irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Categories:

«Узоры ковра Изаят»

Выставка открыта во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства с 20 мая по 19 июня 2016.
О выставке на сайте музея.

«Узор ковра Изаят»-1



На открытии выставки (справа-налево): директор Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой Салихат Гамзатова, искусствовед Татьяна Петенина, зам. директора музея ВМДПНИ Наталья Кайкова, зав. сектором драгоценных металлов музея Ольга Брюзгина, Изаят Меджидова, Джамиля Азиялова, Зайнабханум Меджидова (Джангутаева).
(Интересно, что обычно церемонии открытия выставки происходят на ковре, но не в этом случае).
«Узор ковра Изаят»-22

Выступающие на открытии выставки раскрыли множество подробностей истории ковроделия Дагестана, его угасании в последние десятилетия и сложной работе по возрождению древних традиций ковроткачества и вышивки (пересказывать не буду – лучше слушайте). Первое слово – Салихат Гамзатовой:


Запись с открытия выставки.

Потомственная табасаранская ковровщица из селения Кандык Хивского района, реставратор ковров и тканей, член союза художников РФ и союза дизайнеров РФ, ныне директор Хивской ковровой фабрики, Изаят, как и многие табасаранки, начала ткать с пяти лет, а в тринадцать уже соткала первый ковер.
О работе реставратора в Дагестанском музее Изаят рассказывает в фильме.
«Узор ковра Изаят»-3

В нескольких залах музея на Делегатской представлено около 40 современных ковров и более 20 ковровых изделий, выполненных в разной технике в период с 1998 по 2016 годы.
В ворсовых коврах и сумахах использовано нововведение Изаят – двойная прокидка каркасного утка, что увеличивает прочность ковров. Раньше в Дагестане применялась одиночная прокидка утка.
Справа: ворсовый ковер «Уьру халачи». 2013. Шерсть. Плотность 39х58, размер 210х420 см.
«Узор ковра Изаят»-4

В коврах использованы хлопок для основы и шерсть, окрашенная только натуральными красителями. По всему Дагестану собирали Изаят и ее единомышленники красильные растения. Экспериментировали с крашением пряжи по старинным полузабытым рецептам, добиваясь прочности красок. Удалось получить всю традиционную гармоничную гамму цветов и оттенков.
Только индиго приходится использовать привозное (кадры из фильма, который демонстрируется в зале):
«Узор ковра Изаят»-5

Фабрика объединяет пять цехов в селениях Кондик, Лака, Хив, Чувек, Куштиль, а также надомниц селений Цудук, Арчуг. Всего сейчас работают около 50 мастериц.
«Узор ковра Изаят»-6

Слева: ворсовый ковер. 2015. Шерсть. Плотность 39х58, размер 370х200 см.
Справа: ворсовый ковер «Хяжар». 2015. Шерсть. Плотность 39х58, размер 200х377 см.
«Узор ковра Изаят»-7

Ворсовый ковер «Фанис». 2012. Шерсть. Плотность 39х58, размер 145х195 см.
«Узор ковра Изаят»-8

Сумах. 2014. Шелк. Плотность 42х57, размер 160х70 см.
Это еще одна осуществленная идея Изаят, так как в Дагестане сумахи из шелка никогда не ткали.
«Узор ковра Изаят»-9. Сумах

Фрагмент (к сожалению, все характерные качества шелка на фото не видны).
«Узор ковра Изаят»-10. Сумах

В конце 1990-х годов Изаят Меджидова разрабатывает новый, более экономичный метод ткачества сумахов, получает на него патент. В традиционных сумахах концы утков оставляли на изнанке. Изаят внедрила и распространила среди ткачих Хивского района прием ткачества сумахов, гладких с изнанки, с закреплением цветных утков с лицевой стороны (подробнее – в ее выступлении).
Сумах. 2000. Шерсть. Плотность 36х55, размер 330х200 см.
«Узор ковра Изаят»-11. Сумах

Скатерть. Фрагменты. 2013. Шерсть. Сумашно-паласное ткачество. Плотность 42х57, размер 170х277 см.
«Узор ковра Изаят»-12

«Узор ковра Изаят»-13

Декоративное панно. 2015. Шерсть, Сумашно-паласное ткачество. Плотность 42х57, размер 155х220 см.
«Узор ковра Изаят»-21
Необычная композиция, да? Дело в том, что когда-то так ткали попоны для лошадей – вместо центральной части вверху был вырез. Ткали их теми же узорами и в той же технике (узоры – обвивками на фоне полотняного переплетения).

«Узор ковра Изаят»-14

Слева: Кайтагские вышивки. 1999. Шелк. Дикий шелк (полотно), вышивка «настил вприкреп». Размер каждой 80х110 см;
в центре: сумах «Спящий дракон». 2016. Шерсть. Плотность 36х53, размер 197х337 см.;
справа: килим «Кюмес». 2005. Шерсть. Ткачество с просветами. Размер 380х200 см.;
на полу: ворсовый ковер «Чукка». Шерсть. Плотность 39х58, размер 300х530 см.
«Узор ковра Изаят»-15

Прославленные кайтагские вышивки тоже пришлось возрождать – к началу ХХ века их перестали делать. Свое название вышивки получили по селению Кайтаг в Нагорном Дагестане. Использовали их для украшения передней стороны подушек, а техника гладью вприкреп помогала экономить дорогой привозной шелк. Нити, окрашенные натуральными красителями, как и в этих современных работах создавали теплую, гармоничную композицию. Изаят наладила и производство домотканного полотна для вышивки. Дизайнеры в Дагестане начали активно использовать традиционную вышивку для одежды, распространилось ее изучение в школах искусств и училищах.
«Узор ковра Изаят»-16. Кайтагская вышивка

Фрагмент
«Узор ковра Изаят»-17. Кайтагская вышивка

Одиннадцатилетняя ткачиха уже дает мастер-класс на выставке
«Узор ковра Изаят»-18

«Узор ковра Изаят»-19

Фрагмент ковра (с фото 1– справа). В современных коврах наряду с традиционными мотивами возникают новые. Будущее ковроделия в Дагестане, каким его видит Изаят Манафовна, – в сочетании «традиций с полетом фантазии».
«Узор ковра Изаят»-20

Эта история – не только о возрождении древних ремесел Дагестана. Она и о том, как много можно добиться, если идти к своей цели, несмотря на все препятствия. В каталоге к выставке Татьяна Петенина пишет: «Сотни и тысячи табасаранских девочек до Изаят сидели за ткацким станком. Должны были пройти сотни, а может, тысячи лет, чтобы появилась вот такая – прямая и бескомпромиссная, бесстрашная, сумевшая без всякой моральной и материальной поддержки, на одном энтузиазме, не зная ни праздников, ни выходных, вдохнуть жизнь в угасающий промысел своего народа, восстановить натуральное окрашивание пряжи, досконально изучить традиционные приемы ткачества, а затем идти дальше…
...А для возрождения традиционного ковроткачества в масштабе республики она считает необходимым создание в Махачкале Центра ковроткачества, который бы включал экспериментальную лабораторию, плантацию по выращиванию красильных растений, цех для окрашивания пряжи, художественную мастерскую по разработке новых орнаментов, реставрационную мастерскую, детскую художественную школу ковроткачества, выставочный зал и, конечно, музей дагестанского ковра».

И, несмотря на то, что без государственной поддержки такие планы не осуществить, зная Изаят, можно поверить, что все ее мечты сбудутся.

Tags: ковры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments