irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Categories:

Жан Люрса в Москве. Часть 3. «Я хочу видеть солнечные сны». Гобелены. Продолжение


Jean Lurcat à MoscouPartie 3. Tapisseries. La suite

Часть/Partie 1 см. здесь
Часть/Partie 2 см. здесь

Можно просто любоваться гобеленами, а можно увлечься разгадыванием смыслов и символов. Не бегите, остановитесь, подумаем вместе. Вот, например,  лаконичный, графически четкий, узорный «Ночной бычок». То ли половина быка, проросшего ветвями, то ли огромная туча, угрожающая тихому спящему городку.

Ночной бычок. 1947. Обюссон. 170х125 см
Люрса

А каким образом оказались «скованными одной цепью» загадочная луна и огнедышащий бык? Что у них может быть общего? Бык… Символ мужского начала еще с первобытных времён… Да ведь, можно сказать, что это – «инь-ян» в интерпретации Жана Люрса!
А лун-то тут сколько – целое стадо! Но всё же, одна из них – главная.


Луна и бык. 1962. Обюссон. 141х105 см
Люрса

Капли, как голубые слёзы Луны, стекают с крыши – это роса. Вьющиеся стилизованные растения тянутся вверх. Во все века они служили символической связью земли и неба. Мы можем без труда заглянуть в маленький домик (ведь стен у него почти нет) и увидеть его обитателей: змею, ящера и пару уток. Не те ли это утки, которые сотворили в стародавние времена земную твердь?

Роса. 1947. Обюссон. 224х150 см
Люрса

Люрса часто использует этот прием: распахнутые дверцы шкафа или створки окна, или просто отсутствие стены.Так, на полках «Прекрасного шкафа» лежат, сидят, порхают и плавают реальные и фантастические существа. Ночь и день здесь царят одновременно. А охраняет их синий красавец Петух – символ Франции и французов. А стало быть, бережёт страна свои сокровища.

Прекрасный шкаф.  Фрагмент. 1962. Обюссон. Целиком: 245х325 см
Люрса

Ещё роскошнее выглядит Петух с гобелена «Пылкие». Он явно и парадоксально, по всем параметрам превосходит лежащего рядом царя зверей. Кого у нас там лев символизирует…?                 

Пылкие. 1963. Обюссон. 220х142 см
Люрса

В «Саду мечтателя», как на страницах средневекового бестиария, оживают реальные и фантастические звери и птицы.

Сад мечтателя. 1947. Обюссон. 200х295 см
Люрса

И также, как на средневековых шпалерах,
Люрса включает в композицию ковра надписи и стихи.
Здесь вытканы строки Пьера Сегера:

Ночь преступает порог –
День открывает врата –
Нет в бестиарии тайны.
При виде гроздей мы

Слышим пение птиц –

Деревья и люди
Укрывают ночь.

Любознательный поэт
Ступает твердым шагом.
Земля напоила его
Соком и цветом. 
Можно долго разглядывать тонкое узорочье растений и бабочек на самом большом  гобелене 
на выставке
«Тропики». Он протянулся на выставке вдоль стены почти на 7 м.

Тропики. 1956. Обюссон. 320х675 см
Люрса

Объекты Люрса иногда повторяются. Такой приём часто использовался и в старинных шпалерах. Одной из важных задач в деятельности художника было расширение производства ковров: «Я больше не являюсь человеком, который что-то создает в своем уголке и который всегда охвачен чувством тревоги, которую он не может разделить ни с кем. Все эти люди, которые работают со мной (ассистенты, красильщики, рабочие на гобеленовых станках) заставляют меня чувствовать огромную ответственность. Моя судьба переплелась с судьбой этих людей. Все они придали вес и значимость моей личной  авантюре» (Из фильма «Солнечный сон»).

Обюссонские мастерские. Фото 1940-х годов
Люрса

Обюссонские мастерские

Когда Люрса предложили обеспечение до конца жизни, если он согласится создавать не более 12 ковров в год (чтобы поднять их цену), Люрса отказался, поскольку это грозило закрытием ткацких мастерских Обюссона. Это позже, во второй половине ХХ века художники сами сядут за ткацкий станок, и начнется новый этап развития шпалеры, а пока еще существует традиционное разделение труда. На произведениях художника всегда вытканы две подписи: его и марка мастерской.
Обюссонские мастерские

В 1956 году Люрса начал работу над грандиозной серией шпалер «Счастье жить», окончательно названной «Песнь мира». Последний картон цикла был закончен уже без участия Люрса. Серия, подобная средневековому Анжерскому «Апокалипсису», посвящена нашему времени, его бедствиям, отчаянию и надежде. Это и реквием  по погибшим на войне, и призыв к разуму, миру, свободе.
Гигантская тканая фреска включает 16 гобеленов общей площадью 350 кв. м. Их размеры различны: от 220 до грандиозных 1600 см шириной при высоте 440–450 см. Контрастом всем ужасам звучат заключительные части – освобождение планеты от страшной угрозы, прославление жизни, любви, доброго труда, слияния человека с природой. Серия демонстрируется, как и «Апокалипсис» в Анжере в зале старинного госпиталя Сен-Жан (фото из сети).
Люрса, Анжер

«Песнь мира» – это своего рода оглавление всего существования. Здесь все перемешано, всё пересекается, всё вплетено в эту долгую авантюру. Так что не удивляйтесь найти здесь и горечь и мёд! Для тех, кто старается жить честно и правдиво, жизнь одновременно и сахарная, и солёная, и сладкая, и горькая, нервная и спокойная» (Из фильма «Солнечный сон»).
Люрса

По картонам Люрса (их более 1000) создано гобеленов общей площадью более 5000 кв. м, «полгектара шерсти, полгектара красоты», – констатировал Клод Руа. Само имя Люрса стало символом возрождения гобелена в ХХ веке.
Кроме того, им написано более 1500 картин в разной технике: масло, гуашь, акварель. Наследие Люрса-поэта – более 50 стихотворений и поэм.  

Тропики. Фрагмент. 1956.
Люрса

Радостное восприятие жизни, оптимизм – в основе всех произведений Жана Люрса. «Искателем радости» называли его во Франции. Взгляд художника находил её повсюду, в каждой травинке, в капле росы. Наверное, правильнее –  «даритель радости». Встреча с гобеленами Жана Люрса – всегда праздник. Увидев однажды яркие, неувядающие шерстяные краски художника, их уже невозможно забыть. Остается влюбиться в эти работы и увлечься гобеленовым делом на всю жизнь, что и случилось когда-то с автором этой статьи. 

В сети можно увидеть много работ Люрса, но смотрите на Jean Lurcat.
Видео с гобеленами Жана Люрса:
1.
2.
3.

Шесть старых черно-белых ролика, показывающих работу самого Люрса и ткачей Обюссона.

 

Tags: exhibition, france, lurcat, tapestry, Люрса, выставки, гобелен, французское искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments