?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Работа над книгой начиналась в конце 1980-х – начале 90-х годов. Первое время я, как и многие тогда, доверяла авторам книг, но со временем поняла, что лучше «доверять, но проверять». Что касалось приемов ткачества и реконструкции простых станков, можно было проверять своими руками. С исторической информацией было сложнее. Собирая по крупицам, анализируя и систематизируя сведения по ткачеству, я постоянно наблюдала как неверные сведения кочуют из века в век, из одной книги, статьи, диссертации в другую (теперь круговорот информации происходит еще активнее: из книг в интернет и, с дополнением любых фантазий, – обратно в книги). Новая информация с доказательствами, опровергающая какие-то факты, могла пройти мимо следующего автора. И этому круговороту устаревших сведений и дезинформации нет конца. Было ясно, что по-возможности надо докапываться до первоисточников.

Вот, например, прославленный «древнегреческий» станок. Этот рисунок можно часто увидеть на страницах книг и статей, посвященных истории ткачества:

Кто-нибудь пытался понять, что здесь изображено?
Чем больше я вглядывалась в него, тем больше возникало вопросов.
Какой это станок: вертикальный или горизонтальный (поскольку он с подножками, а ткачество, на первый взгляд, идет сразу в двух направлениях)?
Если он рассчитан на двух ткачих и ткачество происходит с двух сторон, похоже, что готовая ткань направляется вверх?
Что за кружочки посередине?
Какова роль подножек, если обе пары привязаны с одной стороны?
Что за горизонтальная полоса основы над головой ткачихи? И т. д.
А откуда вообще известно о существовании именно такого станка?
Надо было искать оригинал, но как найти рисунок, если он уже давно стал «классикой» и никто не упоминает источник?

Все же в одной из книг середины ХХ века, опубликованной в Канаде, прямо на репродукции (не прорисовка!)  был указан источник. Он оказался из книги 1680 г.  Johannes Braunius «Vestibus Sacerdorum Hebraeorum».(перевожу с латыни как «Жрица [ткущая] одежды»):

Глядя на оригинал XVII века, кое-что становится яснее в фантазиях художника. Хотя бы ход мысли автора. В основу положен античный станок с грузилами и ремизными планками. Но в XVII веке о древних станках знали по кратким литературным описаниям, например, Гомера, Овидия. Лишь во второй половине XIX века, благодаря археологическим находкам, удалось реконструировать некоторые древние станки и были опубликованы античные вазы с изображением древнегреческих станков.

То, что выглядит как  горизонтально идущая основа – это 2 ряда ремизок, которые вытягивают четные и нечетные нити основы. Кружки оказались шарами-грузами, оттягивающими пучки нитей основы, привязанных к перекладине.
Станок предназначен для ткачества туники без шва (по кругу). Это может делать и одна ткачиха, обходя станок вокруг. Горизонтальная полоса сверху – основа для рукавов. Но всё это изображено по представлению автора второй половины XVII века!

Как на самом деле был устроен станок с грузилами и другие станки см. в книге И. Дворкиной «Ручное ткачество. Практика. История. Современность». М., 2018. Том 1, с. 168–241 (ил. 549 и др.).

Предыдущие «Заметки»:
1. “Гравюры из «Энциклопедии» Дидро”
2. Как делали золотые нити

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister