?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Три пути шелка

«Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка» - так называлась выставка из музеев Китая, проходившая в Государственном Историческом музее в Москве в Год Китая в России, в конце 2007 — начале 2008.

кофта из атласа 1 пол. ХХ в. Китай


Путь шелка — это путь прозрачной паутинки от ротика маленького существа, называемого тутовый шелкопряд до разноцветных шелковых нитей в руках мастериц.

Путь шелка — это история о том, как трудными и опасными караванными путями, в больших тюках, нагруженных на терпеливых верблюдов, удивительные ткани двигались в азиатские страны, а затем и дальше — на Ближний Восток и в Европу. В то же время это был путь распространения и самого шелководства и шелкоткачества.

Путь шелка — это еще и долгая дорога к нам остатков первых тканей эпохи неолита, бережно извлеченных археологами из-под вечной мерзлоты, песка или земли. Это также путь от древних тканей и старинной одежды до императорских парчовых халатов и современных, созданных компьютерами тканей и изделий из шелка…

Полностью текст
- на сайте (три стр.)
А здесь - дополнительно фотографии из архива.
Выше - голубая кофта из атласа 1 пол. ХХ в.
Китайский национальный музей шелка, Ханчжоу.

«Шелк парадоксален уже по своей природе. И любит превращения. Сначала гусеница шумно ест листья во тьме и много спит, и видит сны, и наматываются они на кокон белой нитью. Еще бы немного поспать – и быть бы бабочке. Но появляется человек, хватает кокон и бросает его в кипяток, и разматывает нить снов, и заряжает ее в ткацкий станок. Вот так-то – шелк вместо бабочек...» (Художница М. Лукашевич).
шелкопряды

 «Только китайцы одни ткани подобные ткут». (Овидий. Любовные элегии).
Китайский ткацкий станок и маленькие макеты других станков.
Китайский ткацкий станок



Плетеные шелковые шнуры. Неолит. Около 2000 г. до н. э. 1,5 x 4 см. Музей провинции Чжэцзян, Ханчжоу.
шелк неолита

Нефритовый наконечник на навой поясного ткацкого станка. Неолит. Около 2000 г. до н. э. 2,8 x 3. Чжэцзянский НИИ культурных и археологических находок, Ханчжоу.
деталь ткацкого станка

Золотисто-желтый атлас для императорского халата. Производство ткацкой мануфактуры Шэнгуя в Ханчжоу. Династия Цин. XVIII—XIX вв. Музей провинции Чжэцзян, Ханчжоу.
Вышиты изображения драконов, облаков, летучих мышей, символов "восьми бессмертных", бурлящих морских волн - весь положенный по статусу набор.
шелковый атлас

Фрагмент с изнанкой ткани.
фрагмент атласа

Парадный халат с драконами. Династия Цинн. XVIII—XIX вв. 150х210 см. Китайский национальный музей шелка, Ханчжоу. Для членов императорской семьи или чиновника высокого ранга.
китайский халат

Желтый шелковый атлас с тканым орнаментом. Династия Цинн. XVIII—XIX вв. 138х58 см. Китайский национальный музей шелка, Ханчжоу. Ткань, изготовлена по европейским образцам или привезена с Запада. Характерно реалистичное изображение цветов и передача светотени.
китайский шелк

Розовый шелковый атлас с пионами (фрагмент). Династия Цин. XVIII—XIX вв. Китайский национальный музей шелка, Ханчжоу.
китайский шелк

Рукавица из узорчатого шелка. Династия Хань или Цзинь. II—III вв. 31,5х15,5 см. Музей Синьцзян-Уйгурского автономного района, Урумчи.
китайский шелк

Слева: подвеска-футляр для зубочисток. На каждой грани – иероглиф «счастье». Подвески разного назначения с вышивкой носили на теле, как амулет на счастье.
Справа: сувенирные мешочки. 7,5х7,5 каждый. Китайский национальный музей шелка, Ханчжоу. Украшение для одежды. Сшиты из красного атласа. На левом вышиты цветы, на правом – плоды персика и цитрона под названием «рука Будды».
Династия Цинн. XVIII—XIX вв.
китайские подвески

Картина на полихромном шелке (фрагмент). Парчовый завод в Ханчжоу. 1990-е гг. Китайский национальный музей шелка, Ханчжоу.
китайский шелк

Тканые картины с цифровым узором на парче. 2003 г. 101,6 x 71,8 см. Китайский национальный музей шелка, Ханчжоу. Создано электронным ткацким станком, где есть возможность получать до 4500 оттенков цвета.
китайский шелк

китайский шелк

Зу Ян — сотрудница Национального музея шелка в Ханчжоу одета в современную блузку, созданную в традиционном стиле.
китайский костюм

P.S. На этот раз качество фотографий оставляет желать лучшего – все экспонаты были под стеклом и в полутьме.

Comments

( 40 комментариев — Оставить комментарий )
to_lip
14 мар, 2009 09:24 (UTC)
Спасибо, очень интересно и ткани прекрасные! Как можно было ткать на нежаккардовом станке такие узоры- уму непостижимо.Помниться нам рассказывали , что для этого под натянутыми нитями стояли мальчики и по команде поднимали, опускали определённые нити, но ведь такие ткани ткали и в Россиии крестьянки на манер европейских. И насчёт кокона, я почему то думала, что бабочки всё таки вылетали, а кокон потом уж разматывали, оказывается всё намного трагичнее.. Вот тут в одном журнале работы Люрса проскользнули
http://elle-belle10.livejournal.com/1257138.html
irinadvorkina
14 мар, 2009 10:07 (UTC)
Если бы знать, что ткани будут интересны не только Вам, то могу не полениться и дать еще ряд хороших фото из каталога...
Про коконы: я вот тоже только недавно подумала об этой "трагической " стороне дела. Куда уж нам с высоты человеческого роста, думать о жизни каких-то гусениц!
Про станки - еще поговорим.
За ссылку спасибо. Надо же - такое богатое собрание! Я как раз тоже собираюсь написать о Люрса.
Бывают мысли и о таких больших подборках гобеленов, но торможу себя - ведь тут начинаются всякие проблемы с авторскими правами :-(
to_lip
14 мар, 2009 12:57 (UTC)
Насчёт авторских прав я ничего не знаю, многие знакомят с творчеством других художников в своих журналах, только ссылки дают на сайты или журналы.Насчёт интереса к текстилю ,это да, убедилась ,что это тема для очень малого круга людей.Жаль, что не все так любят текстиль.Ещё фото - это было бы здорово, но не хочу отнимать ваше время.
Я очень плаваю в текстильной истории искусств и не знаю как ликвидировать этот пробел. Хочется вот такую полную картину истории ткачества, прослеживание влияний в изобразительных мотивах, но это под силу только сотрудникам музея, может и есть такие научные труды где то. Мечтаю о такой книге:)))
irinadvorkina
14 мар, 2009 14:19 (UTC)
Мечтаю о такой книге:)))
Пока Вы мечтаете ее прочесть, я уже 15 лет мечтаю ее издать!
За эти годы она уже сильно увеличилась в размерах, но все меньше надежд ее издать, увы.

Авторское право. Да, в отдельных случаях достаточно ссылки (а тогда можно само изображение и не давать).
Но когда я представила, как здорово было бы сделать каталог всех музейных шпалер (Вы меня понимаете!)... Вы ведь замечали, как они обычно дают изображения в сети - немного, маленькие и не резкие.
А издатели никак не разберутся с музеями, чья это всё собственность - общенациональная или музейная, и кто имеет право ее публиковать (и за сколько) :-(
Ну вот, побурчала на больную тему!



to_lip
14 мар, 2009 15:15 (UTC)
Re: Мечтаю о такой книге:)))
Получается это возможно, если сотрудничать с конкретным музеем, только тогда это уже будет его книга.А сами музеи не спешать издавать книги посвящённые шпалерам, это не очень коммерческая тема.А я мечтаю о каталоге всех возможных тканей от коптских до ...даже незнаю до чего.И ещё мечтаю проникнуть в хранилище Эрмитажа, ведь там огромный отдел тканей, знаю со слов тех кто там был.У меня есть немного фотографий из музея Виктории и Альберта , они темноватые, не все резкие, но там удивительный способ экспонирования- большие шкафы с выдвигающимися планшетами, а на них ткани, можно разглядеть всласть. Сама там не была, со слов счастливцев.
Re: - irinadvorkina - 14 мар, 2009 18:28 (UTC) - Развернуть
Re: - ashako - 14 мар, 2009 18:30 (UTC) - Развернуть
olsha5
15 мар, 2009 06:27 (UTC)
Re: Мечтаю о такой книге:)))
Больной вопрос о собственности. вот законы пока не смотрела, что они пишут на эту тему, а сама считаю, что музейные коллекции - это общенациональная собственность.
И еще меня интересует вопрос, какая основная цель музеев сохранить материальную культуру ДЛЯ людей или ОТ людей? Сбережение или пропаганда и ознакомление, донесение до людей культурных ценностей. Мне часто кажется, что музеи именно охрану от людей считают своим делом.
irinadvorkina
14 мар, 2009 14:21 (UTC)
Ещё фото - это было бы здорово,...
Надеюсь, кто-нибудь из моих многочисленных молчаливых читателей еще выразит такое желание!
ashako
14 мар, 2009 17:47 (UTC)
Вот есть книжка (см. анонс http://community.livejournal.com/sophia_oriental/26276.html). Но она а) популярная, б) на английском.
Могу выложить в сеть, если нужно.:)
(без темы) - to_lip - 16 мар, 2009 11:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ashako - 16 мар, 2009 18:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - to_lip - 17 мар, 2009 10:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ashako - 17 мар, 2009 17:43 (UTC) - Развернуть
olsha5
15 мар, 2009 06:31 (UTC)
спасибо за пост, особенно фото ткацкого станка заинтересовало. Не смогла только понять за счет чего делается там рисунок, вроде две ремизы и никаких дополнительных приспособлений я не увидела
irinadvorkina
15 мар, 2009 08:16 (UTC)
...рисунок...
простой: слабо выраженные клетки. Сейчас добавлю картинку к станку.
to_lip
17 мар, 2009 10:41 (UTC)
О да, эти коридоры я очень люблю! Особенно шпалеры из Фландрии.Да и книжка у меня есть, очень правда старая.Ткани в зале без окон припоминаю, да и в зале Средневекового искусства Европы( могу неправильно величать зал)есть милейший маленький гобелен со сценой охоты и немного тканей.На выставке в Михайловском дворце не была, у меня вообще проблемы со временем( маленькие дети), но слышала отзывы, то, что есть каталог не знала и очень бы хотелось его посмотреть.Зато застала потрясающую выставку в Меньшиковском дворце "Вышивка в собрании Эрмитажа".Имею каталог, тоже прекрасный. Книга, то что " от бизона до барбизона" для меня бы подошла, на мой начальный уровень познаний:))А у меня есть толстенная книга на немецком о коврах.Там очень много восточных, есть английские, французские, испанские, португальские, хорошее качество.А выкладывание книги -это сканирование и ужимание, безумный труд? А про реставраторов очень интересно. Да реставраторы живописи обучаются и в Академии художеств, в Мухе , кстати, тоже недавно появился факультет реставрации, но не живописи а как раз предметов декоративно прикладного искусства, но не текстиля вроде бы.А можно я вас в друзья добавлю?
ashako
17 мар, 2009 17:43 (UTC)
Извините, сегодня весь день не было ни минуты, чтобы позвонить реставраторам. Завтра обязательно выспрошу и напишу.:)
Книжку выложу в нашем сообществе Sophia Orientalis и пришлю ссылку.
Сканировать - при определённом навыке и маленьких хитростях - это как вышивать, не такой уж и безумный труд, если книжка в сканер помещается. Обрабатывать картинки сложнее.:) Вот сейчас занята постепенным сканированием книжки Евг. Иосифовича Лубо-Лесниченко "Китай на Шёлковом пути". Её тоже потом выложу, т.к. она нечасто встречается, а там куча всякого важного и полезного, хотя это книга довольно специальная (это я пишу и для Ирины, т.к., как хозяйка журнала, этот комментарий тоже получит.:)).
Конечно, если Вам интересно то, что я пишу, то вносите.:)
irinadvorkina
17 мар, 2009 18:23 (UTC)
Прекрасная книжка! Я читала все его работы, которые нашлись в "Ленинке".
(без темы) - ashako - 17 мар, 2009 19:10 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
irinadvorkina
13 фев, 2010 12:44 (UTC)
Рекламу удаляю.
( 40 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister