?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Руки человека – древнейший и самый совершенный инструмент» (индийская поговорка)

Икаты Индонезии - уникальное явление, как  в истории ткачества, так и в его сегодняшнем дне.
Фотографии Михаила Цыганова, корреспондента РИА Новости в Индонезии познакомят вас с традиционными тканями о. Флорес, а я помогу понять, как происходит процесс их создания.

Икат с Флореса (Нгада, Бена)

В первом сообщении об икатах в блоге m_tsyganov  показаны образцы этих удивительных тканей.
Перед вами - второй пост из серии, посвященный технике создания икатов. С ним можно познакомиться прямо здесь или в блоге самого m_tsyganov  и задать ему вопросы, касающиеся фотографий. А вопросы по технологии можно задавать здесь. Впрочем, в этом смысле, мои читатели будут в лучшем положении – многие из них знакомы с ткачеством.
Примечания М. Цыганова даны в скобках.
Третий пост (состоящий из трех частей) посвящен растительным красителям и процессу крашения икатов.

Изготовление иката и тенуна (Флорес)

Изготовление иката и тенуна (Флорес)

Итак, начнем с самого начала: с получения нити. Перед вами живая схема технологического процесса обработки хлопка (смотреть строго справа – налево!)
(Первые снимки сделаны в деревне Ватублапи неподалеку от Маумере: туда мы поедем сразу после Энде, и я о самой деревне расскажу отдельно - М.Ц.)

Изготовление иката и тенуна (Флорес)

Первым делом хлопок очищают от зерен и сорных примесей. Такой деревянный станок существует с первобытных времен.

Изготовление иката и тенуна (Флорес)

 

Хлопок протаскивают между деревянными валиками. Семена и сор пройти не могут и падают спереди - со стороны работающей женщины, а волокно с другой стороны.

Изготовление иката и тенуна (Флорес)

Перед прядением волокно скручивают в аккуратные брикетики.

Изготовление иката и тенуна (Флорес)

Прядение: из кусочка волокна пряха вытягивает прядь, постепенно превращая ее в нить. Длинная нить наматывается на веретено при помощи колеса и пальцев ноги.

Изготовление иката и тенуна (Флорес)

Части тела заменяют недостающие детали прялки.

Изготовление иката и тенуна (Флорес)

С веретена девушка сматывает нить в банальный клубок.
Ну, полностью руко-ножная? ного-ручная? работа!

Изготовление иката и тенуна (Флорес)

Нити основы будущей ткани натягивают на раму.

Изготовление иката и тенуна (Флорес)


Изготовление иката и тенуна (Флорес)

Те фрагменты узора, которые должны остаться белыми (или более светлыми) после крашения, прячут под крепкой обмоткой ленточками из чего-то растительного. Рисунок размечают на основе или делают по памяти.   
(А вот это уже другая деревня, но менее интересная, так что о ней специально рассказывать не буду. В принципе, все то же самое - М.Ц.)

Изготовление иката и тенуна (Флорес)

Основа окрашена индиго.
Сейчас предстоит самый волнующий момент: снятие завязок. Я это обычно делала, затаив дыхание: вдруг краска проникла под обвязки?
(Снова Ватублапи - М.Ц.)

Изготовление иката и тенуна (о.Флорес)

Здесь уже развязали.
Если икат многоцветный, операцию повторяют для каждого цвета в отдельности.  
Окрашенные нити надо перенести на ручной ткацкий станок, не нарушая их порядок. Горизонтальные палочки, видимо, способствуют этому.  
(О природных красителях и крашении отдельный пост - М.Ц.)

Изготовление иката и тенуна (о.Флорес)

Основа натянута на станок и, теперь рисунок хорошо виден.

Изготовление иката и тенуна (о.Флорес)

Пора вязать ремиз – определенные нити подвязывают нитками к палке. Зачем – увидим ниже.

Изготовление иката и тенуна (Флорес)

Этот древнейший ткацкий станок по самой экзотической детали называют «поясным». Ремень с «подушкой» помогает поддерживать необходимое натяжение основы. Это означает, что «хрупкая» талия ткачихи заменяет и боковые опоры и весь деревянный и металлический механизм натяжения основы более совершенных станков!
(А вот это снято в деревне Бена, о которой я рассказывал ЗДЕСЬ

Изготовление иката и тенуна (о.Флорес)

Наконец мы добрались собственно до ткачества. Чтобы прокинуть нить утка, ткачиха поставила ткацкий меч (широкая планка) на ребро. В образовавшийся «проход» между нитями основы («ткацкий зев») она прокидывает уточную нить (но видно это плоховато).
(А этот снимок сделан уже в третьей деревне под интригующим названием Джопу, но о ней также вряд ли стоит рассказывать специально - М.Ц.)

Изготовление иката и тенуна (о.Флорес)

Прокинутый уток подбивают ткацким мечом, чтобы ткань получалась плотной.

Изготовление иката и тенуна (о.Флорес)

Теперь снова надо прокинуть уток, но уже в другой зев, чтобы нити основы и утка переплелись между собой. Поэтому ткачиха, подняв левой рукой часть нитей основы, привязанных к ремизной палке, правой рукой вставляет меч и создает очередной зев.

Изготовление иката и тенуна (о.Флорес)

И так продолжается до тех пор, пока вся основа не будет заткана.
А теперь САМОЕ ГЛАВНОЕ. Икаты отличаются тем, что узор в процессе ткачества образуется САМ СОБОЙ. В «привычных» нам гладких (безворсовых) коврах, шпалерах, гобеленах рисунок создается утком и прячет под собой основу. В икатах все наоборот: чтобы выявить рисунок, нанесенный на основу, уток должен спрятаться под нее. Подробнее о ткацких переплетениях у меня здесь.
На фото ниже: в верхней части – уже сотканная ткань, в нижней - основа.

Изготовление иката и тенуна (Флорес)

В двойных икатах рисунок создается и основой и утком, окрашенными этим трудоемким способом. В наиболее искусных тканях узор при ткачестве совпадает настолько, что определить, что перед вами именно икат, можно только уткнувшись носом в ткань. При небрежной работе хорошо видно несовпадение контуров рисунка, но нечеткий, как бы дрожащий рисунок с переливами красок очень красив.
Обычные и двойные икаты приходится ткать разными ткацкими переплетениями. Обычные – репсовым, двойные – полотняным.
Как видите, всё очень просто!
Нужен лишь опыт нескольких тысячелетий, огромное терпение и добрые  руки.
P.S. Весь процесс показан на разных станках: там, где лучше был виден определенный этап.
P.P.S. Техника иката знакома советскому человеку по узбекским и таджикским абровым тканям, где узор создается на нитях основы. Конечно, на более совершенных станках. (Фото из моей книги «Батик»: Хан-атлас из г. Наманган. Ташкент. Музей прикладного искусства).

икаты

 

 

Comments

( 42 комментария — Оставить комментарий )
olsha5
11 дек, 2008 11:48 (UTC)
Очень интересный рассказ, я , как ткачиха, с большим любопытством рассматривала их станки. Мда, техника не главное в ремесле, главное руки и голова, какую ведь красоту ткут на таких простейших станках
irinadvorkina
11 дек, 2008 11:57 (UTC)
Спасибо. Кажется, Вы сформулировали подспудную идею моего рассказа!:-)
(без темы) - olsha5 - 11 дек, 2008 12:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irinadvorkina - 11 дек, 2008 12:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olsha5 - 11 дек, 2008 13:15 (UTC) - Развернуть
3jdy_mama
11 дек, 2008 14:28 (UTC)
Пришла к Вам по ссылке из хендмейд.ру, где М. Цыганов выложил копию этого поста. Пока смотрела, фото начали исчезать один за другим, караул!!! так хотелось скопировать, а теперь и у Вас они тают на глазах((( почему? или если я копирую в свой ЖЖ для себя (под замком) я что-то нарушаю, и это кара такая?
irinadvorkina
11 дек, 2008 14:33 (UTC)
У меня все стоит на месте! У Вас наладилось или собирать консилиум?
(без темы) - 3jdy_mama - 11 дек, 2008 14:58 (UTC) - Развернуть
3jdy_mama
11 дек, 2008 14:29 (UTC)
Очень красиво и интересно!!!
olsha5
11 дек, 2008 15:32 (UTC)
Особенно меня умилили бубенчики на ногах.
Год назад я была в Екатеринбурге не региональной выставке по костюму и с интересом рассматривала мужские порты сшитые из такни, которая называлась кежовина. Что-то похожее по технике. но гораздо проще. Я тогда долго гадала, то ли ткань так красится, то ли нитки основы до натяжения в станок красятся. Сейчас еще посмотрела фотки. ТОчно, икат уральского производства. Вот ваш пост разрешил мой вопрос
irinadvorkina
11 дек, 2008 15:41 (UTC)
Бубенчики - не просто украшение. У Михаила есть кадры, где эта женщина очень изящно танцует (перед работой).
А уральская ткань была какого времени?
(без темы) - olsha5 - 11 дек, 2008 15:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irinadvorkina - 11 дек, 2008 15:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olsha5 - 11 дек, 2008 16:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irinadvorkina - 11 дек, 2008 16:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irinadvorkina - 11 дек, 2008 16:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olsha5 - 11 дек, 2008 16:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irinadvorkina - 11 дек, 2008 17:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olsha5 - 11 дек, 2008 17:37 (UTC) - Развернуть
p_alina
11 дек, 2008 16:58 (UTC)
Я вот тоже, если не возражаете, стану Вашим виртуальным читателем :)
Реальным стала уже давно, в тот момент, когда приобрела книгу "Батик" )
irinadvorkina
11 дек, 2008 17:20 (UTC)
Пожалуйста, читатели реальные - вообще проходят без очереди!
(без темы) - p_alina - 11 дек, 2008 18:25 (UTC) - Развернуть
tamari_ko
11 дек, 2008 22:07 (UTC)
Спасибо огромное! Всё это очень интересно, познавательно и прекрасно по сути своей! Вам самое глубокое уважение за такой серьёзный и обстоятельный пост.
irinadvorkina
12 дек, 2008 09:10 (UTC)
Приятно, что такое сложное, на наш европейский взгляд, искусное ремесло вызывает интерес.
m_tsyganov
14 дек, 2008 02:15 (UTC)
C днем варенья!
Вот уже раскроенная тряпочка - поносить! :-)
Крой
irinadvorkina
14 дек, 2008 06:47 (UTC)
Re: C днем варенья!
СПАСИБО!
livejournal
13 апр, 2012 14:24 (UTC)
«Предчувствие модерна»
Пользователь tabby_ сослался на вашу запись ««Предчувствие модерна»» в контексте: [...] подробнее с приемами создания подобных тканей. Например, индонезийских икатов - см. здесь [...]
livejournal
16 апр, 2012 11:40 (UTC)
No title
Пользователь tawropola сослался на вашу запись «No title» в контексте: [...] ИКАТЫ ФЛОРЕСА Руки человека – древнейший и самый совершенный инструмент полностью здесь [...]
livejournal
17 апр, 2012 00:30 (UTC)
«Предчувствие модерна»
Пользователь muh_omor сослался на вашу запись ««Предчувствие модерна»» в контексте: [...] подробнее с приемами создания подобных тканей. Например, индонезийских икатов - см. здесь [...]
livejournal
19 май, 2012 20:10 (UTC)
Выставка музыкальных автоматов
Пользователь garfield_s сослался на вашу запись «Выставка музыкальных автоматов» в контексте: [...] подробнее с приемами создания подобных тканей. Например, индонезийских икатов - см. здесь [...]
andrey3377
12 мар, 2013 21:02 (UTC)
Очень сложная техника. Я бы сказал, что переусложненная. Непонятно, зачем столько проблем? Того же эффекта можно достичь куда более простыми способами. Такое возможно лишь при дармовой рабочей силе.
irinadvorkina
13 мар, 2013 12:55 (UTC)
Здесь несколько аспектов.
1) На их взгляд (и если смотреть объективно) техника иката - как раз более простая, чем создание узора утком. Ведь нити основы просто перевязывают, а потом механически прокидывают уток, чередуя нити основы.
Ткачество уточным репсом традиционно для Европы и Ближнего Востока, оснОвным репсом - для другого полушария, включая Латинскую Америку.
Этим приемам способствуют и соответствующие станки: вертикальный и поясной горизонтальный.
А разве наше узорное ткачество проще создания индонезийских сонгкетов (http://irinadvorkina.livejournal.com/27015.html) ?
2) "Возрождение национальных ремесел" происходит сейчас по всему миру, и у нас, как известно, тоже.
В Индонезии есть возможность не довести ремесла до того состояния, когда их придется искусственно возрождать.
Мастерские, показанные на фото и занимаются их сохранением.
3) Но ткачеством занимаются на всех островах, и в глубинке - ткани, видимо, дешевле соткать самим, чем покупать.
4) А главное - икаты используются в ритуалах. Промышленные ткани для этого не годятся - духи предков в них не поселятся и помогать потомкам не будут!
Священные икаты ветшают и ткачихи воссоздают их вновь.
5) А разве неинтересно современному цивилизованному человеку заглянуть в эпоху неолита?
И не в инсценировках познавательных фильмов, а в реальной жизни.
andrey3377
14 мар, 2013 07:12 (UTC)
1) Узор на ткани, как известно, создается двумя способами: переплетением цветных утков или раскраской готовой однотонной ткани. В первом случае выигрываем на простоте крашения, но проигрываем в скорости ткачества. Во втором быстро ткем, но долго раскрашиваем.
Здесь же долго-долго готовимся к покраске, а потом, рискуя перепутать выкрашенные нити, еще долго-долго снуем.По затратам надо сравнивать не с узорным ткачеством, но с набойкой.
В общем, очень усложняют себе жизнь. не проще ли красить готовую ткань, чем основу под нее?
4) То, что в ритуалах должны использоваться только ручные ткани - это абсолютно правильно.
И еще поражают станки с поясным натяжением. Асаны йоги отдыхают по сравнению с этим упражнением... Это ведь не пошевелиться в течении многих часов.
irinadvorkina
14 мар, 2013 19:24 (UTC)
А зачем сегодня ткать гобелены вручную?
В принципе, завязывание основы займет не больше времени, чем ткачество цветными утками - всё зависит от плотности.
Нити в умелых руках не перепутываются, а сновка после окрашивания не нужна - нити просто переносятся на станок уже в нужном порядке.
Вопрос ведь абсолютно не стоит, как быстрее и выгоднее соткать и продать.
Цели этой работы другие.
А мы имеем возможность увидеть определенный исторический этап ткачества.
И ценность его ещё и в том, что это ТРЕТИЙ способ - оснОвное ткачество, включающее еще разные подвиды!
С узорным ткачеством можно сравнивать не икаты, а сонгкеты.
Сравнивать корректнее не по затратам, а по технике - набойка не относится к ткачеству.
Насчет упражнений - зато им не надо платить за фитнес - шевелиться при ткачестве за поясным станком приходится постоянно. При каждой прокидке утка ткачиха своим телом ослабляет и натягивает основу.
И надсмотрщика с палкой там нет :-)
(без темы) - andrey3377 - 15 мар, 2013 10:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irinadvorkina - 15 мар, 2013 18:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - andrey3377 - 16 мар, 2013 10:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - irinadvorkina - 16 мар, 2013 10:35 (UTC) - Развернуть
andrey3377
16 мар, 2013 16:13 (UTC)
Бригады (точнее семьи) ткачей постоянно мигрируют. Сегодня в деревне, завтра в храме, послезавтра на фабрике. Это все одни и те же люди. Будь реалистом



Edited at 2013-03-16 17:29 (UTC)
irinadvorkina
16 мар, 2013 18:44 (UTC)
Тут нужно иметь конкретные факты по региону.
livejournal
24 апр, 2015 10:59 (UTC)
СОНГКЕТ: роскошь из золота и шелка. КАК ЭТО ДЕЛАЮТ
Пользователь ehraina сослался на вашу запись в своей записи «СОНГКЕТ: роскошь из золота и шелка. КАК ЭТО ДЕЛАЮТ» в контексте: [...] толщиной) сказочную ткань можно делать вручную. Здесь снова, как и при создании икатов (см. здесь [...]
( 42 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister