irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Categories:

От барона Штиглица до скульптора Мухиной и обратно

В этом уникальном вузе историю искусства изучают не только по учебникам. Она окружает студентов со всех сторон. Проходя по лестницам, холлам, залам и комнатам уникального здания, вы оказываетесь в разных эпохах и странах одновременно. И невозможно предугадать, что будет за следующим поворотом. Наверное, его создатели были уверены, что если студентов в учебном заведении поместить в обстановку эпохи Возрождения, то непременно родятся Леонардо и Рафаэли…
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 4

Краткая историческая справка:

1876, январь – основание Санкт-Петербургского училища технического рисования (Соляной переулок, д.13) по инициативе и на средства крупного финансиста, промышленника и мецената, купца 1 гильдии барона Александра Людвиговича Штиглица (1814–1884).
1878, май. Учреждение музея, который первоначально размещался в здании училища.
1878, июнь. Закладка здания училища (проект арх. Р. А. Гедике и А. И. Кракау при участии М. Е. Месмахера).
1879, ноябрь – открытие училища.
1884. Барон А. Л. Штиглиц завещает около 7 млн. руб. для обеспечения деятельности училища (в дальнейшем оно существует на проценты с этого капитала).
1886. Главное здание училища надстроено 5-м этажом (арх. М. Е. Месмахер).
1885–1896. По проекту архитектора и директора училища Максимилиана Егоровича Месмахера (1842–1906) рядом с училищем строится специальное здание для музея.
1890-е годы. Создание филиалов в Нарве, Саратове, Ярославле. Училище получает название Центрального (ЦУТР).
1896, 12 мая. Торжественное открытие здания музея. До революции музей был в ряду крупнейших собраний декоративно-прикладного искусства Европы. Среди разнообразных предметов прикладного искусства были представлены и французские и фламандские шпалеры.
1918. Училище реорганизовано в Петроградские государственные художественно-промышленные мастерские.
1922. Мастерские преобразованы в Училище по архитектурной отделке зданий при городском Исполнительном комитете.
1923. Музей перешел в ведение Эрмитажа, став его филиалом. В то время это сохранило его богатые фонды. К 1933 году в Эрмитаж передана часть экспонатов.
1924. Закрытие училища.
1943–1945. На базе ЦУТР создано Ленинградское художественно-промышленное училище.
1945. Музею Декоративно-прикладного искусства возвращена из Эрмитажа небольшая часть его собрания.
1948. Училище становится вузом – Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем.
1953. Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу (ЛВХПУ) присвоено имя Веры Игнатьевны Мухиной.
1994. Преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию (СПГХПА).
2007. Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии возвращено имя А. Л. Штиглица.
2011,11 ноября. Во время празднования 135-летнего юбилея на парадной лестнице академии была вновь торжественно открыта историческая мраморная доска с именами создателей и основателей Училища – императоров Александра II, Александра III и барона А. Л. Штиглица. Символично, что доска благополучно сохранилась благодаря тому, что надписи советского периода были сделаны с ее обратной стороны.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 5

Здание музея (справа чуть виднеется более скромное здание училища).
У входа стоят два бронзовых фонаря, изготовленных в 1895 году по проекту Месмахера.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 1

Путти на фонарях заняты делом. Они олицетворяют различные ремесла.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 3

На треугольном фронтоне – горельеф с изображением аллегорий живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства. Работа скульптора А. Г. Баумана (1887–1888 гг.). В центре изображен человек с бородой и в рабочем фартуке. Образ этого художника-мастера имеет сходство с Месмахером.
Наверху фронтона фигура Славы, которая приготовилась увенчать достойных художников и ремесленников лавровым венком.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 2

Большой выставочный (Итальянский) зал напоминает внутренний двор итальянского палаццо. Был создан и до сих пор используется для выставок работ студентов и преподавателей. Двухъярусная галерея служит опорой для стеклянного перекрытия купола. Внутренний купол когда-то был сделан из красочных витражных квадратов. По рисунку Месмахера они были выполнены в Мюнхене в 1892 году.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 6

В настоящее время, как и часть бывших залов музея, относится к академии.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 7

При Месмахере на верхней площадке мраморной лестницы Большого выставочного зала музея была установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона А. Л. Штиглица работы М. М. Антокольского. В советское время памятник был убран, после войны хранился в запасниках училища. В 2011 году возвращен на свое место.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 8

Гобелен, посвященный Штиглицу.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 19

В 2014 году в Академии отмечали 200-летие со дня рождения Штиглица.
Интересно взглянуть и на интерьеры особняка барона А .Л. Штиглица 

В галерее Большого зала размещена гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря (180–160 годы до н. э.). Она была подарена Эрмитажем в 2002 году к 125-летнему юбилею учебного заведения. С 1945 по 1958 годы Алтарь, вывезенный из Германии для реставрации, хранился в Эрмитаже. В 1958 году был возвращён в Берлин, а для СССР была изготовлена копия мастерами училища.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 9

Рафаэлевская (Папская) галерея, создана по мотивам итальянского Возрождения. Галерею украшают копии лоджий Рафаэля для Ватиканского дворца с гротескными орнаментами. По задумке Месмахера их выполнили художники Н. Блинов и М. Салтыков.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 10

СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 14

На сводах галерей в золоченых и орнаментальных рамах помещены картины с библейскими сюжетами.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 11

СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 13

Максимилиан Месмахер не ставил целью копировать исторические здания и декоративное убранство определенных стилей. Он использовал принципы их создания, передавал суть архитектурных идей той или иной эпохи. Все это должно было служить воспитанию художественного вкуса учащихся, высокого профессионального мастерства. В этом случае, стиль, названный историзмом, был вполне оправдан просветительским и учебным назначением здания. И создавалось оформление музейного ансамбля руками самих воспитанников.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 20

Ранее в этих галереях, принадлежавших музею, демонстрировалась итальянская мебель и ткани XVI–XVII вв, французские и фламандские шпалеры, которые теперь находятся в Эрмитаже.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 21

СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 22

СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 23

Роспись стен лестницы выполнена по проекту М. Е. Месмахера в конце 1880-х годов.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 16

В арочных проемах над Итальянской (Римской) лестницей – живописное панно с изображением собора Св. Петра в Риме работы воспитанника училища П. И. Долгова.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 15

Внизу скромный вход в музей. Несмотря на выросший фонд, музейные площади сократились. В 1896 г. в музее насчитывалось свыше 12 тысяч экспонатов. В 1902 г. коллекция выросла до 15 тысяч. Сегодня здесь хранится более 35 тысяч экспонатов. Это изделия прикладного искусства разных стран и России от античности до наших дней. Сейчас экспонируется около 2500 предметов.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 17

Витраж у входа в музей.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 18

Анфилада залов французского искусства музея демонстрировала жилой интерьер Франции в эпоху Возрождения и соответствующие предметы прикладного искусства, в том числе гобелены. Зал Генриха II был оформлен резными филенками и синим бархатом с королевскими гербами.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 25

Сохранилась только богатая отделка потолка с дубовыми кессонами с королевским гербом Франции.
Сейчас залы принадлежат академии.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 26

Зал Фарнезе оформлен по мотивам дворца кардинала Фарнезе в Пьяченце середины XVI века. Здесь размещалась экспозиция итальянского Возрождения. Потолок зала, украшенный дубовыми золочеными кессонами – шедевр Месмахера.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 24

Фото 1896 года: слева Зал Фарнезе, справа – Зал Людовика XIV. В витринах демонстрируется китайский фарфор XVII–XVIII вв. На стенах – французские гобелены XVII в. (фото из статьи Г. Прохоренко. Музей прикладного искусства. – Деко, 2012, № 1–2.).
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 28

Зданию музея со стороны двора уделено не меньше внимания, чем с фасада.
СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 27

Сайт музея прикладного искусства 
О текстиле в музее 
Tags: архитектура, дпи, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments