irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Category:

Российская Энциклопедия о коврах: новая классификация или хаос?

Две статьи в Большой Российской Энциклопедии заставили взяться за «мышку». Традиционно у нас это издание считается самым авторитетным, например, для редакторов издательств, которые еще живы, БРЭ – это вроде ГОСТа. Поэтому считаю необходимым кое-что пояснить.


После цитат из статей БРЭ свои комментарии даю после знака ==

1.
Ковёр… Историческая справка.
http://knowledge.su/k/kovyor

БРЭ: «К коврам относятся также выполненные в аналогичных техниках дверные и настенные занавеси, покрышки жилищ (шатров, юрт, кибиток); полосы для обвязывания юрт. В европейских культурах распространены покрывала, налавники и др.»
== Корректнее разделять ковры и ковровые изделия.

БРЭ: «Ковры изготавливаются из стеблей растений в сочетании с нитями и верёвками (циновка); нитей из растительного, шерстяного или шёлкового волокна (ворсовые ковры и гладкотканые килим и сумах) либо растительного или шерстяного волокна в массе - тапы и войлока (смотри Кошма)».
== У циновок и ковров – похожие роли в быту. Но разница в материалах и технике создания слишком велика, чтобы причислять циновки к коврам, хотя они и предшествовали изобретению ткачества. Циновки плетут из готовых стеблей растений, а ковры ручной работы ткут из пряжи на станках с различным уровнем «механизации».

БРЭ: «циновки; изготавливаются повсеместно, кроме арктической зоны».
== Трудно утверждать, было ли так в прошлом, и можно ли утверждать, что «повсеместно» – в настоящее время?

БРЭ: «Килимы известны большинству народов, знакомых с ткачеством, они являются самым ранним тканым узорным текстилем в истории человечества».
== Есть более древние примеры ткачества с узорами, чем килимы (джеджимы и т. п.),  конечно, если не считать килимами любые тканые изделия.

БРЭ: «Ворсовая техника зародилась, по-видимому, в Северной Месопотамии (древнейшие изображения одежды из ворсовой ткани зафиксированы на алебастровых статуэтках середины 3-го тысячелетия до нашей эры из Мари)».
== Можно ли считать отсутствие артефактов (таких беззащитных перед временем, как текстиль) доказательством, что чего-то где-то не было?
Алебастровые статуэтки: на некоторых из них изображены шумеры в одежде из меха, на других видно, что она состоит из петель. Но каким образом сделаны петли, остается неясным.


БРЭ: «Наиболее известен ворсовый ковер ахеменидской работы из 5-го Пазырыкского кургана (Горный Алтай, 4 век до нашей эры).
== Навряд ли сами цари династии Ахеменидов ткали ковры :-)
Исследователи еще не пришли к единому мнению о происхождении этого ковра и его столь точной датировке.


БРЭ: «Петлевая техника».
== Традиционно у нас техника и ковры называются петельными (как это и написано в первой части статьи БРЭ).

БРЭ: «ковры Императорских мастерских России».
== Видимо, имеется в виду «Петербургская шпалерная мануфактура».

2.
КИЛИ́М http://bigenc.ru/ethnology/text/2063577 или на сайте http://knowledge.su/ (см. через поиск справа).

БРЭ: КИЛИ́М (тюрк. ки­лим, ке­лим, ге­лим, ги­лим), вид глад­кот­ка­ных мно­го­цвет­ных ков­ров . Струк­ту­ра К. вы­пол­ня­ет­ся пре­им. пря­мым пе­ре­пле­те­ни­ем (про­стое пря­мое, твайн), при­чём узор фор­ми­ру­ет­ся струк­ту­ро­об­ра­зую­щим уткóм; ут­ки раз­но­го цве­та не про­тя­ги­ва­ют­ся по всей ши­ри­не тка­ни (как у па­ла­сов ), а за­пол­ня­ют оп­ре­де­лён­ные час­ти ри­сун­ка. На мес­те сты­ка ут­ков раз­но­го цве­та мо­гут ос­та­вать­ся за­зо­ры (К. с за­зо­ром), они ли­бо сце­п­ля­ют­ся друг с дру­гом (К. с за­це­пом по ут­ку), ли­бо це­п­ля­ют­ся за ос­но­ву (К. с за­це­пом по ос­но­ве). Ис­поль­зу­ют­ся так­же приё­мы об­во­да, про­ки­да, вве­де­ния до­пол­нит. экс­цен­трич. ут­ков, дополнит. соединит. нитей и др.
== В русском ткачестве приняты иные традиционные термины (подробнее ниже).

БРЭ: Ки­лим­ная тех­ни­ка сфор­ми­ро­ва­лась пред­по­ло­жи­тель­но в Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рье и яв­ля­ет­ся, по-ви­ди­мо­му, пер­вым и наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным приё­мом узор­но­го тка­че­ст­ва.
== О первоочередности см. выше.
Узорным ткачеством в русской терминологии называются не ковры с узорами, а ткани, чаще с раппортным рисунком. Их ткут с помощью различных ремизных устройств. Узорное ткачество имеет свою развитую терминологию: техника браного ткачества, закладного, выборного, ажурного, перебор под полотно.


БРЭ: Наи­бо­лее ран­ние из­вест­ные К. про­ис­хо­дят из Егип­та (К. с кар­ту­шем Тут­мо­са III из пи­ра­ми­ды Тут­мо­са IV, 15 в. до н. э.).
== Ткань из гробницы (не у каждого фараона была своя пирамида) Тутмоса IV трудно называть ковром, т. к. это фрагмент одежды Аменхотепа II, а в картуш вписано его же имя (Carter H., Newberry P. E. The Tomb of Thoutmosis IV. Westminster 1904).

БРЭ: Не­ве­ро­ят­но слож­ный ва­ри­ант ки­лим­ной тех­ни­ки су­ще­ст­во­вал с на­ча­ла н. э. у на­се­ления Пе­ру.
== Это лирическое определение означает, что перуанские ткачи использовали, кажется, все возможные ткацкие приемы.

БРЭ: Об­ще­из­ве­ст­ные ви­ды К. – копт­ские тка­ни пер­вых ве­ков н. э., ев­роп. шпа­ле­ры и, как их ва­ри­ант, франц. го­бе­ле­ны . Ки­лим­ная тех­ни­ка так­же ис­поль­зу­ет­ся для де­ко­ри­ро­ва­ния пред­ме­тов оде­ж­ды и уб­ран­ст­ва до­ма (под­зо­ры, по­ло­тен­ца и т. п.)...
С 1-го тыс. до н. э. К. из­вест­ны в Сре­ди­зем­но­мор­ском бас­сей­не, Ма­лой Азии, Цир­кум­пон­тий­ской зо­не, вклю­чая Кав­каз и Бал­ка­ны, Ира­не и сте­пях Ев­ра­зии от Сев. При­чер­но­мо­рья до Ки­тая, вклю­чая Ал­тай (Па­зы­рык­ские кур­га­ны), Ту­ву (Ар­жан ) и бас­сейн р. Та­рим (нек­ро­поль Шам­пу­ла, 2 в. до н. э. – 2 в. н. э.). В Но­вом Све­те тра­ди­ция К. про­сле­жи­ва­ет­ся с кон. 1-го тыс. до н. э. Во 2-м тыс. н. э. К. рас­про­стра­не­ны в Тур­ции, Ира­не, Ки­тае, в Центр. Азии, араб. стра­нах, на Кав­ка­зе и в Вост. Ев­ро­пе, в Пе­ру и у ин­дей­цев на­ва­хо в Сев. Аме­ри­ке.
Уже с 1-го тыс. до н. э. сло­жи­лись устой­чи­вые ло­каль­ные ва­ри­ан­ты К. Так, кит. ке­се из­го­тав­ли­ва­лись из шёл­ка; в егип. К. ис­поль­зо­ва­лась ос­но­ва из льна, в цир­кум­пон­тий­ских ре­гио­нах (Бес­са­ра­бия, Сев. Кав­каз) – из ко­но­п­ли; в Сев. Ев­ра­зии осн. ма­те­риа­лом для ут­ка бы­ла шерсть; в куль­ту­ре На­ска и у ин­ков де­ла­ли ос­но­ву из хлоп­ка, а уток – из шер­сти ка­ме­ли­дов и др.


== В хронологию вдаваться не будем, а пугающую Цир­кум­пон­тий­скую зо­ну придется искать не в БРЭ, а в Википедии. Но, достаточно грустных примеров. Поговорим лучше о проблеме в целом.

Собственно, статья БРЭ о килимах должна была бы носить более общее название, поскольку она посвящена всем гладкотканым изделиям. Но, кажется, впервые мы узнаем из авторитетного источника, что все они относятся к килимам и созданы в «килимной технике».

Хотя у многих народов гладкие ковры называют килимами, у некоторых народов они имеют собственные наименования.
В Европе гладкие ковры в любой технике часто называют килимами (но не вообще всё гладкотканое).
В России любые гладкие ковры исстари называли поласами. Позднее – безворсовыми коврами. В конце ХХ века их, наконец, стали называть более точно: гладкие ковры (или ковры гладкого ткачества). Хотя термин «гладкие» тоже не оптимальный, но лучше остальных.
И тут появляется новый вариант названия – килимы.

Шпалеры и гобелены, китайские ткани кэсы (в статье неожиданное написание – «кесе»), древние перуанские и коптские ткани, изделия в разнообразных техниках неведомых (по происхождению) древних мастеров в разных концах света БРЭ предлагает именовать килимами.
Но килимы – это традиционные восточные ковры и называть так любые гладкотканые изделия некорректно.

У китайских тканей и ковров кэсы общее с килимами – только техника с просветами. Скорее всего, она и была взята из восточных ковров. Кстати, сначала их и ткали из шерсти, а уже позднее – из шелка. Но сами кэсы стали самостоятельным уникальным явлением и называть их килимами не приходится. Это скорее шпалеры. Но вот незадача – иногда их называют гобеленами.

На вопрос, «что такое гобелен?» сегодня услышишь ответ: декоративная промышленная (жаккардовая) ткань, портьеры, обивка для мебели, машинный ковер. Уже мало кто знает, что изначально – это особый вид гладких ковров ручной работы.

Килимы и шпалеры – ковры, но шпалеры – не килимы. И те, и другие используют некоторые общие приемы ткачества, но это не повод, чтобы называть их одинаково.
Пока текстильщики Москвы и Петербурга пытаются разобраться, как правильнее называть современные произведения – шпалерами или гобеленами (или по-европейски, но русифицировано – таписсерией, а если точнее – таписри), и в какой же технике – шпалерной или гобеленовой (или тапис…..), работают гобеленщики (гобеленисты, шпалерники, таписристы?), возникло свежее предложение – килимы и килимная техника.
Исходя из предложенной классификации можно сказать, например, что прославленная серия «Дама с единоргом» – это килимы, сотканные в килимной технике.

Особенно достается от терминологического хаоса еще с прошлого века коптским тканям – и им самим, и определению техники, в которой они созданы. Все-таки, килим – это ковер (как и сказано в первой строке статьи БРЭ «Килим»). Называть коврами маленькие вставки для одежды, занавесей, скатертей и прочих утилитарных изделий, согласитесь, странно. И гобеленами – тоже, как это сделано в каталоге «Коптские ткани» ГМИИ им. А. С. Пушкина (М., 2010). Принятое название «коптские ткани» представляется оптимальным вариантом.

P. S. А что, если собраться всем, кого волнуют вопросы терминологии и наконец договориться, как и что называть? Кстати, это можно сделать и виртуально.
И тогда будущим авторам книг, методических пособий, диссертаций и статей не придется каждый раз заново решать, какой термин выбрать из хаоса в интернете, придумывать свои варианты, переименовывать принятые в русском языке традиционные термины на английский лад.
Проблема давно назрела и перезрела. Сегодня многие, кто занимается ручным ткачеством даже в вузах, называют это занятие плетением, не видя разницы уже в основных понятиях (о различиях – см. в блоге).

Примеры разнообразия в терминологии: в 1950–е годы (Бетехтин Г. и др. Технология ковроделия РСФСР. М., 1955) : «переплетение в гладких коврах со сцеплением утков между собой; гобеленовые переплетения; с обвивкой основных нитей».
В 1970-80-е годы приемы называли: «палас на прямую и косую нитку», «килим со сцеплением утков на общую нить и между собой».
(Подробнее о терминах см. в кн. И. Дворкиной «Гобелен за десять вечеров» и в блоге).

Чтобы почувствовать «вкус» родных терминов, сравните их с «новоделами» и постарайтесь услышать точность и гармоничность звуков, определяющих процесс:
просветы, а не «реле» или «несоединение» или «прогалы»;
сцепление, а не «зацеп»;
обвивка, а не «обвод» или «гампаж»;
перевивка, а не «твайн»;
кругляние, а не «эксцентрический уток»;
настилы, а не «проход» или «флотирование» или «броше» или «лансе» и т. п.

И, кстати, может верблюдовых тоже не стоит переименовывать в камелидов в популярном тексте. А то, ведь, верблюд обидится и… сами знаете, что он делает в таком настроении :-) Тем более, что собственно верблюдов в Перу не было, а был другой род этого семейства – ламы.

P. P. S.
К другим статьям в Российской энциклопедии, посвященным ткачеству, гобеленам, коврам, так же следует относиться с осторожностью.
Напоминаю, что вы можете написать комментарий по теме, даже, если вы не зарегистрированы в Живом Журнале.
Tags: словарь, термины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments