irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Categories:

Фаиг Ахмед «Предел традиции»

Лекция художника Фаига Ахмеда (Баку, Азербайджан) «Предел традиции» состоялась 25 октября на выставке «Премия Джамиль 3», проходившей в «Новом Манеже» 11 октября – 23 ноября 2014 г.
О выставке см. в блоге здесь.
Фаиг занимается живописью, видео, инсталляциями, скульптурой и уникальным дизайном ковров. Ковры ткут вручную по его эскизам.
«Эксперимент с культурой, в которой сильна традиция, всегда интересен, но при этом связан со сложностями в культурном и социальном абсорбировании. Необходимо соблюдение очень тонкого баланса между пределом дозволенного и абсолютной свободой», – считает Фаиг Ахмед.


Фаиг Ахмед



Видеозапись организаторов лекции:


Аудиозапись лекции.

Вначале Фаиг рассказывает о некоторых страницах истории ковров, потом – о своем творчестве.
(Отдельные трактовки древних орнаментов требуют уточнений, замечание о неизменности ковровой композиции и отдельных мотивов можно отнести только к отдельным этапам истории и видам ковров, но сейчас не буду на этом останавливаться).

Ф. А.: «Художники всегда ломали стереотипы и думали немного иначе. Это, наверное, и есть функция художника в обществе – привносить новую точку зрения».
«Ковры создаются по старым дизайнам. Есть несколько путей их создания. Самый обычный – эскиз на компьютере, который я перевожу буквально по пикселям на инженерную бумагу и отдаю ковроткачам. Но есть и другие, когда, например, я делал объемные формы из бумаги, фотографировал их, создавал плоский эскиз и вставлял его в эскиз ковра, чтобы добиться идеальной точности в иллюзии объема, света и тени.
...Была одна работа, которая очень сильно повлияла на меня – «Recycle». Это был 150-летний ковер, порезанный по форме символа переработки».
(Уточняю: судя по фото, это гладкий ковер джеджим, стоимость которого, конечно, не сравнима с ворсовым, но всё равно – варварство… И спасибо Фаигу, что он хоть лично это не сделал).

Из ответов на вопросы.


Вспомним сравнительно недавний всплеск интереса к традиционным ковровым орнаментам, когда их использовали сначала в одежде, сумках и т. п., а потом где угодно, вплоть до кафельных плиток. Работы Фаига Ахмеда продолжают эти искания уже на другом уровне и в нескольких направлениях.

Соединение со скульптурными объектами, когда ковер получает новую форму без искажения узора, соединяясь с необычной белоснежной основой, выглядит гармоничным контрастом.

Ковровые узоры превращаются в потоки цвета. Хотя работы называются «Жидкость», «Отток», «Смазка», они воспринимаются как символы разрушения сегодня традиционной культуры. И если рассматривать их  в таком ракурсе – это очень сильные образы.

Забавная игра оптическими иллюзиями в стиле оп-арта второй половины XX века, жонглирование формами и структурами («Выступ», «Rapture»). В этом случае реальный традиционный ковер, сотканный из шерсти, на мой взгляд, оказывается просто лишним. К чему и приходит сам художник в ряде скульптурных работ.

Глядя на работы Фаига Ахмеда, напрашивается вывод, что именно возможности новых технологий подстегивают  воображение современных художников и дизайнеров. Но насколько целесообразно при подобных «трудноосуществимых» проектах использовать древнюю технику ручного ковроткачества? И обязательно ли «новая точка зрения» призвана разрушать, а не созидать?

Tags: ковры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments