irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Categories:

«Циферблат». Художник Елена Узденикова (Израиль–Россия)

Выставка открыта с 24 ноября по 21 декабря в Арт-салоне библиотеки им. А.Толстого на Кутузовском пр. д. 24.



Это было не просто открытие выставки батиков художника, но и просмотр мультфильма «Циферблат», и презентация книги «Чем накормить хамелеона».


Представленные на выставке картины сделаны на шелке в технике горячего батика.

Аудиозапись с открытия выставки: рассказ Елены Уздениковой об истоках сюжетов батиков, о работе над книгой и мультфильмом. Затем идут выступления  Татьяны Риздвенко, Марии Сулейменовой.

Елена создала иллюстрации к многочисленным книгам (более 20): поэзия, зарубежная и русская классика, детские сказки. Это и черно-белая графика, и цветные иллюстрации. Свободное владение рисунком и любовь к росписи на ткани привели ее к созданию необычных иллюстраций – в технике батика. Мало того, оказалось, что батики могут быть и основой для создания анимации.

Слева вверху: «Иерусалим». 45х80 см;
внизу: «Сон Иакова». 45х80 см.
Справа: «Поэт», «Мудрец», «Антиквар». 30х40 см. (каждый)


«Они живут в своем мире и времени. Поэтому я их рисую».

Справа вверху: «Дорога». 30х30 см.
Слева внизу: «Часовщик». 2016. 30х30 см.;


Как получилось, что тексты превратились в батики, а батики в мультфильм и книгу рассказывает Елена: «На моей прошлогодней выставке батика и показе анимационного фильма «Циферблат» в Москве меня неоднократно спрашивали, почему нет книги?
Что это за притчи использованы в нашем фильме с Наташей Рысс? Что такое Аггада?
В результате мы придумали совместный проект-книгу с поэтом Татьяной Риздвенко и дизайнером Марией Сулейменовой. Татьяна написала тексты, поэтические переложения вошедших в книгу библейских сюжетов и причт из Аггады Мидрашей. Мария сделала очень интересный макет книги, решила сложную задачу, соединив изображения в технике батик и поэтический текст. Эта книга – наш собственный взгляд на древние сюжеты; некоторые из них всем хорошо известны, другие станут открытием».



«Тема Еврейского квартала вывела меня на отношение времени и человека.
Часы на еврейской ратуше в Праге, которые идут в другую сторону и люди, которые сами выбирают в каком времени им жить».
«Еврейский квартал». 2005. 45х80 см.




О том, как Елена нашла свои темы (или они нашли её), а параллельно переплелись с ее личной судьбой, она рассказывает в интервью журналу Этносфера (2010, № 3):





Из Живого Журнала Елены: «Все-таки я занимаюсь очень странным делом. Которое не вписывается ни в один формат. То ли это одежда, то ли картины... Картина, которую можно намотать на шею, а можно повесить на стену. Все в зависимости от темперамента…»


«Я рисую только то, что вижу и чувствую».
Но всё увиденное, включая будничные события, превращается под кистью художника в высокие философские размышления.


«Как художник я знаю, чтобы создать произведение искусства, нужно посмотреть, почувствовать, пропустить через себя огромное количество красоты. Слезы, радость, страх, любовь, окружающий мир, прекрасные картины, книги, музыка, люди – все идет на эту мельницу. В результате получается маленькая капля сока. Она может быть сладкой, горькой или кислой. Она может кому-то нравится и кого-то раздражать. Но она моя. В ней мой мир и кусочек меня.
Красота и искусство нуждаются в защите, но и они могут защищать».




Оказывается, в традиционной технике коклюшечного кружева можно создавать любые изображения (Елена закончила отделение кружевоплетения художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина):




И, наконец, очередь дошла до мультфильма. Красочные небольшие картины в технике горячего батика, висевшие рядом на стенах небольшого зала, оказавшись на экране, наполнились воздухом, светом, движением. Их герои ожили, начали бегать, летать, плавать, петь, плакать...

Фрагмент батика «Разговор» в фильме.


За 5 минут перед зрителем пролетает так много удивительных историй, что успеваешь лишь восхититься промелькнувшими красивыми кадрами, сияющими на экране красками. Поэтому хочется смотреть его снова, и снова (смотреть можно здесь).

Вспомнилось, как когда-то Жванецкому сказали, что он может не писать новое, а читать старое, но помедленнее.
Просьба от зрителей: сделать фильм с теми же сюжетами, но минут на 40 и добавить тексты )).

Специальный гость – Елена Казакова, актриса, рецитатор (по-русски: чтец, декламатор) и эвритмист («речь, где жест и звук слиты воедино с душой человека»). В реальности эти грозные термины просто означают, что человек артистично и великолепно читает отрывки из книги:


Елена обладает счастливой способностью объединять единомышленников, создавать глубокое и при этом веселое искусство и, несмотря на препятствия, в конце концов осуществлять задуманное.

Так 8 декабря состоится уникальное мероприятие:


Выступление художника по ткани Анны Толстиковой с подробностями о «Платочном батле».

Ссылки:
В этом блоге мы уже знакомились с Еленой, когда группа художников отправилась в Индонезию изучать батик, и что из этого вышло.
.
Сайт Елены.

Страница в Фейсбуке.

Страницы из книги «Чем накормить хамелеона».
Tags: batik, exhibition, батик, роспись тканей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments