irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Categories:

Рудольф Хеймратс. Гобелены

Выставка открыта в музее-заповеднике «Царицыно» с 1 по 30 апреля 2016 года.
О выставке на сайте музея

Рудольф Хеймратс. Гобелены


Выставка приурочена к 90-летию со дня рождения художника по текстилю и керамиста Рудольфа Хеймратса (1926–1992). В залах Хлебного дома демонстрируются 9 работ из коллекции музея: триптих «Праздничный танец» (1973–1975), серия «Фрагменты-воспоминания о XVIII веке» (1982), «Субботний вечер» (1980), «Ожидание» (1978), «Труд» (1969), «Декоративный ковер» (1965), «Рыбачки» (1968), «Мой узор» (1974–1975), «Ночные бабочки» (1978) .

Далее даю несколько фотографий с выставки в сопровождении текста из книги «Гобелен за десять вечеров»:
«У истоков развития современного гобелена в Латвии стоял замечательный художник и прекрасный педагог Рудольф Хеймратс. Главное достижение его как педагога – умение выявить самобытные грани таланта будущего художника. В результате появились совершенно непохожие друг на друга мастера, составившие славу латышской школы гобелена: Э. Вигнере, Р. Богустова, Л. Постажа, А. Музе, Э. Розенбергс, И. Якоби и другие. Творчество Рудольфа Хеймратса всегда отличает романтическая одухотворенность, внимание к материалу и разнообразным ткацким приемам.

Цвет и свет – главное в произведениях художника. Цвет, в первую очередь, доносит смысловую нагрузку, настроение гобелена. Он часто является толчком к появлению замысла новой работы.
Композиции Хеймратса всегда несложны, фигуры выстраиваются фронтально, но декоративность и плоскостность приемов не мешают ощущению реальности происходящего.
Праздничный танец (1973–1975). Фрагмент. Шерсть.
Рудольф Хеймратс. Праздничный танец (1973–1975). Фрагмент

И принципы Жана Люрса, и глубже – изобразительная система готической шпалеры, мильфлеров, в творчестве Хеймрата преломляются по-своему, приводя к новым решениям. В мильфлерах цветы часто несут символическую нагрузку, но представляют собой лишь декоративный фон. В гобеленах Хеймратса человек и природа слиты воедино. Здесь почти нет отдельных четких форм. Прием свободной штриховки помогает легко осуществить идею автора. Но что значит «легко»? Каждый сантиметр ткани включает несколько нитей разных оттенков. Такой декоративный прием невозможно отразить в картоне. Осуществить идею может только сам автор. Мало того, Хеймратс сам занимался и окраской пряжи.
Фигуры девушек, яркие, насыщенные краски высвечиваются на темном фоне, но не однотонном, а также наполненном множеством приглушенных сумраком оттенков.
Субботний вечер (1980). Шерсть, лен. 200×300 см.
Рудольф Хеймратс. Субботний вечер (1980)

Поэтичные женские образы в гобеленах «Труд», «Праздничный танец», «Защитим природу», «Субботний вечер», «Отдых» – воплощение лирического начала, идеал прекрасного.
Труд (1969). Фрагмент. Шерсть
Рудольф Хеймратс. Труд (1969). Фрагмент

В 70-е гг. Хеймрат органично вводит в гладкий гобелен разнообразные техники – настилы, косички, полукосички, ажурные переплетения, ворсовые узлы, использует сизаль, лен, металлическую нить.
Параллельно с гладким гобеленом художник всегда работал и в традиционной для Прибалтики длинноворсовой технике рюйю. В ранних работах «Земля», «Пламенные годы», «Земгале» образ создается через лаконичный знак-символ и крупные однотонные пятна. В 70-е гг. гладкая и ворсовая техника соединяются в одном произведении, тем самым возможности художественного воздействия необычайно расширяются.
В серии гобеленов, посвященных бабочкам, вы их не увидите. О бабочках напомнят формы и линии, полифония необыкновенно ярких узоров, бесконечное разнообразие буквально всех возможных приемов гладкой и ворсовой техники.
Ночные бабочки (1978). Фрагменты. Шерсть. 200х100 см.
Рудольф Хеймратс. Ночные бабочки. (1978). Фрагмент

Художник вспоминал: «Утром в комнате я нашел очень красивую бабочку – черно-белую с коричневыми оттенками, и сразу родилось решение гобелена, нашлась его композиция».
Фрагменты крыльев, казалось бы парящие в воздухе, были сотканы одновременно с необычным фоном. Он состоит из цветных полос: здесь ткачество шло на каждой паре нитей основы отдельно, переходя затем в «крыло» бабочки, а потом снова в полосы.
Рудольф Хеймратс. Ночные бабочки. (1978). Фрагмент
В результате «фон» становится условным понятием. Это воздушное пространство – естественная стихия маленьких красавиц. Фантазия Рудольфа Хаймратса кажется неистощимой».

Фрагменты-воспоминания о XVIII веке (1982). Шерсть, лен
Рудольф Хеймратс. Фрагменты-воспоминания о XVIII веке (1982)

Tags: exhibition, выставки, гобелен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments