?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Выставка «Платки и шали в России XVIII – начала XXI веков» проходила с 20 декабря 2018 по 11 марта 2019 г. Была представлена большая часть обширной коллекции музея на эту тему – более 600 произведений. Наряду с текстилем, на выставке можно увидеть произведения живописи, графики, декоративно-прикладного и древнерусского искусства, более 30 костюмов, включающих платки, шали, шарфы и палантины.

Выставка многопланова, несмотря на то, что платок – всего лишь кусок ткани для покрытия женской головки. Но как много тем раскрывается с его помощью: здесь можно изучать подробно историю платков и шалей и разнообразнейшие технологии их создания, историю народного искусства и текстильной промышленности, развитие орнаментального искусства и историю русского костюма. А сколько еще попутных тем скрывается в мелких деталях!

О выставке на сайте музея.


Посетителей встречает «Купчиха» с картины Бориса Кустодиева 1915 года.

Слева: Образцы фаты канаватной прямоугольной формы.
«Головные покрывала с раннего средневековья были обязательной принадлежностью женского наряда представительниц почти всех сословий… Своеобразие орнамента и цветовое решение канават связано с их восточным происхождением – ткани и покрывала привозили в Россию из Канафа (Эль-Канават) в Палестине (ныне Сирия). В России канаватные покрывала начали производить со второй половины XVIII века» /Из текста на выставке/.
Справа: Д. Г. Левицкий. Портрет Агафии Дмитриевны (Агаши) Левицкой. 1785. Холст, масло.



Для фаты канаватной характерно сочетание техники иката и ткачества золотными нитями. Извилистые прихотливые светлые волны узоров сделаны в технике абровых тканей (иката). Для этого узор на нитях создается еще до крашения нитей и ткачества. Нужные места прячут под обмотками, затем нити окрашиваются. После удаления обмоток, остается светлый узор на цветном фоне.
(Подробнее о технике см. в блоге и
в книге И. Дворкиной. Ручное ткачество. Практика, история, современность. Т. 2, с. 188–229. М., 2018)

«Их носили в роспуск, накидывая на головные уборы, укутав всю фигуру. Начиная с XVIII века фаты и головные покрывала остаются в качестве дополнения выходного костюма в мещанской и купеческой среде, а также в среде зажиточного крестьянства… К началу ХХ века головные покрывала окончательно выходят из употребления как повседневная одежда, оставаясь лишь неотъемлемой принадлежностью свадебного обряда» /Из текста на выставке/.

Женский праздничный костюм. Кон. XVIII – нач. XIX в. Канаватная фата. Шелк, золотные нити, ткачество.


Фрагмент


Неизвестный художник. Парсуна князя Андрея Большого Ивановича Репнина. Не ранее 27 января 1699. Школа Оружейной палаты. Холст, масло.

Портрет напоминает о том, что когда-то шали на Востоке были не женской, а мужской частью костюма.

«К началу XIX в. начинает формироваться тип квадратного платка… густо затканный золотой и серебряной сканью. Композиция такого платка имела центрический характер, по краям располагалась пышная кайма. Подмосковье славилось своим парчевым товаром, расходившимся по всей стране… Они составляли часть парадного женского наряда, надеваемого в торжественных случаях, были распространены в купеческих кругах, а также среди зажиточной части крестьян… Парчовые платки окончательно вышли из употребления к началу ХХ века, уступив место платкам набивным и шелковым» /Из текста на выставке/.

Косынки (наверху) и платки. Первая пол. XIX в. Фабрики Левиных. Коломенский уезд Московской губернии. Шелк, золотные нити, синель, ручное ткачество.
(Синель – уточная нить, имеющая ворс. При ткачестве получается бархатный узор см. фрагмент ниже).


«В Нижегородской губернии как ни в одном другом регионе России умели носить вышитые платки разными способами. Их могли закалывать под подбородком «на булавочку», складывая углом, или «в роспуск» в соответствии со старообрядческой традицией. Завязанная концами назад косынка охватывала всю голову, словно шапочка, ее вышитые углы покрывали золотым ковром плечи. Жительницы Городца – жены и дочери купцов-старообрядцев – по старинному обычаю носили «в роспуск» – не складывая углом платки, вышитые по черному атласу орнаментом в виде веток и гроздьев винограда» /Из текста на выставке/.

Слева-направо: Женский старообрядческий костюм. Вторая пол. XIX в. Платок шелк, вышивка золотными нитями.
Девичий праздничный костюм. Вторая пол.
XIX в. Косынка «головка». Шелк, золотное шитье.
Женский праздничный костюм. Сер.
XIX в. Платок шелк, золотное шитье.
Женский старообрядческий костюм. Вторая пол.
XIX в. Платок шелк, вышивка золотными нитями.
На стене: платки XIX в. Шелк, вышивка золотными нитями.


Платок. Первая пол.
XIX в. Фабрики Левиных. Коломенский уезд Московской губернии. Шелк, золотные нити, синель, ручное ткачество.


Фрагмент.


Собрание Русского музея позволяет проследить развитие ручной и машинной набойки с XVIII века.

Угол платка. XVIII – нач. XIX в. Иваново (?). Хлопок, масло, верховая набойка.


Старейший датированный набивной платок в коллекции был создан на фабрике Варвары Грачевой. Подобные рисунки характерны для того времени.
Платок. 1815. Фабрика В. Е. Грачевой. Иваново. Хлопок, ручная набойка.


Набивные шали начали производить в Москве в 1820–1830-х годах.
Платки и шали конца
XIX – начала XX века.


Слева: Неизвестный художник. Семейный портрет. Сер. XIX в. Холст, масло.
Справа: Платки XIX в. Ручная набойка.


Ситцевые платки фабрик Москвы, Петербурга и Владимирской губернии к концу
XIX в. постепенно заменили у крестьянок старинные кички и сороки. Ситцы владимирских купцов Барановых славились кумачовым цветом.
Слева: Малявин. «Две девки». 1910-е гг. Холст, масло.
Справа: Костюмы конца XIX – начала XX века.


«Колокольцовские»  шали – так обобщенно сегодня называют изделия крепостных мастериц начала XIX века. Понять ценность этих шалей, сотканных вручную на большой плотности нитей, может только тот, кто сам занимался этим ремеслом. Их изящный узор стал возможен благодаря использованию тончайшего пуха. Двустороннее ткачество означает, что лицевая и изнаночная стороны шали одинаковы (подробнее см. И. Дворкина. Ручное ткачество. Т. 2, с. 72–75).

Шаль. 1820–30-е годы. Шерсть, двустороннее ручное ткачество.


Шарфы. 1830-е годы. Шерсть, двустороннее ручное ткачество.


Вверху: Кайма «колокольцовской» шали. Первая пол. XIX в. Шерсть, двустороннее ручное ткачество.
Портреты. Слева-направо:
Иван Смирновский. Портрет Екатерины Миллер. 1822. Холст, масло.
Неизвестный художник. Портрет Екатерины Архаровой. Нач. 1830-х гг. Холст, масло.
Анри-Франсуа Ризенер. Портрет баронессы С. П. Меллер-Закомельской. 1815. Холст, масло.


Слева-направо: Шаль. Первая четверть XIX в. Саратовская губерния. Шерсть, двустороннее ручное ткачество.
Шаль. 1820–30-е годы. Шерсть, двустороннее ручное ткачество.
Шаль. 1830-е годы. Мастерская Н. Мерлиной. Шерсть, двустороннее ручное ткачество.
Шаль. Первая четверть
XIX в. Саратовская губерния. Шерсть, двустороннее ручное ткачество.
Столик для рукоделия. Первая треть
XIX в.


Выставка пользуется успехом. Экскурсии, в том числе детские, идут одна за другой. И экскурсовод знает как увлечь детей столь непростой темой.


Фрагменты, не успевшие стать шалями. Обычно тканые шали состояли из нескольких частей, видимо, и для удобства ткачества и для быстроты создания шали.


Но ручная работа уступила место машинному ткачеству.

Шали. Вторая пол.
XIX в. Шерсть, ручная набойка.
Слева: Женский однодворческий праздничный костюм. Кон.
XIX в. Южнорусские губернии. Шаль «ковровая». Шерсть, жаккардовое ткачество.
Справа внизу: (с фиолетовой серединкой) Шаль. 1873. Фабрика Н. Т. Смирнова. Шерсть с хлопком. Ручная набойка.


Шаль «шине». Первая пол.
XIX в. Москва (?). Шелк, ткачество.


Фрагмент.


В советское время ручная роспись платков в технике горячего и холодного батика существовала наряду с традиционной фабричной набойкой и промышленными тканями.
Платки фабрики художественной росписи тканей № 2, Ленинград и Объединения «Новость». 1930 (внизу) – 1960-х гг.


В последнем зале представлены экспонаты из Павловопосадкого музея.

Слева вверху: И. П. Дадонова (1939). «Русская красавица». 1985. Шерсть, печать, шелковая бахрома. Павловопосадкая платочная мануфактура. ППМ.
Справа: Е. П. Регунова (1926-2009). «Цыганка Аза». 1992. Один рисунок в разных цветах.


Слева внизу: Г. И. Сотскова. Шаль «Молитва» 1992.
Переработка рисунка «Круг». 1930-е годы. Автор К. Е. Аболихин (1868–1942). Павловопосадкая платочная мануфактура. Шерсть, печать. ППМ


Е. А. Фаворитова (1967). Крок – эскиз для шали «Василиса» (бумага, гуашь) и его блестящее воплощение. 2010. Шерсть, печать, шелковая бахрома. Павловопосадкая платочная мануфактура. ППМ.


Чурка – дерево, выжигание (устройство для отливки фрагментов манерной доски).
Цветка – устройство для печати цвета в платке. Нач. – сер. ХХ в. Павловопосадкая платочная мануфактура. Дерево. Резьба. ППМ.


Манера, манерная доска – устройство для печати контура рисунка платка. Нач. – сер. ХХ в. Павловопосадкая платочная мануфактура. Дерево. Литье по металлу. ППМ.


Показанные фотографии – лишь небольшая часть экспозиции.Представлены также оренбургские пуховые платки-паутинки, вологодские кружевные косынки, нижегородские, каргопольские золотошвейные платки. Весь спектр уникальных явлений русской культуры, посвященный платкам и шалям.

Об экспонатах выставки подробно рассказывают на лекциях ее создатели:

Обзор выставки.

Производства, клейма, технологии.

Кружево и орнбургские платки.
К выставке издан большой альбом и сборник научных статей.

Comments

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
violettamitina
27 мар, 2019 12:26 (UTC)

Спасибо автору за подробный анализ темы выставки! У меня вопрос. В Павловском посаде на сегодняшний день работает произвоство платков?

irinadvorkina
27 мар, 2019 12:37 (UTC)
Работает. И судя по количеству магазинов, которые я вижу в Москве, производство процветает. И там есть прекрасный музей, который, как видим, поделился своими экспонатами с Русским музеем.
livejournal
28 мар, 2019 06:59 (UTC)
«Платки и шали в России из собрания Русского музея»
Пользователь uchitelj сослался на вашу запись в своей записи ««Платки и шали в России из собрания Русского музея»» в контексте: [...] https://irinadvorkina.livejournal.com/131916.html?embed [...]
snejniy_elf
29 мар, 2019 06:57 (UTC)
Изумительно. Спасибо Вам.
irinadvorkina
29 мар, 2019 07:05 (UTC)
Да, выставка богатейшая.
ida_mikhaylova
9 апр, 2019 09:30 (UTC)
Благодарю! Познавательно и интересно!
irinadvorkina
9 апр, 2019 10:25 (UTC)
И Вам спасибо за отклик!
( 7 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Июнь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister