irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Она учила нас главному…

Крылова Татьяна Васильевна (8 марта1927 г. – 3 октября 1984 г.) московский художник-монументалист. В 1953 г. окончила факультет монументальной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). Работала на Комбинате прикладного искусства. Монументальные работы: оформление Детского мира и ресторана «Прага» в Москве, речного порта в Казани, аэропорта в Минводах и др.
художник Крылова Т. В.

Здесь представлены живописные произведения разных лет.
Большинство работ выполнены темперой на картоне.

Ромашки. 1960
Ромашки

Опушка леса. 1964
Крылова Т.В. Опушка леса

Приморье. 1965
Крылова Т.В.

Станция «Трудовая». 1967
Крылова Т.В.

Провода. 1968

Где-то с сорока лет Татьяна Васильевна начала преподавать в студии изобразительного искусства дома культуры Энергетиков.
Познакомилась я с ней в 1982 году. Пришла в студию по рекомендации знакомой художницы и попала, как и все, под очарование этой немолодой, красивой женщины с пышными голубоватыми волосами. Помнится, я воспринимала ее тогда как идеал женщины, как королеву, непонятно как оказавшуюся в наших серых буднях.
Ее  глаза всегда напоминали мне темные вишенки (наследие матери-дворянки грузинских кровей).
Смотрели они пронзительно, прямо в душу. Как на фотографии ниже. Что-то здесь Татьяна Васильевна сострила с невинным видом:



Осень. 1971


Спички. 1972


Ленинград. 1972


Мост через реку Канавку. 1972

Ее остроумные, эмоциональные разборы наших эскизов, рисунков, живописи, советы о главном в искусстве остались с нами навсегда. Принесенный кем-то в студию альбом мог стать для студийцев увлекательной экскурсией  в историю живописи или послужить иллюстрацией глубокого и точного обзора творчества современного художника.
Запомнилось уникальное умение определить оттенок цвета, например, «цвет визжащего поросенка».
Высоко ценила художника Павла Корина.
Она учила не только рисовать, главное – она учила видеть. И понимать. И профессионально доносить свои эмоции до зрителя.

Сирень. 1973


Половодье. 1975


Сирень. 1975


Березы зимой. 1975


Утро. 1976

Невозможно было не восхищаться ею. Ее острым умом и языком. Умением смотреть в корень, безупречным вкусом, изящным юмором, тактичностью.
Однако деликатность сочеталась в ней с однозначным и резким неприятием пошлости, неискренности в искусстве и жизни, банальности. «Если кто-нибудь снова нарисует мне натюрморт с яблоками…» (какая следовала за это угроза, уже не помню). Могла и так оценить работу немолодого студийца: «Что-то Вы тут по-женски выступили».
А увидя в принесенной картине «перепевы» предыдущей работы, резко съехидничать: «Тех же щей, пожиже влей».
Ежегодные отчетные выставки с обсуждением наших достижений становились праздниками.
Она заботливо и внимательно относилась к студийцам, к их жизненным проблемам и жестко – к провинившимся в чем-либо. Четкость и ясность была в отношении ко всему и всем.

Поле. 1980


Поле. 1980


Осенний букет. 1980


Пушкинский натюрморт. 1980. ДСП, темпера


Пушкин. 1981. Холст, темпера

Мы мало знали о ней. О сложностях своей жизни – художника, принципиально не делающего никаких шагов ради карьеры и заработка,  она почти не упоминала. Решительная и незащищенная, стойкая и очень ранимая…
Студия, наверное, и стала ее жизнью. А свой талант пришлось раздарить ученикам по крупинкам...
Много позже я поняла, каким одиноким человеком, в сущности, она была. Как ей были необходимы наши звонки и вопросы, чтобы почувствовать себя нужной. А мы считали немыслимым позвонить ей, не хотели беспокоить по пустякам. И скучновато, наверное, ей было с нами. Те, кто становились профессиональными художниками, уходили, а она снова оставалась с неумелыми новичками, чтобы бесконечно повторять прописные истины для тех, кто мечтал стать художником. Были и такие студийцы, кто не стремился в профессионалы. Одни из них часто, другие – на протяжении многих лет изредка появлялись в студии с новыми работами, чтобы услышать мнение Татьяны Васильевны. Для многих она стала «лучом света», подарила смысл жизни, профессию, многие студийцы сдружились на всю жизнь. Ходили в студию даже семьями.          

Ромашки. 1982


Пейзаж. 1983


Одуванчики. 1984. Картон, смешанная техника

Табу на зарисовки ее самой было безоговорочным.
И даже хорошей фотографии не нашлось после смерти…
А эти картины, которые вы здесь видите, совсем не монументальные, часто камерные мы увидели только на выставке, когда ее уже не было с нами.

Зима.


Березы.


Букет.


P.S. К сожалению, качество фотографий не высокое, так как работы пришлось сканировать с пленки неизвестного фотолюбителя.
P.P.S. Возможно,  вы знали Татьяну Васильевну Крылову – будет чудесно,  если вы поделитесь воспоминаниями в комментариях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Tags: живопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments