irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Categories:

Штриховка в ткачестве гобелена. Фрагменты из книги И. Дворкиной «Ручное ткачество»

Один из интереснейших древних приемов гладкого ткачества – штриховка. Ее любят и современные художники. Техника дает возможность живописной разработки цветовых пятен, постепенного перехода от одного цвета к другому.
В старинной шпалере и современном гобелене штриховка употребляется очень широко и в различных вариантах.

В исследованиях по истории шпалер обычно утверждается, что с XVIII века штриховка перестала использоваться в ткачестве шпалер. Поверить, что ткачи отказались от столь удобного приема было трудно, и это заставило меня внимательнее приглядеться к штриховке в шпалерах разных веков, особенно к тем, которые были созданы после XVII века. Что получилось в результате - смотрите далее. Заодно разберемся, какие бывают штриховки, поскольку они сильно отличаются и визуально, и технически (номера иллюстраций указаны по книге «Ручное ткачество», Т.2. Москва, 2018).

Первый прием – самый простой: штрихи делают в виде тонких параллельных полосок.
309. Фрагмент шпалеры. Фландрия,Брюгге. XVII в. Плотность основы: 6–7 нитей на 1 см. Частная коллекция.
Штриховка полосками


Второй прием основан на четких зубцах разной формы, идущих в любых направлениях. Средневековые ткачи использовали этот прием для создания дополнительных оттенков цвета. Зубцы одного цвета проникали в другой, образуя плавный переход от света к тени, передавали объемность предмета.

310. Анжерский «Апокалипсис». Фрагмент шпалеры. Франция.  1375–1380 гг. Плотность основы: 4–5 нитей на 1 см  (целиком: Т. 3).
Штриховка зубцами


Форма штрихов со временем становилась все более свободной.

314. «Аллегория обоняния». Фрагмент шпалеры из серии «Дама с единорогом». XV в. Париж, Музей Клюни (целиком: Т. 3).    
Зубцы разнообразной формы идут в различных направлениях


В эпоху Возрождения в ХVI–ХVII веках штриховка мало отличалась от средневековой, но, благодаря увеличению плотности ткачества и количества оттенков, производит впечатление более мягкого перехода одного тона в другой (ил. 315, 190).

315. «Иоанн Предтеча». Фрагмент. Фландрия, Брюссель. Сер. XVI в. Шерсть, шелк, золотые и серебряные нити. Москва, ГМИИ (целиком: Т. 3).
Удлиненные зубцы штриховки


Для живописи ХVIII–ХIХ веков были характерны сложные тональные переходы, дробная разработка цветовых пятен. Под влиянием живописи и с увеличением плотности ткачества штриховка получила еще большее распространение. В то время ткачи использовали штриховку для живописного, красивого перетекания одного цвета в другой, декоративной разработки пятна.

313. «Христос и Самаритянка». Фрагмент шпалеры из серии «Жизнь Христа». Художники: М. де Хаза и О.-О. Коппенс. Брюссель, Брабант. Мастерская Жана-Батиста  Вермийона. 1730–1735 гг. Шерсть, шелк. Готлис. Плотность основы: 8 нитей на 1 см. Москва, ГМЗ «Царицыно»   


С начала ХХ века обычные четкие зубцы встречаются редко. Ритмы штриховки стали разнообразны и стремительны. Штриховка зубцами может быть очень динамичной, благодаря криволинейным очертаниям (ил. 913).
В гобеленах Жана Люрса, наряду с традиционными зубцами штриховки, переход тонов осуществляется широкими однотонными полосками.

316—317. Жан Люрса (1892–1966). «Блеск огня». Обюссон. 1950-е гг. Фрагмент (целиком: Т. 3, ил. 266)


Третий прием, который можно назвать свободной штриховкой, возник уже в наше время и имеет совершенно иной характер. Современная штриховка дает искрящуюся, мерцающую разноцветными нитями поверхность всего гобелена. Прием штриховки может стать основным изобразительным средством. Каждый художник, работающий штриховкой, придает ей свои особенности. Так, вся поверхность гобеленов Ольги Орешко мерцает и вибрирует, благодаря экспрессивным, разнонаправленным отдельным коротким прокидкам утка близких и контрастных тонов.

318. Ольга Орешко. «Шествие с коровками». 2005. Шерсть. 110х200 см.
Юные погонщицы представляются вдохновенно декламирующими стихи под присмотром ангелов-хранителей.


Высокая плотность гобеленов позволяет создавать тончайшие тональные переходы.

321-322. Владимир Рыбалко. «Генезис». 2004. Шерсть, лен. 130х130 см.


Штриховка и мой любимый прием.

915-916. Ирина Дворкина «Вечность». 2017. Шерсть, вискоза, лен. 110х190 см


Итак, штриховку использовали во все времена. Иллюзия, что ее перестали использовать, видимо, появилась оттого, что с XVIII века увеличилась плотность ткачества, расширилась «палитра» ткача и штрихи стали менее заметны.

Больше фотографий, посвященных приему штриховки в шпалерах и современном гобелене см. в книге И. Дворкиной «Ручное ткачество. Практика. История. Современность». М., 2018. Том 2, с. 90–93.

Еще фрагменты из книги на тему ткачества гобеленов см. в блоге.     

P.S. Напоминаю, что вы можете оставить свои комментарии, дополнения и вопросы, даже если не зарегистрированы в Живом Журнале.
Tags: "Ручное ткачество", tapestry, И.Дворкина, гобелен, шпалера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments