?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гобелен возвращается?

Размышления по ходу экскурсии

Прошел 2009 год. Выставок гобелена было немало. Подведем итоги?
Статья опубликована в журнале «Деко» № 1 за 2010 год.
Здесь даю в авторской редакции и  добавляю фотографии с выставок.
Часть работ можно посмотреть в блоге по указанным в тексте ссылкам.

Долгие годы в Москве почти негде было увидеть гобелены или старинные шпалеры. Нет, не портьерные ткани и не промышленные копии известных гобеленов, а настоящие авторские настенные ковры, сюжетные или декоративные, сотканные на ручном ткацком станке.
Например, такие как эта прекрасная шпалера «Умножение хлебов» (1730–1735 гг. Брюссель) из музея «Царицыно».
Шпалера «Умножение хлебов».1730-1735 гг. Брюссель. ГМЗ «Царицыно».

Редкие явления гобеленов на выставках Московского Союза художников из-за отсутствия информации оставались незамеченными даже теми, кто помнил и по-прежнему любил это искусство.

Причины были не только в том, что прошла мода на гобелен и пик увлечения самих художников ткачеством. Создание гобелена – длительная работа. Её трудно делать, не зная, найдется ли стена, на которой будет висеть гобелен.
У новорожденного ковра есть три пути в жизни. Сначала он появится на выставке, возможно, даже поразит зрителей. А потом исчезнет. Куда?
Почётная участь – попасть в запасники музея, прекрасно – на постоянную экспозицию. Удача – в частный интерьер, а самое лучшее для гобелена – украсить общественный интерьер.
Во время перестройки прекратилась практика заказов от официальных органов и организаций и выполнение гобеленов ткачами-исполнителями. Обретя вожделенную свободу, творцы растерялись. Те, кто продолжали работать, столкнулись с проблемой реализации. Лишь немногие не изменили в таких условиях своему делу.
Гобелен, как предмет роскоши всегда был доступен немногим. Состоятельные люди в наше время обходятся не столь дорогими промышленными и китайскими копиями европейских гобеленов или приобретают антикварные шпалеры. Редким заказчикам не требуются серьезные темы и сюжеты для украшения интерьера. До понимания ценности уникальной, авторской работы художников-современников, видимо, еще далеко.

Но ситуация меняется. Выставок прикладного искусства  и гобеленов, представленных на них в последнее время становится всё больше.

В ноябре 2008 года в музее «Царицыно» появились прекрасно сохранившиеся четыре  фламандские шпалеры первой трети XVIII века из собрания графов Ледебургов. Они были приобретены Правительством Москвы в Испании специально для музея.

Шпалеры входят в серию «Жизнь Христа»: «Испытание Христа в пустыне», «Чудесный улов», «Умножение хлебов», «Христос и самаритянка» и отличаются высоким художественным уровнем. Они были созданы в 1730–1735 годах в брюссельской мастерской Жана Батиста Вермийона по картонам фламандских художников Максимилиана де Хазе (1710–1781)  и Ореля-Огюстена Коппенса(1668–1740).
Де Хазе – брюссельский живописец, создавший несколько шпалерных серий на библейские темы; Коппенс – пейзажист, работавший с крупнейшими шпалерными мастерскими.
Плотность ткачества – 8 нитей основы на 1 см.

Шпалера «Испытание Христа в пустыне». ГМЗ «Царицыно».
Шпалера «Испытание Христа в пустыне». ГМЗ «Царицыно».

Многофигурные сюжетные композиции, сотканные из шерсти  и шелка, обрамляет тканый бордюр в стиле того времени, блестяще имитирующий деревянную резную и позолоченную раму.   

Шпалера «Чудесный улов». Фрагмент.
Шпалера «Чудесный улов». ГМЗ «Царицыно».

Позднее музеем были приобретены две пейзажные шпалеры – вердюры:
«Нимфы в парке» (ок. 1700 г.)
Шпалера «Нимфы в парке» (ок. 1700 г.). ГМЗ «Царицыно».

и «Пейзаж с рекой, фонтаном, попугаем и собакой» (кон. XVII – нач. XVIII вв.).
Шпалеру целиком – см. ниже. Пока фрагмент:
Шпалера «Пейзаж с рекой...» (кон. XVII – нач. XVIII вв.). ГМЗ «Царицыно».

Несмотря на меньшую плотность ткачества, их искусный рисунок  не уступает шпалерам с библейскими сюжетами. Время бережно обошлось с ткаными картинами, хотя местами цветные нити потеряли яркость, а зеленый цвет за прошедшие века превратился в синеватый. Такой эффект мы часто видим на старинных шпалерах. Это результат того, что в Европе для получения зеленого цвета после первого крашения индиго часто использовали куркуму и другие нестойкие желтые красители.

Трепетное отношение музейных работников к шпалерам, любовь, с которой создавалась экспозиция несомненны. Но, к сожалению, старинные шпалеры не размещены в интерьере «естественным образом», а висят на «пилонах», окрашенных, к тому же, в цвет костюмов смотрительниц (или наоборот?).

Слева: шпалера «Чудесный улов»; справа: «Христос и самаритянка».
Слева: шпалера «Чудесный улов»; справа: «Христос и самаритянка». ГМЗ «Царицыно».

Хочется надеяться, что старинные шпалеры найдут свое настоящее место в интерьере дворца. Пока же единственным примером исторически достоверного расположения шпалер в интерьере (XVIII в.) в Москве является музей-усадьба «Кусково». Такое решение дает посетителю больше пищи для глаз, ума и сердца.

К 25-летию музея «Царицыно» весной 2009 года выставка шпалер получила продолжение под общим названием «Искусство шпалеры: две славные эпохи – западноевропейская шпалера конца XVII – первой трети XVIII века – советский гобелен второй половины ХХ века».
Связующим звеном между старинной шпалерой и гобеленом советского периода призваны быть в экспозиции работы двух современных художников.

Справа-налево: шпалера «Пейзаж с рекой, фонтаном, попугаем и собакой». Южные Нидерланды. Брюссель (?), Ауденарде (?). Конец XVII – нач. XVIII вв. Плотность 5–6 нитей основы на 1 см.; Хеймратс Р. (Рига). «Фрагменты воспоминаний о XVIII веке». 1982; Мадекин А. (Москва). «Брак в Кане Галилейской». 1989. ГМЗ «Царицыно» (Фото предоставлено А. Мадекиным).
Шпалера «Пейзаж с рекой...». Кон. XVII – нач. XVIII вв.; Хеймратс Р.  «Фрагменты воспоминаний о XVIII веке». 1982; Мадекин А.  «Брак в Кане Галилейской». 1989. ГМЗ «Царицыно»

Серия изящных гобеленов Рудольфа Хеймратса, стоявшего у истоков латышского гобелена, посвящена «воспоминаниям о XVIII веке». Перед нами изображение «уцелевших» фрагментов старинных шпалер.
Р. Хеймратс. «Воспоминание о XVIII веке». ГМЗ «Царицыно».
 
Они размещены на четырехграннике в конце зала со шпалерами, почти на пути посетителя, что не способствует гармоничному восприятию интерьера. Проигрывает здесь и гобелен Андрея Мадекина «Свадьба в Кане Галилейской» (1989), связанный со старинными коврами лишь библейским сюжетом.

Выставку планируется сделать постоянной, но с обновлением гобеленов из обширной коллекции музея (более 370 работ). Сейчас здесь можно увидеть 60 гобеленов, включая серию мини-гобеленов тончайшего ткачества шелком Ирины Колесниковой, посвященных царицынскому дворцу.  

Коллекция сложилась из работ, которые в 1960–1980 годы приобретали Министерство культуры и Союз художников СССР. Они были переданы музею «Царицыно» при его образовании в 1984 году. Музей планировался как будущее собрание произведений декоративно-прикладного  искусства народов СССР.

Столь обширная ретроспективная выставка дает достаточно полное представление о расцвете гобелена в нашей стране в период увлечения этим искусством во многих странах мира.
Здесь, как в былые годы на больших выставках декоративного искусства, художники из Прибалтики, России, Кавказа снова все вместе.
Всё так же потрясают всплесками эмоций, безудержным цветом, пышностью и роскошью фактур, разнообразием техник и материалов художники из Латвии:
Эдит Вигнере. «Концерт» (1975). Фрагмент:
Э. Вигнере. «Концерт» (1975). ГМЗ «Царицыно».

Мара Звирбуле. «Плодородие» (1981):
М. Звирбуле. «Плодородие» (1981). ГМЗ «Царицыно».

Фрагмент.
М. Звирбуле. «Плодородие» (1981). ГМЗ «Царицыно».
 

Эстонка Леэзи Эрм (Таллинн). «Земля» (1982), «Изморозь II» (1987). Фото второй работы ниже слева.
Справа часть гобелена Инги Скуини (Рига) «Студенческое лето» (1981).
Л. Эрм. «Изморозь II» (1987).  И. Скуиня. «Студенческое лето» (1981). ГМЗ «Царицыно».

Фрагмент.
Л. Эрм.  «Изморозь II» (1987). Фрагмент. ГМЗ «Царицыно».

Радует раскованностью рисунка рижанин Эгил Розенберг («Утро» 1978).
Поражает загадочностью на первый взгляд простых переплетений Мина Левитан-Бабянскене («Гармония Вселенной» (1987) из Литвы. 
Изумляет утонченной живописностью Р. Хеймратс (Рига) в «Субботнем вечере» (1980) (кажется, что от гобелена поднимается пар!).
Фрагмент:
Р. Хеймратс (Рига).  «Субботний вечер» (1980) . ГМЗ «Царицыно».

или безудержной яркостью – в «Праздничном танце» (1973–75). Центральная часть триптиха:
Р. Хеймратс. «Праздничный танец» (1973–75). ГМЗ «Царицыно».

Более сдержанны в фактурных поисках литовцы.
Яркие, страстные работы прибалтийцев всегда поднимали тонус на выставках, превращали их в праздник ткачества и привлекали всё новых художников
к созданию гобеленов.

Российские мастера редко поддавались искушению и работали в основном в технике гладкого ткачества. Один из ранних гобеленов на выставке – Валентины Платоновой «Московская Русь» (1968). Длинный (6 м), местами неровно сотканный, он своей грубоватой ручной работой как будто напоминает о том, что сам гобелен когда-то родился из простой домотканой дорожки, которую ткали мастерицы долгими зимними вечерами.
В. Платонова. «Московская Русь» (1968). ГМЗ «Царицыно».

Поражают размерами, мощным рисунком и однозначной сине-красной гаммой гобелены Лины Соколовой: диптих «Время» (1986) и
«Вечность» (1988):
Л. Соколова. «Вечность» (1988). ГМЗ «Царицыно».

Ленинградец Борис Мигаль, один из немногих, кто экспериментировал с фактурами, ткацкими приемами и различными материалами («Небо мира» (1989) и «Магистраль» (1972). И всегда его гобелены заставляли остановиться и подумать над, вроде бы, незаметными деталями, говорящими о многом.

Долгие годы эти ковры находились  в «почетной ссылке»  в темном хранилище. И, наконец, они снова готовы радовать людей. Однако, анфилада небольших залов, где гобелены висят иногда и на окнах, прикрытых щитами и на широких перегородках в центре, заслоняющих ковры, не всегда позволяет охватить взглядом гобелен целиком. А ведь в большинстве случаев полноценное восприятие тканого изображения возможно именно на расстоянии.
Понятно желание музея показать как можно больше работ, но интерьеры дворца превратились в тесное хранилище, открытое для посещений. Гобелены, призванные украшать собой интерьер, на этот раз его почти уничтожили.
На выставке не хватает и ее логического завершения – современных работ.

Но теперь их можно увидеть и на московских выставках. Оглядев свои поредевшие ряды, художники обнаружили, что гобеленом, оказывается, занимаются, и не только в Москве, но и в других местах. И даже те художники, которые не участвуют в выставках, делают это весьма успешно, например,
Лилия Якина (С.-Птб.). «Охота» (2004). Фото фрагментов см. в блоге художника.
Л. Якина (С.-Птб.). «Охота» (2004).

И появилось поколение молодых художников, порой еще несколько суматошное от радости обретения возможности выразить себя в технике ткачества.

Пройдемся по московским выставкам 2009 года.
Наиболее интересной была Всероссийская выставка Союза художников «Россия ХI» в Центральном Доме Художника (см.
здесь и здесь).    
Было представлено более 50 гобеленов, созданных молодыми и уже известными художниками со всех концов страны.
Много лет работают в технике традиционного гладкого ткачества Сергей Гавин (Москва) «Проект реставрации» (2006) (фото
здесь).
Александр Гораздин (Москва) «Кода отношений» (2008) Андрей Мадекин (Москва) «Иаков у источника» (2004) и «Полет Пегаса» (2006), М. Рыбалко (Тула) «Жизнь» и «Движение» (2008) (см. по двум ссылкам выше на «Россию ХI»).

Другие  деликатно и удачно вносят в гладкий гобелен элементы рельефа: Н. Зинченко (Новосибирск) «Пространство льда» (2005), Е. Одинцова (Набережные Челны) "Многоточие" и "Небо" (2008) (см. по ссылке на выставку).
В. Гончаров (Воронеж) в триптихе «Пробуждение» (2005) создает интересный образ в строгой гамме, варьируя матовые и блестящие нити разной фактуры. Свет, возникает из тьмы динамичными, разнонаправленными штрихами саржи. Так виртуозно работал в этой технике только Б. Мигаль.
Фрагмент триптиха:
В. Гончаров. Фрагмент триптиха «Пробуждение» (2005)

Иногда художника увлекает сложная задача: передать средствами ткачества другие виды изобразительного искусства. Хотя в гобелене интересна не имитация других техник, а собственный язык, в работе О. Поповой (Белгород) «Undergraund» (2005) это сделано изящно, свежо и лаконично. Прошлое и будущее, мечты и реальность расплываются акварельными цветными пятнами и «прорисовываются» из небытия «тонким пером» черной «тушью». Дополнительный эффект замшелой древности дают волокна крашеного сизаля.
О. Попова. «Undergraund» (2005)

Предельная лаконичность цвета и рисунка, создает ёмкий образ в гобеленах Н. Федуловой «Бег луны» (см. по ссылке).
и «Скифские тату» (2008):
Н. Федулова. Скифские тату.
 
Возможно, особенности гобелена обусловлены использованием редкого, непростого для ткачества материала – конского волоса натуральных оттенков. Гобелены имеют приятную пушистую поверхность.

Привлекли юмор и свобода рисунка в небольших гобеленах В. Мухина (Иваново)  «Ночная мелодия» (2005) и других (см. по ссылке).

На выставке «Диалог» в Музее декоративно-прикладного и народного искусства (см. здесь ) наряду с работами художников были представлены  экспонаты из собрания музея. Проследить связь современного гобелена с народной традицией на выставке не удалось. Но гобелены  прежних лет А. Мадекина «Благовестие апостола Андрея» (1994), В. Рыбалко «Композиция», С. Юрченко «Возникновение» (2006) (см. по ссылке) украсили экспозицию.

На выставке «Artconnect» в галерее «Беляево» (см. здесь) мы увидели ряд произведений, которые экспонировались уже не раз на предыдущих выставках. Часть работ не поднялась выше начального уровня.
Гобелены В. Рыбалко «Композиция» и «Отражение», как всегда, поражают утонченностью рисунка и колорита (см. по ссылке выше
и
здесь).

По одиночным произведениям, представленным на общих выставках, иногда создается искаженное представление о творчестве художника. Поэтому наиболее интересны персональные выставки. Событием в истории российского гобелена стала выставка А. Мадекина в Галерее КЦ «Дом» в ноябре, на которой было представлено тринадцать работ разных лет (см.
здесь и здесь). Художник все эти годы, не покладая рук, ткал гобелены по велению сердца, несмотря на отсутствие выставок, спроса на рынке, капризы заказчиков.
Прекрасным заключительным аккордом всего текстильного года стал новый гобелен А. Мадекина «Путь волхвов». (См.
здесь).
Выставок стало так много, что, видимо, художники уже не успевают создавать новые произведения, и они кочуют с одной выставки на другую, превращаясь в постоянную экспозицию, что тоже неплохо для популяризации гобелена. Но хочется нового, свежего и высокохудожественного.

Продолжать линию классической шпалеры не значит ткать так же и то же, что в старину. Гобелен – искусство, позволяющее в любой период быть актуальным по сути, даже оставаясь в рамках классического гладкого ткачества.
Оно будет живо, пока живы люди, умеющие воспринимать прекрасное, пока жив текстиль как таковой. Но, конечно, это искусство меняется. И почему бы не поискать, наконец, новые формы работы с текстильными материалами? И что мешает художникам активнее искать пути сотрудничества с архитекторами и вернуть гобелену его значение как монументального вида искусства? Сегодня, когда сами архитектурные здания порой становятся уникальными художественными произведениями, они должны получить и интересные решения интерьера. Думается, этот путь более продуктивен, чем, тоскуя по прошлым госзаказам, уходить в «камерный» гобелен. Тканые изделия так же создадут тепло и уют в интерьерах с модными декоративными штукатурками, заменяющими обои.

В ткачестве непросто донести до зрителя творческий огонь. Для этого нужно много труда, терпения и времени. А главное – любви к своему делу. Интересное решение всегда рождается органично, соответственно мысли и чувству, которое двигало художником. Тогда не нужны будут излюбленные у нас подпорки в виде формального деления плоскости на геометрические фигуры, заполнение оставшегося места «чем-нибудь».

Обрести свой, неповторимый почерк для художника – значит вписать свою страницу в историю искусства. Секрет любого талантливого произведения известен – отдайте ему свою душу целиком. И тогда оно обязательно найдет отклик в душе зрителя.

А вместо заключения помечтаем о большой ретроспективной выставке русского гобелена, начиная с первых – петербургских шпалер XVII века (не исключая работ и 30-50-х гг. XX в.) и по сегодняшний день. А можно помечтать и шире – о выставке международной.

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
(Анонимно)
11 мар, 2010 11:24 (UTC)
Я художник, зовут меня Петрова Юлия, народный мастер Украины по гобеленам. С 1995 г. живу в Израиле. Наблюдаю за Вашим блогом с большим интересом.
Кое-что из моих работ можно увидеть здесь.
http://yaliya96178gmailcom.blogspot.com/
Буду рада продолжению знакомства.
irinadvorkina
11 мар, 2010 12:08 (UTC)
Спасибо! Будем знакомы.
А в Израиле художники занимаются гобеленом?
(Анонимно)
11 мар, 2010 17:21 (UTC)
Здесь имидж гобелена сильно подпорчен бедуинскими половичками, которые по злой иронии судьбы называют тем же термином. К тому же экономически не выгодно ткать из-за завала машинной дешевки. Но я нашла выход: преподаю гобелены (уже 4 года) умственноотсталым и душевнобольным теткам. Они находятся на разных уровнях детства, среди них есть и довольно продвинутые. Ручки кривоватенькие, но огромное рвение и желание "творить красоту". На моем блоге я показываю некоторые их работы. Порой довольно-таки приличные. Правда, без меня ни одна нитка на место не ложится, приходится все время стоять у них над душой и давать ЦУ, но результаты меня радуют, особенно учитывая диагнозы моих учениц: от синдрома Дауна до постменингиальных синдромов и эпилепсий. Мы с ними выставки делаем, продаем (за символическую цену) их работки, часть они раздаривают родне или социальным работникам. А больше я зарабатываю оформлением и дизайном, мозаикой, преподаванием в кружках.
На эту тему у меня еще один блог есть:
http://yaliya96178gmailc.blogspot.com/
"Кружки и вокруг них"
Кстати, у меня и бедуинские женщины, арабки, учатся ручному ткачеству. Но это уже частным образом.
irinadvorkina
11 мар, 2010 17:53 (UTC)
Да, посмотрела - красивые работы, жизнерадостные!
(Анонимно)
11 мар, 2010 22:40 (UTC)
Здравствуйте, Ирина. Меня зовут Елена.Совсем недавно "открыла" для себя Ваш блог и с удовольствием его читаю, хотя Ваша книга про гобелены, уже давно является моей настольной.Сама я давно занимаюсь гобеленами, но к сожалению не имею художественного образования и довольствуюсь, тем что тку ремейки шпалер старинных мастеров.Мои работы можно посмотреть на сайте www.gobelen-elena.ru . Мне бы очень хотелось узнать Ваше мнение о моем творчестве. И еще,большое спасибо за эту статью, она просто вдохновила меня сделать свой эскиз для гобелена .
irinadvorkina
12 мар, 2010 07:34 (UTC)
Прямо ночью и начали делать? :-)
Спасибо, Елена! Копии делаете потрясающие. Жаль, что такой уникальный мастер тратит драгоценное время на копии гобеленов и картин. Приветствую Ваше решение и предвкушаю, какие будут работы по Вашим собственным эскизам. Держите в курсе!
(Анонимно)
12 мар, 2010 18:31 (UTC)
Спасибо, Ирина, за Ваш отзыв.Копии я делала ,в основном, под заказ. А что касается эскиза,-это очень сложная и ответственная работа(для меня ,во всяком случае),ведь нужно сделать эскиз, на который потом не будет жалко потратить время для воплощение его в материале.С удовольствием пообщаюсь с Вами еще.
algalaktika
13 мар, 2010 14:35 (UTC)
Ах, какой красивый синий фрагмент
«Пейзаж с рекой, фонтаном ...
Да и вообще всё здорово !
Спасибо, Ирина !
irinadvorkina
13 мар, 2010 17:20 (UTC)
Да, я особенно наслаждаюсь, когда на фрагменте хорошо видно фактуру переплетений.
alexvadim
12 дек, 2010 09:07 (UTC)
Ирина, как Вам такая, старинная шпалера русской работы (40х31)? Что это может быть?

106.87 КБ







irinadvorkina
12 дек, 2010 15:41 (UTC)
Хоть и не очень хорошо видно, но судя по всему это - вышивка. А шпалеры делают в технике ручного ткачества.
pingback_bot
4 янв, 2012 19:09 (UTC)
Гобелены Ольги Поповой
User leona68 referenced to your post from Гобелены Ольги Поповой saying: [...] так живо, естественно, невозможно. О двух последних работах Ольги я писала в блоге здесь [...]
pingback_bot
4 янв, 2012 19:54 (UTC)
Гобелены Ольги Поповой
User g_gumbert referenced to your post from Гобелены Ольги Поповой saying: [...] так живо, естественно, невозможно. О двух последних работах Ольги я писала в блоге здесь [...]
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Май 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister