irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Category:

Гобелены Царицыно – новая экспозиция. 2. Продолжение

Начало здесь.
Связующим звеном между старинной шпалерой и современными произведениями, как и на прошлой экспозиции призван быть гобелен художника Андрея Мадекина (1963). «Тайная вечеря». 1990 г. 260x230 см. Москва. На фото — автор около своей работы.
Об Андрее Мадекине см. в блоге здесь, здесь и здесь.
Андрей Мадекин. «Тайная вечеря».

Творчество Рудольфа Хеймрата всегда отличает романтическая одухотворенность, внимание к материалу и разнообразным ткацким  приемам...
Цвет и свет — главное в произведениях художника. Цвет, в первую очередь, доносит  смысловую нагрузку, настроение гобелена. Композиции Хеймрата всегда несложны, фигуры выстраиваются фронтально, но декоративность и плоскостность приемов не мешают ощущению реальности происходящего. В гобеленах человек и природа слиты воедино.
«У истоков развития современного гобелена в Латвии стоял замечательный художник Рудольф Хеймрат. Главное достижение его как педагога — умение выявить самобытные грани таланта будущего художника.  В результате появились совершенно непохожие друг на друга мастера, составившие славу латышской школы гобелена: Э. Вигнере, Р. Богустова, Л. Постажа, А. Музе, Э. Розенбергс (они все представлены в экспозиции) и другие.

Рудольф Хеймрат (1926–1992). «Рыбачки». 1968 г. Латвийская ССР, г. Рига. Шерсть, лен, плотность основы 2 нити на 1 см. 200х250 см.
Прием свободной штриховки помогает легко осуществить идею автора. Но что значит «легко»? Каждый сантиметр ткани включает несколько нитей разных оттенков. Такой декоративный прием невозможно отразить в картоне. Осуществить идею может только сам автор. Мало того, Хеймрат сам занимался и окраской пряжи.
Яркие, насыщенные краски, которыми выполнены  фигуры женщин, высвечиваются на темном фоне, но не однотонном, а также наполненном множеством оттенков. Поэтичные женские образы в гобеленах – воплощение лирического начала, идеал прекрасного.
В 70-е годы Хеймрат органично вводит в гладкий гобелен разнообразные техники – настилы, обвивки, ажурные переплетения, ворсовые узлы, использует сизаль, лен, металлическую нить»
(Отрывок из книги И. Дворкиной. «Гобелен за десять вечеров»).
Рудольф Хеймрат. «Рыбачки».


Фрагмент
Рудольф Хеймрат. «Рыбачки». Гобелен

Рудольф Хеймрат.
«Труд». Фрагмент. 1970 г. Шерсть, лен, гладкое ткачество. 200х300 см.
Рудольф Хеймрат. «Труд». Гобелен

А перед этими гобеленами хочется постоять молча…
Людмила Кулешова. (1955) Слева: «Рождение земли». Справа: «Рождение планеты». 1989 г. 230х300 см. РСФСР, Москва. Шерсть, х/б, плотность основы 2–3 нити на 1 см.
Людмила Кулешова. «Рождение земли».

Какое это большое чудо – яркий авторский почерк! Тогда даже стандартная советская «патриотическая» тема никогда не будет выглядеть банальной и устаревшей с годами, потому что на первом месте будут подлинные чувства и талант автора:
Лилита Постажа (Полица). (1941) «В родном краю». 1969 г. Латвийская ССР, г. Рига. Шерсть, лен, плотность 2 нити основы на 1 см.
Лилита Постажа (Полица).  «В родном краю». Гобелен

В композициях художника часто присутствуют несколько больших фигур, чаще женских. Размашистые, легкие фигуры одновременно и реалистичны и декоративны, и плоски и объемны. Кажется, что они нарисованы одним свободным росчерком пера. О Лилите Постажа пишут, что она очень похожа на свои произведения, где «воплощаются все качества ее натуры – жизненная сила и радость, наполненность и удовлетворенность трудом, активность восприятия природы, неуловимая изменчивость и контрастность характера. Такой мы знаем Лилиту в жизни, как будто бы хрупкую, но сильную, трудолюбивую, волевую; такой узнаем ее в созданных ею гобеленах – в многогранности форм, смелости рисунка, изысканности колорита» (Велта Раудзепа).

(Полосы-складки от того, что гобелены хранятся сложенными (а не накатанными на цилиндрическую форму), и перед выставкой их не разгладили).
 
Лилита Постажа (Полица). (1941) «Песня Родине». Фрагмент. 1984 г. Латвийская ССР, г. Рига. Шерсть, лен, плотность 2 нити основы на 1 см.
Лилита Постажа (Полица). «Песня Родине».

Неистощима фантазия в создании образа абстрактными средствами у
Леези  Эрм. (1910–1989) «В ожидании снега». 1981 г. Эстонская ССР, г. Таллинн. Шерсть, синтетика, полиэтилен, стеклярус, плотность основы 1 нить на 1 см.
Леези  Эрм. «В ожидании снега».

Сколько же труда вложено в каждую маленькую деталь этой работы!
Фрагмент
Леези  Эрм.  «В ожидании снега». Гобелен

Айна Музе. (1943) «Попутный ветер». 1979 г. Латвийская ССР, г. Рига. Шерсть, лен, плотность 1,5 нити основы на 1 см.
Айна Музе.  «Попутный ветер».

С Айной Музе мы знакомились в блоге здесь и здесь.

Я уже упоминала в блоге о мастерском владении приемом саржи художником Борисом Мигалем. Теперь вы можете в этом убедиться.
Борис Мигаль. (1946–1999). Мини-гобелены (20х20 см) из цикла «По Байкалу». 1986 г. РСФСР, г. Ленинград. Шерсть, лен, синтетика.
Борис Мигаль.. Мини-гобелены

Серия состоит из четырех мини-гобеленов, но размер не мешает воспринимать их как значительные, масштабные произведения (однако горизонтальная витрина – мешает). Это взгляд человека, который находится одновременно и на земле, и в небесной выси. Видит каждую травинку и перышко птицы и одновременно охватывает взглядом весь земной простор.

Ткачество шелком на высокой плотности:
Ирина Колесникова. (1958) «Перемещение. Транзишн. Transition». Мини-гобелен из 7 частей и фрагмент крупно справа. 2000 г. Лен, шелк.
(Видимо, работа связана с темой отъезда в то время из страны).
Внизу: Марина Нечепорук. (1958) Россия, г. Москва. 
«Город» («Бессонница»). 1993 г. Лен, шелк.
«Воспоминание». («Очки»). 1990 г. Шерсть, шелк.
Ирина Колесникова. Марина Нечепорук.

P. S. Размеры гобеленов на выставке не указаны, как и плотность ткачества – определяю «на глазок».

Tags: Царицыно, выставки, гобелен, шпалера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments