irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Categories:

Заметки на полях рукописи «Ручное ткачество» -3. Древнегреческий станок

Работа над книгой начиналась в конце 1980-х – начале 90-х годов. Первое время я, как и многие тогда, доверяла авторам книг, но со временем поняла, что лучше «доверять, но проверять». Что касалось приемов ткачества и реконструкции простых станков, можно было проверять своими руками. С исторической информацией было сложнее. Собирая по крупицам, анализируя и систематизируя сведения по ткачеству, я постоянно наблюдала как неверные сведения кочуют из века в век, из одной книги, статьи, диссертации в другую (теперь круговорот информации происходит еще активнее: из книг в интернет и, с дополнением любых фантазий, – обратно в книги). Новая информация с доказательствами, опровергающая какие-то факты, могла пройти мимо следующего автора. И этому круговороту устаревших сведений и дезинформации нет конца. Было ясно, что по-возможности надо докапываться до первоисточников.

Вот, например, прославленный «древнегреческий» станок. Этот рисунок можно часто увидеть на страницах книг и статей, посвященных истории ткачества:

Кто-нибудь пытался понять, что здесь изображено?
Чем больше я вглядывалась в него, тем больше возникало вопросов.
Какой это станок: вертикальный или горизонтальный (поскольку он с подножками, а ткачество, на первый взгляд, идет сразу в двух направлениях)?
Если он рассчитан на двух ткачих и ткачество происходит с двух сторон, похоже, что готовая ткань направляется вверх?
Что за кружочки посередине?
Какова роль подножек, если обе пары привязаны с одной стороны?
Что за горизонтальная полоса основы над головой ткачихи? И т. д.
А откуда вообще известно о существовании именно такого станка?
Надо было искать оригинал, но как найти рисунок, если он уже давно стал «классикой» и никто не упоминает источник?

Все же в одной из книг середины ХХ века, опубликованной в Канаде, прямо на репродукции (не прорисовка!)  был указан источник. Он оказался из книги 1680 г.  Johannes Braunius «Vestibus Sacerdorum Hebraeorum».(перевожу с латыни как «Жрица [ткущая] одежды»):

Глядя на оригинал XVII века, кое-что становится яснее в фантазиях художника. Хотя бы ход мысли автора. В основу положен античный станок с грузилами и ремизными планками. Но в XVII веке о древних станках знали по кратким литературным описаниям, например, Гомера, Овидия. Лишь во второй половине XIX века, благодаря археологическим находкам, удалось реконструировать некоторые древние станки и были опубликованы античные вазы с изображением древнегреческих станков.

То, что выглядит как  горизонтально идущая основа – это 2 ряда ремизок, которые вытягивают четные и нечетные нити основы. Кружки оказались шарами-грузами, оттягивающими пучки нитей основы, привязанных к перекладине.
Станок предназначен для ткачества туники без шва (по кругу). Это может делать и одна ткачиха, обходя станок вокруг. Горизонтальная полоса сверху – основа для рукавов. Но всё это изображено по представлению автора второй половины XVII века!

Как на самом деле был устроен станок с грузилами и другие станки см. в книге И. Дворкиной «Ручное ткачество. Практика. История. Современность». М., 2018. Том 1, с. 168–241 (ил. 549 и др.).

Предыдущие «Заметки»:
1. “Гравюры из «Энциклопедии» Дидро”
2. Как делали золотые нити
Tags: "Ручное ткачество"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments