?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Агит-прялка. К 100-летию Революции»

Выставка открыта c 20 декабря 2017 по 25 января 2018 г. в музейно-выставочном Центре Гиляровского (Столешников переулок, д. 9, стр. 5).
Cо 2 по 7 января 2018 г. вход бесплатный.
30 и 31 декабря 2017 г., 1 и 8 января 2018 г. – выходные дни.
С 09.01.2018 Центр Гиляровского работает в обычном режиме.
Часы работы: вторник – воскресенье10:00–20:00.
Выходной день – понедельник.

«Агит-прялка. К 100-летию Революции»
Здесь прялки водят хороводы… Старенькие, потертые, с еле различимым темным рисунком и сверкающие все еще яркими красками, с потрескавшимся деревом и прекрасно сохранившимся, датированные мастером и именные, но чаще без дат и имен. Они все немало потрудились прежде чем оказаться в положении музейных экспонатов.
«Агит-прялка. К 100-летию Революции»

Тексты с выставки даю в кавычках.

«Прялка, как и другая крестьянская утварь, многими заслуженно трактуемая как произведение искусства, довольно консервативная вещь. Наиболее ранние декорированные прялки дошли до нас с рубежа XVIII–XIX веков и их единицы. Основной сохранившийся массив расписных и резных прялок датируется 1880–1930 годами.
Прялки разнятся по типам и росписям, и внутри этих типов они похожи одна на другую. Хотя полностью идентичных прялок, если присмотреться, нет. Правда, часто мастера, постепенно найдя наиболее удачный и, что важно, покупаемый в те времена вид декора, начинали тиражировать вещи сотнями, а иногда и тысячами.
Но при этом, консервативная деревня все же смотрела на город и всегда была в курсе последних новостей. Они отражались в том числе и на предметах быта. Так, впечатлившись впервые увиденным пароходом или паровозом, городским костюмом или каким-то уникальным событием, мастер мог изобразить их на своей прялке».

«Агит-прялка. К 100-летию Революции»
«Отражение нового могло принимать и причудливые формы. Таковы предметы, которые можно увидеть на этой выставке – они были созданы под влиянием революции и внедрением ее символики в повседневную жизнь сельчан.
Но агитирует ли прялка с нарисованным на ней серпом и молотом “за Советскую власть”? Конечно, нет. Прялки лишены дидактического подтекста, они не стремятся чему-то научить нас или к чему-то призвать. Они лишь отражают. Мастера, чувствуя новое веяние, очарованные или заинтересованные новыми “красными” образами, вплетали их в традиционный декоративный ряд.
Так, классическая для северодвинской прялки сцена “выезда” на санях или возке, приобретает на одной из прялок, представленных на этой выставке, новое звучание. Мастер уточняет: “Везет ямщик учительницу в школу грамоты”. Фигура учительницы, постепенно становящаяся очень важной для деревни, одновременно бесконечно нова по содержанию и бесконечно традиционна по форме. На обороте этой прялки – безусловного шедевра крестьянской живописи – изображен вместо привычного “молодца” – “советский всадник”, который “может работать обоими руками”. Не только новые герои, но и другая новая символика сменившегося времени активно входит в декор прялок. Например, на представленных поважских прялках серп и молот заняли место центральной розетки. Мастер не заботится о правильном положении символа – для него это элемент декора. На нюксенской прялке художник дает звезду с венком, соответствующие “возвышенному” классическому элементу – имитации занавеса.
Приглашаем вас к увлекательной визуальной игре – выискивать на представленных на этой выставке прялках “агитационные” элементы и надписи. Уверены, что примерно так же увлекательно мастерам было вводить их в свой арсенал».

Когда-то прялки украшали резьбой. Строгие, благородные линии древнейших геометрических символов завораживают и сегодня:
«Агит-прялка. К 100-летию Революции»

После отмены крепостного права прялки стали цветными. Сначала раскрашивали резные узоры:
«Агит-прялка. К 100-летию Революции»

«Агит-прялка. К 100-летию Революции»

Позднее роспись становилась все более самостоятельной.
«Агит-прялка. К 100-летию Революции»

На выставке представлены прялки из собрания Фонда поддержки культурных проектов «Открытая Коллекция» с традиционной и советской символикой из разных регионов России. Фонд был создан в 2012 году.
«Основной миссией Фонда является стремление сохранять, исследовать и популяризировать культурное наследие России, а также внедрение старинных росписей с предметов Фонда в современный дизайн. На сегодняшний день коллекция Фонда насчитывает более 3500 самых разнообразных предметов крестьянского быта, заботливо собранных на Русском Севере, а также Фонд поддерживает музей “Дом со львом” в Саратовской области.
Фонд организует различные выставки, реставрирует уникальные расписные предметы крестьянского быта, проводит занятия и лекции о народном искусстве, публикует книги».

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ
«Среди прялочных росписей мезенская, вероятно, самая архаичная. Интересно, что росписи домов и мебели на Мезени совсем иные – такие же красочные, как в более южных районах. Схематичные фигурки животных не предназначены для монументальной живописи – в их ряды нужно всматриваться. Может быть, петь по ним, как по крюкам, или кружиться с ними в некотором завораживающем дух хороводе».
«Агит-прялка. К 100-летию Революции»

«Роспись на мезенских прялках может напомнить орнаменты греческих ваз. Те же два цвета – черный и красный, те же ярусы графически выполненных повторяющихся фигур. Такое сходство порождает теории различной степени невероятности о связи далекой северной реки Мезени, текущей в Архангельской области у Полярного круга, и средиземноморской Греции».
«Агит-прялка. К 100-летию Революции»

«Мезенские росписи также напоминают древние северорусские наскальные рисунки и близки узорам в рукописных книгах ХVII-ХVIII веков. Мезенская роспись также называется Палощельской – деревня Палощелье в среднем течении реки в 1906 году упоминается как центр этого вида росписи. Ареал мезенской росписи и подражаний ей широк, подобную роспись можно встретить и на Пинеге, что к западу от Мезени, и на Печоре, что к востоку.
Бегущие кони и олени, летящие птицы, наделенные неземными чертами, перемежаются с рядами узоров – условных изображений явлений природы. Ряды выстраиваются в ярусы: кони и олени – внизу, в мире подземном и дольнем, птицы – в мире горнем. Мир в разрезе».

«Агит-прялка. К 100-летию Революции»

«На обратной стороне прялок иногда встречаются сцены охоты, плывущие пароходы, нарисованные также условно. Мастера использовали сажу в качестве черной краски и охру в качестве красной. Писали по дереву без грунта, охру наносили палочкой-кистью, черную обводку делали птичьим пером и человеческим волосом. Золотистого цвета добивались с помощью покрытия прялки олифой».

«Агит-прялка. К 100-летию Революции»

ШЕНКУРСКАЯ РОСПИСЬ
«У этой прялочной росписи, происходящей с юга Архангельской области, множество названий: шенкурская – по городку Шенкурску, районному центру, важская или поважская – по реке Ваге, притоку Северной Двины, глубоковская – по удаленному от больших дорог (“глубокому”) селу Заручевье. Внутри росписи есть еще несколько разновидностей, каждая со своим названием. Это означает, что в разных селах в пределах небольшого района одна традиция развивалась, как правило, по-своему.
«Агит-прялка. К 100-летию Революции»

Графическая шенкурская роспись, с одной стороны – наследница резьбы по дереву, о чем говорит форма многих ее узоров – они похожи на ногтевидную резьбу. С другой стороны, эта роспись, как и многие другие, трансформировалась из старообрядческой традиции украшения книг».
«Агит-прялка. К 100-летию Революции»

«Третье же измерение шенкурской росписи дает искусство Скандинавии. В западной Швеции, в городе Лима, за сто лет до появления известной нам шенскурской росписи в очень похожей манере расписывались шкафчики и сундуки. Кто у кого увидел такие приемы, как их перенесли и сохранили, еще предстоит узнать. Сами же шенкуряне рассказывали писателю Юрию Арбату местное предание о семье Паромовых из Нижней Едьмы: “это даже самые древние старики еле-еле помнят, что некогда ходили Паромовы под Ярославль, нанимались в пастухи. Один из них научился у ярославцев плотничать и принес это мастерство в Едьму. Алёкса Паромов... довольно ловко вырубал прялки – “кореннушки” – полотно из ствола, а подгузник из большого корня. Зимой красиво раскрашивал их по темному и алому фону”.
Интересно, что после революции в классической схеме росписи шенкурских прялок нашлось место для серпа и молота. Их помещали в самый центр, заменяя традиционный узор в центральной розетке символами новой власти. Серп и молот воспринимались как модное веяние новой жизни, а крестьянин всегда был чувствителен к таким переменам».

«Агит-прялка. К 100-летию Революции»

СЕВЕРОДВИНСКАЯ РОСПИСЬ
«Существует теория, что рассматривание узоров помогает расслабиться и отпустить мысли туда, где им хочется быть. Если так, то северодвинские росписи – лучшее средство от стресса. Рассматривать их причудливые завитки и перетекания можно, кажется, часами. Еще дольше можно пытаться повторить эти узоры самостоятельно в альбоме, испытывая, как ни странно, массу удовольствия от процесса».

«Агит-прялка. К 100-летию Революции»

«Северодвинские прялки сегодня одни из самых дорогих. Это связано как со сложностью и многодельностью их рисунка, так и с большим разнообразием нетривиальных сюжетов – по таким прялкам можно изучать крестьянский быт, вплоть до деталей костюма, и окунаться в мир народной фантазии.
Существуют три центра росписи на Северной Двине, в которых создавались похожие по стилю прялки – Нижняя Тойма, Пучуга и Борок. Мастера в них работали семьями: в Нижней Тойме –Третьяковы и Меньшиков, в Пучуге – Кузнецовы, в Борке – Амосовы. Мастера хорошо знали друг друга и обменивались трафаретами для рисунков.
Композиция северодвинской росписи обычно трехчастна. Наверху окошки, ниже – древо-цветок с раскидистыми побегами, растущий из вазона, внизу – сцена “выезда”. Наполнение этой схемы бесконечно вариативно. Вместо птичек на окнах можно встретить льва и единорога, вместо классической девицы в повозке – учительницу с книгой, вместо молодца – советского всадника.
Северодвинские прялочные росписи уходят корнями в новгородское иконописное искусство, перекликаются с приемами красочного оформления книг, лубков, сундуков и мебели. В трехчастном делении лопасти северодвинской прялки можно увидеть аллюзию на иконостас, наполненный знакомыми и чудесными существами».

«Агит-прялка. К 100-летию Революции»

Окунуться в эпоху революционных перемен на выставке помогают кадры кинохроники.
Древние прялки – устройство, к которому пряхи привязывали кудель, – что может быть более аполитичным? Но и они донесли до нас дух эпохи. И даже одно маленькое, но такое важное слово «Свобода. 1918» на мезенской прялке говорит о надеждах, которые так и не сбылись…

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister