?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Известны способы использования соли при росписи тканей: абстрактные узоры, получаемые от рассыпанных кристаллов соли, солевой раствор для добавления в краску или для пропитки ткани.
Менее известно такое кулинарное средство, как желатин.

желатин
Каплю желатина, растворенного до густой массы, можно добавлять в краску, чтобы она не расплывалась на ткани.
Роспись на ткани, загрунтованной желатином, также напоминает работу акварелью на бумаге. Желатин еще надежнее соли предохраняет краску от растекания. Раму с натянутой х/б или шелковой тканью ставим вертикально. Горячим раствором желатина (2-4 г на 1 л воды) покрываем ткань из пульверизатора или широкой мягкой кистью или губкой по горизонтали и вертикали.
Высохнув, ткань становится жестковатой, как бумага.
Легкими штрихами мягкого карандаша наметим рисунок и спокойно начнем наносить краску мягкой полусухой кистью, не думая о расплывах, затеках и прочих проблемах холодной росписи. Краски можно брать любые, даже акварель. Но этот прием, конечно, не для одежды.

мак

Существуют также импортные противодиффузные составы, мешающие краске растекаться, а также грунтовочные составы для тканей под различные красители.
(фрагмент из книги «Батик. Горячий. Холодный. Узелковый». М., 2008)

Comments

( 28 комментариев — Оставить комментарий )
amiora
13 янв, 2009 05:51 (UTC)
Но этот прием, конечно, не для одежды.

А почему? Нельзя стирать? Краска смоется вместе с желатином?
irinadvorkina
13 янв, 2009 07:40 (UTC)
Не пробовала. Если у Вас под рукой есть краски, которые не требуют серьезного закрепления - поэкспериментируйте и расскажите. Но в этом случае лучше добавлять желатин в краску.
amiora
13 янв, 2009 07:47 (UTC)
У меня есть загуститель Явановский для красок, так что желатин добавлять не хочется, это очень сложно, если писать в свободной технике, мало того что цвета на палитре мешать так еще добавлять желатин, поэтому я все ищу способ загрунтовать ткань до бумажного состояния а потом это хозяйство смыть, а красочки чтобы остались. Видимо много хочу. Попробую - отпишусь.
bublgumchik
5 май, 2009 18:58 (UTC)
Я грунтую желатином одежду и росписываю, в моем журнальчике есть несколько маек, все они "на желатине" сделаны, скажу честно, стирать приходиться более осторожно, т.к. краска все же из-за желатина смывается со временем, хотя тут надо приноровиться с количеством желатина, я просто достаточно много использую. В принципе, достаточно чайной ложки на 1 литр воды.
ireneya
13 янв, 2009 06:21 (UTC)
а я поняла, что акварель - не для одежды. или желатин - не для одежды?

попробовала импортное - акварельный грунт вообще не поняла - что с ним, что без него - полусухой тонкой кистью могу и без грунтовки еще тоньше расписывать.
А вот загуститель (Marabu) - очень понравился. по фактуре - прозрачная как слеза густая тянучка. с добавлением красок по шелку - ложится пятном (мне даже показалось, краска становится чуток ярче).
Интересно, есть ли у него аналоги среди подручных средств?
amiora
13 янв, 2009 07:49 (UTC)
Кайфа грунта я тоже не поняла (Явановского), на нем только чуток меньше расплывается. Меня напрягает эту тянучку вмешивать, хочется как по бумаге... тем более ее дозировать надо, положишь больше, уже разбавлять надо.
irinadvorkina
13 янв, 2009 08:23 (UTC)
Кроме перечисленных соли и желатина, есть еще рецепты загусток, но я сама с ними не работала. Из книги: «Основы художественного ремесла»:
1. Крахмал (картофельный или рисовый - 125-150 г., воды 850 мл.
Крахмал размешивают с небольшим количеством воды, добавляют остальную воду, затем в течение часа разваривают при помешивании на водяной кипящей бане до получения прозрачной массы. Готовую загустку процеживают через сито. Загустка плохо растворяется в воде.
2. Декстрин - клеющее вещество, хорошо растворяется в воде. Готовится также.
/когда-то это был обойный клей/
3.Декстрино-крахмальная загустка:
Декстрина 450 г, крахмала 50 г, воды 500 мл.
Крахмал и декстрин размешивают с небольшим количеством воды, добавляют остальную воду и смесь нагревают до 80-85 градусов в течение 1,5 часов, после чего охлаждают и протирают через сито.
4. Сальвитоза. Растворяется в воде при темп. 25 градусов. Образует загустку большой устойчивости. Смесь 100-120 г сальвитозы с 900 мл воды оставляют на 1-2 часа, затем размешивают и процеживают.
5. Трагант — застывший сок кустарника типа каучуконосных.
Для получения загустки из траганта берут траганта 60 (80) г, воды соответственно 940 (920) мл.
Трагант заливают холодной водой и оставляют на сутки, затем разваривают на кипящей водяной бане в течение трех-четырех часов. Готовую загустку протирают через сито.
/Трагант используют в пищевой промышленности, но не знаю, можно ли его купить у нас./
ireneya
14 янв, 2009 06:48 (UTC)
спасибо!
(без темы) - hoescarus - 6 июн, 2011 06:11 (UTC) - Развернуть
irinadvorkina
12 июн, 2011 11:49 (UTC)
Re: Все отлично сделано!
А почему удивительно?
elenalo11
3 ноя, 2011 11:22 (UTC)
Ирина, благодаря Вам решаю свою давнюю проблему в батике: рисовать тонкими линиями и нюансами без грубого резерва. Но вот вопрос: привыкла составлять колера водорастворимые из парозакрепляемых красок, а на желатиновом грунте Вы рекомендуете работать полусухой кистью. Выходит, лучше рисовать акварелью? И как акварель на шелке ведет себя на свету? Шелковые работы не ставят под стекло, не выгорит ли она?
irinadvorkina
3 ноя, 2011 12:07 (UTC)
Да, линии резерва я воспринимаю как «бездушные» и высушивающие рисунок. А в чем проблема? Берите на кисть каплю краски. Если Вы делаете картину, ее, ведь не надо закреплять – можно использовать любые краски. В этом маке, подбирая цвет, я использовала всё сразу: анилиновые красители, густые японские краски для трафарета (в разведенном виде, они закрепляются утюгом) и акварель. Акварель не случайно в музеях на свету не держат (но я опытов на выгорание не делала). Образец росписи анилиновым красителем на желатине и без него я несколько лет держала на подоконнике, и он не менялся. Но это, наверное, какой краситель попадется. Поэкспериментировать на образцах надо любой прием.
elenalo11
3 ноя, 2011 12:36 (UTC)
Благодарю, Ирина.
Работать начала анилиновыми красителями, поскольку шелк после желатина покоробился: хочу закрепить, простирать,а потом уже натянуть на подрамник, чтобы натяжка была хорошей. Коробление шелка - нормальный процесс или могло быть допущено нарушение? Просто в первый раз так пробую...
irinadvorkina
3 ноя, 2011 13:23 (UTC)
Да, от желатина ткань коробиться.Поэтому её надо как следует натянуть на подрамник, покрыть желатином и расписывать. Если постирать, желатин смоется.
amiora
20 сент, 2013 13:55 (UTC)
Я как раз ищу способы вымыть желатиновую и крахмальную загустку (грунт) с ткани, я уже даже в кипятке замачивала и стирала, а ткань все равно при высыхании колом стоит. Так что довольно спорно, что желатин смоется. Есть ли, интересно, грунт, кроме соли, который без остатка вымывается из ткани, а то когда шарф стоит в углу )))) это как-то не совсем то, что надо :)))
irinadvorkina
23 сент, 2013 05:45 (UTC)
Стоящий шарф - это уже актуальный арт-объект!
Видимо, всё зависит от количества желатина.
Зарубежные производители, кажется, предлагают средства на все случаи жизни...

Edited at 2013-09-23 10:17 (UTC)
elenalo11
4 ноя, 2011 16:25 (UTC)
Ирина, прошу прощения за настойчивость.
Хотела поделиться впечатлениями первого опыта росписи на желатиновом грунте.
Вместо задуманной акварельности получилась, скорее, цветная графика. В отличие от негрунтованного шелка, краска моментально схватывается и не растекается красиво, т.е., работать надо мазками или по-сырому. Так же не действует спирт.
Получается, такой грунт подходит для декоративных или графических рисунков.
Возможно, дело в ткани: работала на атласе, а он - сложный материал.
Но в целом, я все равно страшно рада - это уже решение! Можно обходиться без резерва и делать тонкие линии!
Хочу попробовать еще накрахмалить шелк, как вариант.
irinadvorkina
4 ноя, 2011 16:48 (UTC)
Не извиняйтесь, это всё интересно.
Желатином и покрывают ткань для того, чтобы краска не растекалась!
Но я думаю, что можно поэкспериментировать с количеством желатина. Возможно, Вы найдете компромиссный вариант :-)
А можно совместить оба способа - работать на не грунтованной ткани расплывами, а где надо в краску добавлять желатин.
elenalo11
10 ноя, 2011 11:14 (UTC)
Ирина, хотела поделиться с Вами результатами работы с грунтом, если Вам интересно.
Первые работы я выполнила на желатине, шелк-атлас. В целом, замечательна возможность работать с шелком и краска при этом не растекается. Но мягких растушевок и заливок достичь невозможно: краска сохнет на мазке.
Следующую работу я выполнила на грунте из клея ПВА. Шелк - эксцельсиор. Очень понравилось! Большинство возможностей акварели сохраняются, за исключением "лить воду" - красивых затеков не добиться. Но близость акварельной работы и работы по шелку - максимальная.
Краски могут быть и парозакрепляемые, и термо (на пробнике проверяла). Я взяла акварель, результатом довольна.
Думаю, продолжу экспериментировать.
Спасибо Вам за идею!
irinadvorkina
10 ноя, 2011 11:29 (UTC)
Это и читателям интересно!
В батике самое увлекательное - возможность экспериментировать.
Елена, если хотите, Вы можете вставить фото прямо комментарий.
elenalo11
10 ноя, 2011 11:54 (UTC)
Я уже думала над этим, просто еще не оформила работы.
Как только оформлю, сделаю фото - размещу.

В общем-то, моя цель: рисовать на шелке, но с эффектами акварели. Привлекательность шелка в том, что он - материал теплый, приятный.
Посмотрим, что получится...
irinadvorkina
10 ноя, 2011 12:19 (UTC)
Я имела в виду, что можно показать прямо крупные фрагменты, как это выглядит. Можно даже сканировать. Когда показывают на экране работу целиком, особенностей техники там не видно.
elenalo11
10 ноя, 2011 16:20 (UTC)
Попыталась сфотографировать. Освещения не достаточно и цветопередача не корректная - в реальности цвет более насыщенный.

1. Фрагмент работы на желатиновом грунте.

Краски парозакрепляемые, закрепились хорошо, желатин при стирке исчез. Можно заметить работу штрихами и плохую растекаемость между собой разных оттенков краски.

2. Фрагмент работы на грунте ПВА.

Акварель. Краска растушевывалась и смешивалась между оттенками очень хорошо. Получилось даже сделать подложку из одного цвета и наложить поверх второй цвет.

Сссылка: https://picasaweb.google.com/104606859944412353850/IntWC?authuser=0&authkey=Gv1sRgCN6vjdeQtej5xAE&feat=directlink
irinadvorkina
10 ноя, 2011 17:58 (UTC)
Какие у Вас сюжеты интересные! Поняла теперь, что Вам надо было совместить графику с акварельностью.
elenalo11
11 ноя, 2011 10:48 (UTC)
По ошибке удалила альбом...создала заново, ссылка вот:
https://picasaweb.google.com/104606859944412353850/IntWC?authuser=0&authkey=Gv1sRgCN6vjdeQtej5xAE&feat=directlink.

Спасибо, Ирина! Да, хотелось именно этого!
irinadvorkina
11 ноя, 2011 11:26 (UTC)
Когда закончите, можно показать работы в сообществе по батику.
Если нужно, вот здесь есть советы по обработке фото: http://irinadvorkina.livejournal.com/25567.html
(без темы) - herthaqufy - 17 фев, 2012 14:02 (UTC) - Развернуть
irinadvorkina
17 фев, 2012 14:21 (UTC)
Re: Благодарю за блог
Заходите ещё!
( 28 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister