?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

из книги: И. Дворкина. "Ручное ткачество. Практика. История. Современность". Том 2. "Гладкое ткачество". Москва, издательство "Северный паломник", 2018, с. 290—299.

«В словаре даны основные термины ковроткацкой техники. Вариантов терминов ручного ткачества всегда было немало. В каждом регионе и учебном заведении, в разное время бытовали и используются до сих пор свои названия. Предложенные в книге варианты основаны на традиционной российской терминологии. Предпочтение отдано термину, более точно отражающему смысл. Более подробную информацию можно найти на указанных в скобках страницах книги. Остальные понятия см. по «Алфавитному указателю». Словарь дополнен аналогичными терминами на английском языке. Ударение здесь выделено противоположным по жирности шрифтом.

Атлас, атласное переплетение (англ. satin weave) — техника ткачества, при которой образуется гладкая поверхность ткани, где одиночные уточные перекрытия находятся далеко друг от друга. Атлас позволяет создавать тонкую ткань, менее прочную, чем репсовая, поэтому в ручном ковроделии и ткачестве гобеленов почти не используется (с. 13).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c394/OZqFpRtJLF4.jpg

Гладкое ткачество (англ. plain weave, flat-woven carpets, rugs) — создание однотонных и полихромных текстильных изделий, ковров, тканей, в которых структура ткани или рисунок создаются различными способами переплетения нитей утка и основы (с. 9). Устаревшие термины: гладцовое, безворсовое, паласное, килимное.

Глазомерная техника — ткачество по шаблону (картону), расположенному непосредственно под (за) нитями основы (с. 245—249).

Гобелен (англ. tapestry, фр. tapisserie) — вид гладкого настенного сюжетного (ковер-картина) или декоративного высокохудожественного ковра. Устоявшееся в России обозначение современных авторских ковров. Изначально — название изделий Гобеленовой мануфактуры в Париже (термин используется только в России и некоторых европейских странах, но не во Франции). Так же обозначает жаккардовую декоративную ткань.

Гобеленовое переплетение, ткачество — уточный репс с сюжетным или декоративным рисунком, выполненный разнообразными приемами гладкого ткачества шпалер и гобеленов. Предпочтительнее термин «гладкое» и «шпалерное».

Двустороннее ткачество (англ. double weft weave, double faced weave, double plain cloth) — создание изделий в технике уточного репса, имеющих одинаковый рисунок и фактуру поверхности с лицевой и с изнаночной стороны (палас, килим) (с. 37). Обе стороны изделия можно использовать как лицевые.
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c39b/O5IVVf-jSiY.jpg

Двухосновное двуслойное ткачество (англ. double weave, double-layer weave) — создание двусторонней двухцветной ткани, имеющей с лицевой и изнаночной стороны противоположный цвет рисунка и фона по принципу негатива-позитива. Для этого используют основу и уток двух контрастирующих цветов.

Двухосновное ткачество в основном репсе (англ. supplementary warp patterning) — создание односторонней ткани, имеющей узор на лицевой и изнаночной стороне как негатив-позитив, но местами нити основы, не участвующие в узоре, имеют длинные протяжки (сотис, пахикунг — с. 212—217).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c3a2/ZtqX-c6WIXM.jpg

Диагональное ткачество (англ. wedge weave) — в гладком ткачестве прокладывание уточной нити по наклонным линиям в разных направлениях по форме рисунка (с. 94, 269).

Египетское плетение, египетский узел (англ. egyptian knot) — прием в ткачестве, когда уток обвивают петлей вокруг каждой нити основы. На лицевой стороне ткани получается обвитой одна нить основы, а на изнанке — две нити (с. 278).

Зев (англ. shed) — пространство между двумя рядами основы, образованное проборной планкой, ремизным устройством или вручную, в который проводят уток (с. 236).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c3a9/zRmGA1ERNYI.jpg

Зили (англ. zili) — гладкие восточные ковры, в которых используются варианты настилов и обвивок (с. 115—118, 136—139, 143, 270).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c3b0/h9TgK92mFLk.jpg

Икат (англ. ikat) — ткань, в которой рисунок создают на нитях до ткачества с помощью резервного крашения, иногда многоцветного. Фрагменты узора, которые должны остаться светлыми после крашения, прячут под обвязкой. Окрашенные нити переносят на ткацкий станок и ткут. В основном икате узор наносят на нити основы, в уточном — на нити утка, в двойном икате — на обе системы нитей (с. 188—199, 218—229).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c3b7/QUCjlnLy5Ds.jpg

Картон (от фр. le carton; англ. cartoon — full-sized sketch for weaving) — то же, что шаблон: эскиз художника, увеличенный до натурального размера на ватмане, грунтованном холсте или ткани. Картон раскрашивают или наносят только контуры рисунка с номерами, обозначающими цвета пряжи. Картон располагают непосредственно под (за) нитями основы (с. 245—249). Французское слово означает и картон, и эскиз. То есть на русский язык точнее было бы переводить его как эскиз (Т. 3, с. 22—30).

Килим (тюрк.-перс.), келим, керим, гилим, гелим, гилям, челим — вид гладкого ковра, в котором используются разнообразные приемы гладкого ткачества или только ткачество с просветами. Распространенное название на Востоке, Кавказе, в Средней Азии, у славянских народов. В Европе килимами (kilim, kelim) часто называют гладкие ковры в любой технике (с. 40—55).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c3be/moCi2X4ySw0.jpg

Компенсированное соединение утков — прием ткачества с просветами вертикальной границы цветового пятна. Нить утка после каждой прокидки сдвигается на одну нить основы то вправо, то влево (с. 260).

Контур (англ. contour) — одна или несколько прокидок утка, окружающая мотив, того же или контрастного цвета, проложенная в любом направлении. Усиливает декоративность и плоскостность композиции (с. 88—89, 268).

Контур обвивочный (англ. supplementary weft wrapping) — в гладком ткачестве обвивки утком нитей основы, окружающие мотив (с. 273).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c3c5/CQWTh1AQgp8.jpg

Концевая часть (англ. transverse selvage, warp-edge selvage) — тканая поперечная полоса, которой начинается и заканчивается ковер, гобелен (с. 236).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c3cc/8V70W1q33SQ.jpg

Кромки, закрайки (англ. selvage, selvedge) — боковые (продольные) края ткани, ковра, гобелена, идущие параллельно нитям основы (с. 240). Обычно уплотненные (усиленные).
Кромки полотняного переплетения (англ. plain selvages).

Кругляние (англ. eccentric, curved-weft) — прием ткачества, при котором уток свободно движется по наклонным, дугообразным линиям в любую сторону в соответствии с рисунком (с. 95—108, 269).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c3d3/c3zfmphOdPc.jpg

«Летающая игла, нить» — название приема свободной контурной обвивки и полуобвивки в коптских тканях. Обвивка цветными утками идет по вертикали, горизонтали или диагонали, охватывая одну, две и более нитей основы (с. 274).

Лучевое ткачество — техника, названная по принципу натягивания нитей основы. Лучеобразные нити основы пересекаются в центре круга или выходят из одной точки. Уток пересекает нити основы по кругу. Прием известен с древности.
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c3da/xhyynUojRLA.jpg

Настилы основные — техника ткачества основного репса, в которой узор создается нитями основы, полностью скрывающими уток. Настилы идут по вертикали (гаджари, терме — с. 120—123).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c3e1/H0m4ZAHk-98.jpg

Настилы уточные (англ. weft-float brocading, free shuttle) — прием ткачества, при котором дополнительным узорным утком перекрывают несколько нитей основы по горизонтали одновременно с ткачеством фона полотняным или репсовым переплетением. Там, где уток не участвует в узоре, настилы проходят по изнанке (с. 109—119, 270, 271, беш-кашта — 119, сонгкет, буна, улос — 200—211).
1. Настилы могут проходить по всей ширине основы/ткани. В русском узорном ткачестве такая техника называется браной. В ткачестве французских шпалер и гобеленов — крапотаж (crapautage) (с. 109—112, 270, 271). Соответствующие европейские термины «лансе, лансировка» (от фр. lanc`e).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c3e8/YRE3AV706Bs.jpg

2. Настилы узорного утка прокладывают не по всей ширине основы, а только на определенных участках, в пределах рисунка. По изнанке уток проводят прямым «стежком» к месту выхода на лицевую сторону. В русском узорном ткачестве техника называется выборная. В зарубежной и научной литературе прием называется броше, брошировка (от фр. broche; англ. brocade — «парча», discontinuous supplementary weft) (с. 112, 271).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c3ef/K9TChGCizj8.jpg
Термины «лансе» и «броше» у нас используются в исторической, музейной литературе, в текстильной промышленности, но не в ручном ткачестве.

Обвивка (англ. twine, winding, wrapping) — прием ткачества, при котором цветной нитью утка обвивают петлями нити основы по рисунку в любую сторону (с. 134 —153, 273—278, зили, джиджим, шедде, верни, сумах — 136—151).

Обвивка встречная (англ. wrapping weft, sumak brocading, сountered extra-weft wrapping, сountered sumak) — прием ткачества, при котором фон и узор ковра ткут цветными утками, обвивая петлями каждую пару нитей основы по рисунку. Каждый ряд петель имеет противоположный наклон и напоминает косичку или «елочку», состоящую из двух полукосичек. На изнаночной стороне получается прямая обвивка. Прием часто называют сумах по наименованию кавказских ковров, сотканных в этой технике (с. 146—153, 277).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c3f6/baxdZ7KzvxQ.jpg

Обвивка контурная (англ. countered sumak, extra-weft contour wrapping) — прием ткачества, при котором цветной нитью утка обвивают петлями нити основы по контуру рисунка (с. 135, 273, 274).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c3fd/bp6ljaPkLU8.jpg

Обвивка односторонняя (англ. extra-weft wrapping, plain sumak) — прием ткачества, при котором фон и узор ковра ткут цветными утками, обвивая петлями каждую пару нитей основы по рисунку. Петли ложатся в одну сторону параллельными косыми стежками по всей ширине ковра. На изнаночной стороне получается прямая обвивка (с. 143, 275, 276).

Обвивка прямая (англ. reverse extra-weft wrapping (reverse sumak) — прием ткачества, при котором нить утка охватывает петлей две нити основы с лица и четыре с изнанки. На лицевой стороне получается прямая обвивка, а на изнанке — наклонная (с. 144, 276).

Одностороннее ткачество (англ. single weave) — создание изделий в гладкой технике, в которых лицевая и изнаночная стороны различаются. В коврах и гобеленах на изнанку выводят концы утков, видны перебросы утков, в коврах с обвивками различается рисунок и фактура поверхности (сумах, зили) (с. 241).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c404/ViFZ4h3NsUU.jpg

Основа (англ. warp) — нити, идущие вдоль ткани, составляют структуру ткани, каркас ковра, гобелена (с. 10—11, 234).

Палас (от перс.; англ. palas) — вид гладкого ковра. На Востоке, Кавказе — полосатые дорожки, грубая, недорогая шерстяная постилка, покрывало. Более тонкая ткань служила одеждой бедных, дервишей. В России поласами издавна называли любые гладкие ковры, особенно сотканные в технике с просветами (с. 15—21).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c40b/MWhnsHPPkEk.jpg

Перебор — прием ткачества, в котором цветной узорный уток прокладывают по рисунку в тот же зев, что и уток фона. В русском узорном ткачестве называется «перебор под полотно» (с. 133, 272).

Перевивка (англ. countered two-strand, two-color weft twining, weft twining) — переплетение двух уточных нитей между нитями основы. Внешне похожа на витой шнур (с. 253). На фото — это зелено-рыжая косичка, идущая горизонтально по центру фото.
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c412/wDNPfx7Y9Gw.jpg

Перекрытие (англ. binding system, point of binding) — место переплетения, пересечения нитей основы и утка при ткачестве.

Переплетение (англ. weave) — взаимное расположение нитей основы и утка в ткачестве (с. 10).

Плотность (англ. thread count) — количество нитей основы или утка на единицу измерения. В гладких коврах и гобеленах определяется количеством нитей основы на 1 см или дм (с. 243).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c419/wknetnuNj9I.jpg

Полотняное переплетение (англ. plain weave, plain structure, balanced plain weave) — техника ткачества, при которой уток переплетается с основой в шахматном порядке. Основа видна наравне с утком. Ткань одинакова с лицевой и изнаночной стороны. Самое древнее и простое переплетение (с. 10, 237).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c420/e30xgK_7o7Q.jpg

Полуобвивка (англ. semi-wrapping, extra-weft float brocading) — прием ткачества, при котором петля не обвивает целиком нить основы, уток двигается по диагонали вверх, сдвигаясь на одну нить основы соответственно узору (с. 278).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c427/nNWgH0XEWW0.jpg

Прокидка утка (англ. pass of weft) — нить утка, проложенная между нитями основы в одну сторону. Полная прокидка утка — нить, проложенная в обе стороны (с. 237).

Репс, репсовое переплетение (англ. rep, repp weave, cord structure) — разновидность полотняного переплетения, дающая плотную ткань, однородную с обеих сторон. Репсовое переплетение бывает уточным и основным (с. 11).

Репс основный, основное репсовое переплетение (англ. warp-faced plain weave, warp rib weave) — вид репса, в котором нити основы полностью скрывают под собой нити утка. Имеет характерные поперечные рубчики (с. 12).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c42e/xC2HUXzt1Pw.jpg

Репс уточный (англ. weft-faced plain weave) — вид репса, в котором нити утка плотно прибиваются и полностью перекрывают нити основы с лицевой и изнаночной стороны. Основа превращается в каркас ковра и не видна. Это позволяет создавать рисунок любой сложности. Имеет характерные продольные рельефные рубчики (с. 11).
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c435/VYYsaMQfxJw.jpg

Ручное ткачество (англ. hand weaving) — создание тканей, ковров, утилитарных изделий на ручных ткацких станках (от простых рам до ремизных станков с подножками).

Саржа, саржевое переплетение, киперное, диагональное (англ. twill) — техника ткачества, при которой нить утка, перекрывая по две или более нитей основы, регулярно сдвигается на одну нить вправо или влево, создавая диагональный рисунок. Если на лицевой стороне преобладают уточные перекрытия, саржа называется уточной (англ. weft-twill ground), если основные — основной (warp-twill ground). Саржа позволяет создавать тонкую ткань, менее прочную, чем репсовая, поэтому в ручном ковроделии и ткачестве гобеленов почти не используется (с. 12).


Сатиновое переплетение (англ. sateen weave) — техника ткачества, при которой образуется гладкая поверхность ткани, созданная одиночными основными перекрытиями. Они позволяют создавать тонкую ткань. В ковроделии и ткачестве гобеленов не используется (с. 13).

Снование, сновка, навивание, заправка станка (англ. warping, beaming) — натягивание нитей основы на раму или ткацкий станок (с. 234).

Соединение утков на общей нити основы (англ. interlocking wefts round warp, dovetailing) — прием ткачества, при котором на границе цветных участков встречные утки поочередно обвивают одну и ту же нить основы и поворачивают обратно (с. 64, 261).


Соединение утков на общей нити основы групповое (кирпичное) — на границе цветных участков закрепляется сразу несколько прокидок утков, поочередно с каждой стороны (с. 66, 262).

Сумах, сумаг, сумак (англ. sumak, sumakh) — вид гладкого ковра, который целиком ткут в технике встречной обвивки (с. 146—151).


Сцепление утков двойное (англ. double-interlocking wefts) — сложный прием переплетения разноцветных утков между собой, дающий почти четкую линию на границе цветных участков (с. 67, 83, 264).


Сцепление утков между собой (англ. single-interlocking wefts) — прием ткачества, при котором на границе цветных участков нити утков переплетаются между собой в просвете между нитями основы и возвращаются каждая в свою сторону (с. 66, 263).

Счетная техника — ткачество по счету клеток технического рисунка, выполненного на клетчатой (канвовой) бумаге (с. 248).

Технический рисунок — узор ковра на клетчатой (канвовой) бумаге. Во время работы находится на станке перед глазами ткача (с. 248, 256).


Ткачество (англ. weaving) — это процесс взаимного переплетения нитей основы и утка на ткацком станке (с. 10).

Ткачество с просветами на косую нитку (англ. built-up steps) — прием раздельного ткачества цветных утков. Наклонные линии и границы цветового пятна выполняют мелкими ступеньками с образованием малозаметных просветов (с. 36—63, 258).


Ткачество с просветами на прямую нитку (в русском узорном ткачестве — закладная техника) (англ. slit-tapestry weave) — прием раздельного ткачества цветных утков. Два утка разного цвета встречаются на границе цветных участков, а затем каждый возвращается обратно. На месте встречи утков образуются просветы (щели, реле, зазоры), которые идут в вертикальном направлении (килимы, кэсы). В классической шпалере большие и малые зазоры сшивали (с. 36—63, 254). Устаревшее название — паласная техника.


Тройной венгерский узел — декоративный прием создания плоского узла, навязанного на двух нитях основы (с. 279).

Тройной греческий узел (англ. greek knot) — декоративный прием в виде трех петель, навязанных на одной нити основы одна петля над другой. Дает плотную, грубую буклированную фактуру (с. 279).

Уток, уточная нить (англ. weft thread) — нити, проложенные поперек нитей основы. В  гладких коврах и гобеленах создают рисунок (с. 10).

Уток дополнительный (англ. extra-weft, supplementary weft, pattern weft) — узорная нить для создания настилов или обвивок. Обычно имеет цвет, контрастный фону (с .109—119, 270, 271, 134 —153, 273—278).


Уток каркасный, скрепляющий (англ. ground weft) — нить, проложенная по всему ряду полотняным или репсовым переплетением, скрепляющая ряды обвивок. Используется в гладких коврах, сотканных в технике обвивки (с. 275—277).

Шаблон — эскиз художника, увеличенный до натурального размера. Шаблон раскрашивают или наносят контуры рисунка. Шаблон располагают непосредственно под (за) нитями основы (глазомерная техника) (с. 245—249).

Шпалера — вид настенного сюжетного (ковер-картина) или декоративного высокохудожественного ковра. Устоявшееся в России обозначение старинных ковров, созданных вручную, главным образом в технике гладкого ткачества.


Шпалерное переплетение, ткачество — уточный репс с сюжетным или декоративным рисунком, выполненный разнообразными приемами гладкого ткачества шпалер и гобеленов. То же, что гобеленовое переплетение, ткачество. Предпочтительнее термин «гладкое».


Штриховка — декоративный прием в ткачестве шпалер, гобеленов, коптских тканей, украинских килимов, румынских скоарцэ и др. Постепенный переход от одного цвета к другому с помощью прямых линий, зубцов или штрихов свободной конфигурации (с. 90—93, 265—267).


Эскиз (англ. sketch) — небольшой рисунок будущего ковра, гобелена в цвете (с. 245—249)».
https://pp.userapi.com/c845123/v845123950/7c38d/t2mgPiQBorA.jpg

P. S. Комментарии, дополнения, замечания, соображения и т. п. приветствуются! Вы можете написать, даже если не зарегистрированы в Живом Журнале.

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister