вопрос, который мне задают, звучит так: «На кого лучше сослаться, на Мейясу или на Левинаса, с целью получения гранта на озеленение Техаса?» В это вовлечены сотни тысяч людей".
Борис Гройс. «Все меняется, но у нас нет ощущения перемен»
(Анонимно)
3 фев, 2015 18:24 (UTC)
Какая плотность мини гобеленов ирины колесниковой?
Алекс.
irinadvorkina
4 фев, 2015 19:04 (UTC)
К сожалению, не могу ответить. И она разная. Есть размеры диптиха "Жизнь дерева": 8х11 и 10х11 см., видимо, с рамкой.
( 5 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Май 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister