irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Categories:

«Остров Сокровищ»,

или Мини-текстиль в Москве спустя 30 лет

Выставка открыта с 30 июня по 21 июля 2018 года в Галерее «На Каширке».



Выставку открывают (справа налево) руководитель Галереи «На Каширке» Людмила Кузьмина, Зоя Ленденская-Большакова, Ирина Яблочкина, Наталья Куралесова, Татьяна Власова (вторая аудиозапись ниже).

«...Паруса наполнялись попутным ветром и корабль стремительно мчался к заветной мечте в поисках таинственных островов с несметными сокровищами. Старые карты указывали верный путь к достижению поставленной цели, а кресты-отметины на их старых и истрепанных временем листах сияли загадочным блеском, подобным звездам на ночном небе, маня тех, кто уже пустился в опасное и увлекательное путешествие с надеждами на приключения и удачу...»

«Выставочный проект “Остров Сокровищ” творческого объединения петербургских художников “Гильдия Текстильщиков” может начинаться только с лирического повествования в жанре приключенческого романа.

Проект проводится в рамках Третьей российской триеннале современного гобелена и текстильного искусства в Царицыно “Вердюра XXI века”. Выставочное пространство зала “На Каширке” смогло вместить авторские произведения, созданные в мини-текстиле более чем 70-ю художниками из 12 стран.

Концептуальная идея нашего проекта затрагивает тему природы и ее охрану. В современном мире эта проблема актуальна и обсуждаема на различных уровнях. Мы постарались представить зрителю экспозицию с “визуальным” поиском “сокровищ”. Скрытые в образах произведений, эти сокровища позволяют узнать “секрет” и загадку истинных ценностей тандема Природа-Человек.

Событийность данной выставки заключается в возрождении текстильной традиции в миниатюрном формате, где размер работы не превышает двадцати сантиметров.
Первый этап выставки прошел осенью 2017 года в Санкт-Петербургском музее “Русский Левша”. Представленный в произведениях диапазон сюжетов, техник и приемов дает прекрасную возможность проанализировать мировые текстильные тенденции современности. Свободно сочетая нить и ткань с войлоком, керамикой, эмалью, стеклом и многими другими материалами, художники добиваются максимальной выразительности образа. Тема природы звучит наиболее значимо, однако и человек с его насущными и обыденными проблемами не остается в стороне: взаимоотношения, размышления о смысле жизни, защита окружающей среды и многое другое наглядно подтверждает широту взглядов и силу образного мышления творцов».     .

Гильдия Текстильщиков Санкт-Петербурга
Кураторы:
Ирина Яблочкина, Наталья Куралесова, Зоя Ленденская-Большакова, Татьяна Власова.

Сайт проекта с прекрасными фотографиями работ всех участников, поэтому здесь даю немного.

Выступления на открытии: И. Яблочкиной, Н. Куралесовой, Т. Власовой, Н. Лисовской, В. Уварова, И. Дворкиной, А. Мадекина…

Находясь на выставке, вы можете, сканируя смартфоном код, который находится рядом с подписью, мгновенно оказаться на странице автора на сайте и прочесть его «концепцию». Они очень разные: мудрые и поэтичные, пространные и лаконичные, шутливые и философские…

Концепции здесь - курсивом!

Рута Богустова. Латвия, Рига. «Дракон». 2016. Серия. Каждая 20х20 см. Шерсть, шелк, бисер. Аппликация, вышивка.
«Дракон в восточной мифологии символизирует власть, мудрость и силу. В лапах он держит яйцо, как символ продолжения рода».

Рута Богустова – легендарное имя для тех кто полюбил гобелен лет 30 назад на прибалтийских выставках у нас. Решила посмотреть, что сейчас есть в сети, а там немало. Например, здесь и здесь. Это уже не гобелены, но как роскошно художник работает с цветом!

Кстати, в 1988 году, ровно 30 лет назад, состоялась Первая (и последняя) Московская выставка мини-текстиля.

И еще штрихи к воспоминаниям: вы помните, что этот жанр родился на свет случайно? В 1975 году на VIII биеннале гобелена в Лозанне была сделана выставка фрагментов гобеленов, присланных для предварительного отбора жюри. И оказалось, что миниатюры имеют самостоятельную ценность, собственное звучание…
Но вернемся на Каширку…

Светлана Бусыгина. Россия, Санкт-Петербург. «Образ». 2008. 27х22 см. Лен, хлопок, золотая нить. Ручное ткачество.
«
Богоматерь Казанская». 1995. 19х18 см. Лен, хлопок, золотая нить. Ручное ткачество.

А что если не ставить цель «переводить» язык лицевого шитья в ткачество один к одному?

Валентина Мухачёва. Екатеринбург. «Найди свой Аленький». Триптих. 2017. 18х20 см, 20х15 см, 18х20 см. Шерсть, хлопок, медь, эмали, деревянная доска. Ручное ткачество, горячая эмаль.
«Люди пребывают в поисках счастья и гармонии вокруг и в себе. Ищут везде, но отыщется ли оно…»

Соединение гобелена и эмали кажется невозможным. Но здесь выглядит довольно гармонично. И какой тончайший рисунок на эмалевых вставках! Осталось продумать оформление…

Людмила Сварчевская. Эстония, Пярну. 1 - «Безмолвие», 2 , 3 - из серии «Северная Элегия». 2017. Каждый 20х20 см. Шерсть, рыбацкая сеть, сизаль, металлическая нить, натуральные и искусственные волокна. Ручное ткачество и плетение.

«Концентрация на маленьком пространстве максимального эстетического напряжения. Играя с материалом, не заигрывать со зрителем, а пригласить к участию в поиске “острова сокровищ собственной души”».

Такое впечатление, что всё это выросло само, без участия художника. И графичность мне по душе…

Анна Вилкова, Россия, Ульяновск. «По просёлочным дорогам». Триптих. 2017. 20х20 см. Шерсть, войлок. Смешанная техника, ткачество, валяние.
«Дороги открывают возможность увидеть многообразие и многоцветие окружающего мира».

Смотрим с двух сторон - то ли разные пейзажи, то ли сезоны… Войлок и гобеленовое ткачество совершенно естественно перетекают друг в друга. А деление на три части озадачило…

Ирина Яблочкина. Россия, Санкт-Петербург. «Нефтяная фея». 2017. 20х30 см. Шерсть, синтетика. Ручное ткачество.

В памяти всплыла серия мини-гобеленов «Тени на асфальте» конца 80-х годов. А ведь автора я не помнила, пришлось проверить. Что значит почерк художника!

Ольга Орешко. Россия, Екатеринбург. Слева: «Когда уходит снег». 2017. 17х17 см. Шерсть, лён, металл. Ручное ткачество, обкручивание.
Справа: «Талые воды». 2017. 19х19 см. Шерсть, лен, стекло, камень. Ручное ткачество, обкручивание.
«Когда уходит снег, оттаивают тайны, открываются забытые секреты. После простоты белого снега появляются милые подробности земли».

Анатолий Рубцов. Россия, Санкт-Петербург. Серия «Настроение». Каждая 20х20 см. 2017. Шерсть. Ручное ткачество.

«ВЫ любите наблюдать за собаками? У них такие разные характеры, как у людей: ласковые, злые, веселые, ленивые… и НАСТРОЕНИЯ у них тоже меняются: то романтичное, то взгрустнулось,  ну а то, просто погулять вышел, а тут летит кто-то … интересно».


Зоя Ленденская-Большакова. Россия, Санкт-Петербург. Слева: «Дороги». 2017. 23х23 см. Объёмная композиция. Шерсть, ткань. Валяние, ручное ткачество.
«Мы ищем свой путь в жизни, ищем свой “остров сокровищ”, но дороги идут в разных направлениях и мы выбираем то одну, то другую и почти всегда встречаемся с препятствиями…»

Справа: «Остров в облаках». 2017. 20х15х25 см. Войлок, шерсть, хлопок. Валяние, ручное ткачество.
«То ли облако зацепилось за вершину острова, то ли остров навеки застрял в облаке. С одного края дуют ветра, с другого падает дождь. Где этот остров и где это облако, где этот ветер и где этот дождь?»

Наталья Лисовская. Беларусь, Витебск. «Жажда жизни». 2017. 20х20 см. Шерсть, сизаль. Ручное лучевое ткачество, принт.
«Обновление жизни, продолжение рода. Старое дерево погибает и пробивается новая жизнь».



Анна Гудкова, Екатерина Струнина. Россия, Санкт-Петербург. «В траве сидел…» 2017. 20х20х20, 18х18х20, 15х15х20 см. Текстиль, пластик, дерево, картон. Смешанная техника.
«В нашей работе мы решили по-новому взглянуть на популярный сюжет и позволить зрителю самому решать - кто же сидел в траве? Используя принцип транспарентности и взаимозаменяемости мини-панно, зритель вовлекается в творческий процесс и из пассивного наблюдателя становится активным участником событий, придумывая и реализуя свой собственный сценарий. Декоративные пропилы, сделанные в основании “светильников-аквариумов”, позволяют свободно выдвигать и задвигать понравившиеся слайды, создавая иллюзию трехмерного пространства».

Ирина и Зоя, наверное, уже могут часами рассказывать обо всех участниках выставки, их семействах и жизни.

Каролина Киннандер-Сьемпьес. Испания, Мадрид. «Черный». 2017. 20x20 см. Текстиль (шторы моей бабушки), перья, шина. Смешанная техника.
«Белый». 2017. 20x20 см. Текстиль, перья, искусственный цветок, органические материалы. Смешанная техника.
«Две работы, одна рядом с другой, черное и белое. Это представление противоположностей, ведь жизнь не только черно-белая, но и состоит из нюансов».

Включайте звук.   

Линдси Маршалл. Великобритания, Шрусбери. «Морской слизень». 2015. 20x15x10 см. Лен, хлопок, шерсть. Плетение.
«Еще один морской слизень». 2015. 11,5х11х6 см. Хлопок, лен, шерсть. Плетение.
«Я использовала технику плетения как способ рисования фигур: он развился из изображений морских существ и моего собственного видения глубин океана. Эти морские слизняки (есть много разных типов) выполняют важную функцию - они мало перемещаются, но они переваривают и обрабатывают большое количество отходов, тем самым очищая океанское дно. Вопрос в том: “Какое маленькое существо, поедающее разлагающееся растительное вещество, вы найдете на дне океана?”: Ответ - морской слизень”».

Справа вверху: «Кто может выпить море?» 2014. 20x20x15 см. Хлопок, лен, шерсть. Плетение.

«Работа основана на цитате: “кто может выпить море?”, взятой из греческой истории Агамемнона. Формы представляют живые организмы, которые обеспечивают богатые источники пищи на морском дне. Работа также спрашивает, являются ли такие ресурсы неизменно возобновляемыми: морские ежи, на которых основаны эти формы, представляют собой виды, находящиеся под угрозой исчезновения, а также многие другие живущие в море - как за счет чрезмерного сбора урожая, так и загрязнения. Этот процесс связан с органическими формами, предложенным в работе, и используемые материалы являются естественными и, следовательно, подходят для послания. Вопрос будет “это человек?”; ответ “кто выпьет море”».

«Путь моих мыслей». 2016. 20x20x7 см. Хлопок. Плетение и обкручивание.
«Нить показывает путь моих мыслей. Она путешествует, связывая разные части, скручиваясь внутри и вокруг себя по ходу своего движения. Эти мысли являются нитями во Вселенной, и этот лабиринт, созданный из нитей мысли, ссылается на эпикурейскую теорию всех вещей, связанных между собой в нашей Вселенной.
Он также предполагает, что наше понимание Вселенной строится на восприятии в определенный момент, а не на фактах. Таким образом, вопрос будет “что создаёт нашу Вселенную?”, и ответ будет таким - “наши мысли”».

Думается, главные сокровища на выставке – это обнаженные души художников…
Миниатюры шутливые и серьезные, яркие и сдержанные, трудоемкие и быстровыполнимые. Они привлекают полетом мысли и свободным соединением материалов и технологий.

Авторы ставили вопросы и отвечали на них… У меня тоже иногда возникает вопрос, но ответа на него не знаю: в мире уже столько художественных высказываний на тему экологии, а помогли ли они хоть в какой-то мере?

В заключение, на вопросы отвечает Зоя Ленденская-Большакова:

Каким будет продолжение проекта?

- Мы хотим продолжить в формате триеннале. Еще не решили, как будет называться проект в целом. Или оставить название “Остров Сокровищ”, или делать каждый раз новый Остров - ведь острова бывают разными. Или вообще что-то другое...

И темы, наверное, будут меняться?

- Можно оставить красной нитью тему “Остров” - и менять определения. Например – Индустриальный Остров. Мне ближе этот вариант. Некоторые хотят оставить одну тему на все триеннале – “Остров Сокровищ” и давать подтемы. Или вообще, как на других биеннале-триеннале - каждый раз новая тема, но мы должны решить это коллегиально.

Кто сможет принять участие в будущих выставках? Есть ли какие-то ограничения?

- В принципе, как и на другие выставки, - не будем прописывать особых ограничений.

Вот уж не думала, что в маленьком зале с мини-текстилем можно провести 3 часа! Правда, тут представлено около 80 художников и у многих не одна работа. А если вникать во все техники и тонкости задумок, можно провести и целый день. И, конечно, это искусство увлекательно, заразительно и я пошла думать, что бы с чем бы соединить…

Tags: exhibition, выставки, дпи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments