irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Category:

Гобелены Царицыно – новая экспозиция. 1

Коллекция шпалер в музее получила пополнение, которое уже можно увидеть на постоянной выставке «Искусство шпалеры: две славные эпохи – западноевропейская шпалера конца XVII – первой трети XVIII века – советский гобелен второй половины ХХ века».
«В настоящее время экспозиция почти полностью обновлена. На смену гобеленов, отправленных на «отдых» в музейное хранилище, в залах размещены еще шестьдесят пять не менее ценных произведений художественного ткачества, что позволяет продолжить знакомство с собранием музея. В 2010 году оно пополнилось новыми поступлениями – четырьмя фламандскими шпалерами конца XVI–XVII веков, приобретенными для музея Департаментом культуры города Москвы при поддержке Правительства Москвы… Посетители смогут ознакомиться с шедеврами искусства художественного ткачества, исполненными мастерами из бывших республик Советского Союза. Музей обладает одной из лучших в стране коллекций гобеленов разных национальных школ. В залах можно будет увидеть работы художников Москвы и Ленинграда, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Грузии».
Подробнее о выставке см. на сайте музея.
Фоторепортаж о том, как встречали шпалеры в музее.
О первой экспозиции выставки см.в блоге.
«Юпитер и Минерва указывают путь человеку». Из серии «История жизни человека». 1630–1635. Фрагмент. Брюссель, Брабант. Шерсть, шелк.
Шпалера создана по картону художника Антонио Салларта (1630),  принадлежащего к школе выдающегося фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. Мастер-ткач шпалеры Франс ван ден Хек (1630–1665) являлся старейшиной ткацкой Ассоциации поставщиков Королевского двора.
«Юпитер и Минерва указывают путь человеку».  Шпалера

Центральную композицию составляют величественные фигуры древнеримских богов: Юпитера (бога неба, дневного света, грозы, царя богов), Минервы (богини мудрости, покровительницы ремесел и искусств) и людей. Юпитер указывает изображенному в центре человеку на его предназначение вести за собой все человечество. Минерва передает ему путеводную нить.
(Описания старинных шпалер в музейной редакции).

Сюжетные шпалеры большого размера, занимают по высоте почти всю стену.
«Юпитер и Минерва указывают путь человеку». Шпалера

«Высадка Энея на берегу Карфагена». Из серии «История царицы Савской». Конец XVI – начало XVII века. Брюссель, Брабант. Шерсть, шелк. Художник – Мишель Кохе (1499–1592). Шпалера выполнена в одной из ведущих мастерских Брюсселя, принадлежавших более 90 лет (1576–1670) семье Матенсов. Ткач Хенрик (Ханс) Матенс (1613–1629).
Шпалера представляет мифологический сюжет из поэмы «Энеида» древнеримского поэта Вергилия и посвящена эпизоду, повествующему о встрече легендарного троянского героя Энея (сына богини любви и красоты Афродиты) и царицы Дидоны. После 7-летнего путешествия и многочисленных приключений Эней оказался на побережье Африки, возле города Карфаген. Там он был встречен овдовевшей царицей Дидоной, основательницей Карфагена. Рассказав историю своих странствий, Эней в качестве даров преподнес царице самое ценное, что у него оставалось – золотую корону, жемчужное ожерелье и плащ дочери Зевса, спартанской царицы Елены – прекраснейшей из женщин.
(В них Дидона изображена на шпалере.)
«Высадка Энея на берегу Карфагена». Шпалера

Фрагмент бордюра.
«Высадка Энея на берегу Карфагена».

«Артемида и Актеон». Конец ХVII – начало XVIII вв. Западная Европа.
Шерсть, шелк.
В основу шпалеры положен сюжет из древнегреческой мифологии о молодом охотнике  Актеоне. Случайно увидев купающуюся богиню охоты Артемиду, Актеон был превращен ею в оленя. Охотники и собаки не узнали Актеона и бросились за   добычей. Так погиб единственный из смертных, видевший небесную   красоту   прекраснейшей из богинь. По другой версии, Актеон поплатился жизнью заявив Артемиде, что он более искусный охотник.
«Артемида и Актеон». Шпалера

Фрагмент
«Артемида и Актеон».

Пейзаж с руиной. Фрагмент. ХVII в. Брюссель, Брабант. Шерсть, шелк.
Пейзаж с руиной. Шпалера

Пейзаж с птицами и животными. (Левая часть.) ХVII в. Фландрия, Ауденарде.
Фламандский текстильный центр Ауденарде, время расцвета которого пришлось на ХVII век, являлся, наряду с Брюсселем, в Западной Европе одним из ведущих мест по производству шпалер.
Пейзаж с птицами и животными. Шпалера

Фрагменты
Пейзаж с птицами и животными.

Пейзаж с птицами и животными.

Пейзаж с птицами и животными.

Пейзаж с птицами и животными.

Продолжение на следующей странице.

Tags: Царицыно, выставки, гобелен, шпалера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments