?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В ранней шпалере полоски употребляли часто. Тонкими линиями передавали светотень и объем на складках одежды, архитектурных строениях, стволах деревьев. Обозначали четкие прямолинейные контуры. Использовали полоски для переходных тонов, изображения травы, мелких деталей, например, коры деревьев.
Номера иллюстраций указаны по книге "Ручное ткачество", Т.2. Москва, 2018.


74. «Ангелы». Фрагмент. Германия. Сер. XII в. Шерсть, лен. Плотность основы: 5–6 нитей на 1 см. Германия, Хальберштадский собор.


72. Матвей. Фрагмент шпалеры «Апостолы Фома и Матвей». Германия. Кон. XV в. СПб, ГЭ.
Тонкими полосками в направлении утка переданы переходные тона от синего к светлому и складки на одежде.

Поскольку шпалеры ткали с боковой стороны, полоски легко было выполнять, прокидывая  уток по горизонтали.

73. «Охота на Единорога». Фрагмент. Фландрия. 1495–1505 гг. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.
Кроме полосок при разработке светотени на тканях видны прерывистые линии. Плотность шпалер со временем увеличивается, поэтому изображение становится всё более реалистичным.


75. Фрагмент шпалеры. Санкт-Петербург, Шпалерная мануфактура. 1730–1750 гг. Шерсть, шелк. Частная коллекция.
Полоски и одиночные прокидки утка видны на кайме и передают объем рога изобилия.


В работах современных художников мы видим более свободное использование различных ткацких переплетений, чем в старинных шпалерах.  В ХХ–XXI веках полосы приобрели самостоятельное декоративное звучание. Этому способствовала и небольшая плотность гобеленов.
Полосы иногда используются и как прием построения композиции в целом (ил. 76, 78, 82, 87):


78—79. Юозас Бальчиконис (1924–2010). Литва. «Весна  поэзии». 1972 г. Шерсть, сизаль. 202х292 см. Вильнюс, Художественный музей Литвы.


Фрагмент


Полосы и столбики могут идти во всех направлениях: вертикальном, горизонтальном и даже наклонном. Последние придают композиции динамичный ритм. Встречаются полосы любой конфигурации (ил. 77, 82).

77. Лилита Постажа (1941). Латвия. «Желтая река». 1989 г. Шерсть, лен. 200х272 см (Фото было предоставлено автором).


Современные художники по гобелену часто используют древний (ил. 17) прием растяжки цвета с помощью полос (ил. 80, 86).

80–81. Борис Мигаль (1946–1999). Ленинград. «Зеленый луч».  2 части цикла из 6 гобеленов.  Для биллиардной санатория «Дюны» (Зеленогорск). 1985–87 гг. Шерсть, лен, хлопок, синтетика. 200х400/3. Собрание санатория.
Саржа, полосы, столбики в виртуозной авторской интерпретации (другие части: Т. 3).


Фрагмент.


82—83. Дануте Кветкявичуте (1939). Литва. «Скорбь военных лет (Жить)».1980 г. Шерсть. 240х254 см. Национальный музей Литвы.


Фрагмент.


85. Владимир Мухин (1952). Иваново. «Ночная мелодия для Токо». 2005 г.  Шерсть, полушерсть. 90х90 см.


87. Броне Валантинайте-Йокубонене (1926). Литва. «Дороги». 1977 г. Шерсть, лен. 200х200 см. Художественный фонд Литвы.
Изображение построено на полосах.


00. Броне Валантинайте-Йокубонене (1926). Литва. «Сети». 1978-1979 г. Шерсть, лен, сизаль. 157х250 см. Художественный фонд Литвы.


Но бывает, что полосы не помогают созданию определенного образа, а просто используются как декоративный формальный прием построения композиции:


Больше фотографий о полосках в гобелене и коврах см. в книге И. Дворкиной «Ручное ткачество. Практика. История. Современность». М., 2018. Том 2, с. 29–32.
P.S. Вы можете оставить свои комментарии, даже если не зарегистрированы в Живом Журнале.

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister