irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Categories:

Первое российское триеннале современного гобелена в «Царицыно»

В текстильных лабиринтах или
Снова вместе

Вот и к нам добралась мода на текстильные биеннале-триеннале (например, в Каунасе прошло уже восьмое международное текстильное биеннале; на Украине в прошлом году – третье триеннале и т. д). Первая в истории России выставка – триеннале гобелена и современной таписсерии "Квадратный метр – свое пространство" проходит в московском музее-заповеднике «Царицыно» с 30 сентября по 6 ноября 2011 года. Вручение дипломов участникам и призёрам триеннале произойдет при её закрытии 7 ноября.
Первое российское триеннале гобелена в «Царицыно»

В заголовках поста – главные особенности выставки. Здесь представлено свыше 300 работ 217 художников по текстилю. Это и прославленные мастера гобелена, и молодые начинающие художники из России, включая Якутию, а также из Прибалтики, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана. Те, кто не смотря ни на какие трудности не изменил своему пристрастию к классическому гобелену, и те, кто увлекся разнообразными новыми течениями.
Сообщение об условиях приема произведений на выставку сохранилось здесь. 

Триеннале в «Царицыно» – это продолжение знакомства широкой публики с искусством гобелена: с обширной музейной коллекцией произведений советского периода (фонд насчитывает более 370 работ) и постоянно пополняющимся собранием старинных европейских шпалер и гобеленов современных художников.
Рассказ о них см. в блоге на страницах: 1, 2, 3, 4.

Оргкомитету пришлось нелегко. Координатор триеннале – научный сотрудник ГМЗ «Царицыно» О. Шеболдаева рассказывает: «Музей разослал сотни приглашений. Подготовительный период начался еще летом прошлого года. Активная переписка с художниками началась с января 2011 года. Пик организационной работы пришелся на март-апрель. В день я получала более ста писем.
Мы пригласили не всех желающих, потому что участие в проекте осуществлялось на конкурсной основе. По электронной почте мы получили 600 изображений работ от более, чем 400 претендентов на участие в выставке. Отбирала работы комиссия. Многократно просматривали, выбирали. Сначала отсеяли самые слабые работы, которые напоминали женское рукоделие. Милые, наивные, но эти работы не соответствовали уровню нашего триеннале. Второй этап отбора – отказывали, если работы были однотипными. Выбирали наиболее удачные. Обязательным условием было ручное ткачество».
(У меня сейчас задача сложнее – уложиться в 50 кадров на всё про всё…)

В последний день сентября произошло не просто открытие выставки. Это был настоящий Праздник Гобелена
Первое российское триеннале гобелена в «Царицыно»
(Желающие увидеть себя покрупнее, напишите – вышлю  нужный фрагмент).
Вот здесь, надеюсь, можно прочесть фамилии
Первое российское триеннале гобелена в «Царицыно»
Генеральный директор музея Александр Безруков приветствует собравшихся на открытии
Первое российское триеннале гобелена в «Царицыно»
Далее слева-направо: О. В. Докучаева (зам. ген. директора по научной работе, кандидат искусствоведения, руководитель программы, куратор основного проекта); С. В. Гавин (заслуженный художник РФ,  профессор МГХПА им. С. Г. Строганова, со-куратор основного проекта); Г. А. Корзина (заслуженный художник РФ,  председатель комиссии по декоративно-прикладному искусству Союза художников России); Л. В. Введенская (дизайнер основного проекта,  художник, член АХДИ МСХ); А. С. Гораздин (художник,  председатель правления Ассоциации художников декоративных искусств МСХ).
Через стеклянную крышу в атриуме Хлебного дома лился солнечный свет, звучала музыка. Художники, много лет не имевшие возможности общаться, радостно приветствовали друг друга. «Художник должен общаться. Должен знать, что делают другие его коллеги. Он не может сидеть только в мастерской, как в келье. Он должен обязательно развиваться. А для этого он должен общаться и смотреть. И это главный итог события, которое сейчас происходит», – сказал на открытии А. С. Гораздин.
Звукозаписи некоторых выступлений:
А. С. Гораздина.
С. В. Гавина и Л. В. Введенской.

Первой на выставке встречает посетителей одна из двух представленных работ Елены Ткаченко «Предчувствие любви» в уникальной авторской технике переплетения (см. первое фото).  Водопад золотистых нитей лишь чуть-чуть притворяется реальным одеянием – шалью. Освобожденные из тисков ткацкого переплетения тысячи метров тонких шёлковых нитей зажили собственной жизнью, прельщая взгляд своей чистой красотой. Новая серия родилась под впечатлением от картин Рембрандта, а выставка называлась «Песнь Песней»: «Положи меня, как печать, на сердце свое, как перстень на руку твою…». Краски живописца превратились в изысканные волны шёлка. О Елене Ткаченко см. в блоге.
Елена Ткаченко. РФ, г. Санкт-Петербург. Любовь небесная. 2010. Авторская техника. Шёлк, вискоза, металлическая нить
Елена Ткаченко. «Любовь небесная»

Петербуржцы встретились в Москве: Елена Ткаченко дарит Марату Тажибаеву каталог последней выставки. Гобелен Тажибаева, представленный на выставке есть в блоге.
Елена Ткаченко и Марат Тажибаев

«Лабиринт» – это не столько поэтическая метафора, сколько реальное ощущение от экспозиции, которая кажется бесконечной
Первое российское триеннале гобелена в «Царицыно»
Блуждая по белоснежной анфиладе залов Хлебного дома, вы по кругу вернетесь к началу экспозиции. А можно ходить по выставке и как челнок: туда-обратно. Лабиринт породило пристрастие музея к перегородкам в небольших залах. Конечно, это увеличивает площадь экспозиции, но затрудняет восприятие даже небольших произведений.

Большинство работ выполнено в традиционной для гобелена гладкой технике ткачества. При этом круг использованных материалов постоянно расширяется: кроме шерсти, шёлка, льна и хлопка, художники экспериментируют с полиэстром, вискозой, акрилом, полиэтиленом, шпагатом, соломой, джутом, леской. Немало и произведений, в которых  ткачество сочетается с неожиданными материалами: деревом, стеклом, оргстеклом, керамикой, металлом, фотографиями.

Ткачество Натальи Мурадовой и хрусталь Тимура Сажина (одного из авторов «Хрустальной Турандот») в «Библейском мотиве»  не просто соседствуют. Они превратились в органичный и гармоничный сплав двух противоположных  по своим свойствам материалов. То ли оплывающая свеча, то ли древний свиток с проступающими вечными словами Апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь». «Но любовь из них больше», – заключает Святой Павел (1Кор. 13. 12-13). Из бесформенной (но изящно брошенной) полупрозрачной массы выступают руки: вверху –  созидающие, внизу – протянутые с мольбой к небу.
Наталья Мурадова, Тимур Сажин. РФ, г. Москва. Библейский мотив. Шерсть, лён, хрусталь, ткачество, малирование
Наталья Мурадова, Тимур Сажин. Библейский мотив

Среди длинной вереницы разноцветных квадратных метров, заключенных в рамы, конечно, обращают на себя внимание отдельные исключения.
Сергей Гавин. РФ, г. Москва. Чистое небо. 2011. Шерсть, шелк, люрекс
Сергей Гавин. Чистое небо
Фрагмент
Сергей Гавин. Чистое небо
И особенно радуют глаз зрителей (так уж человеческое восприятие устроено!) нарушения главного условия организаторов выставки: «общая площадь произведения должна быть в пределах одного квадратного метра».
Федор Львовский. РФ, г. Москва. Гимн цветам. 2011. Шерсть, металл (художник на фоне своего произведения)
Федор Львовский. Гимн цветам

Немногочисленные объёмные арт-объекты и инсталляции вызывают повышенный интерес публики.
Н. Цветкова. РФ, г. Санкт-Петербург. Арт-объект. Ракушка. 2008. Хлопок, проволока, металл
Н. Цветкова.Арт-объект. Ракушка
Фрагмент.
Н. Цветкова.Арт-объект. Ракушка
А. Козорез. РФ, г. Москва. Урбанистическая  иллюзия. 2011. Смешанные нити, оргстекло, металл
А. Козорез. Урбанистическая  иллюзия
Фрагмент 
А. Козорез. Урбанистическая  иллюзия

Ажурные текстильные колонны высотой в 5 метров в начале экспозиции оказываются изображением деревьев.
Н. Цветкова. РФ, г. Санкт-Петербург. Зимний лес
Н. Цветкова. Лист

Н. Цветкова. РФ, г. Санкт-Петербург. Лист. 2010. Полиэтилен, проволока, хлопок
Н. Цветкова. Лист

Но кроме большого размера и необычности формы хотелось бы увидеть в арт-объектах и некую серьезную идею. Ну как же – в России, да без идеи!

Вернемся к гладкому гобелену. Блуждая по лабиринту, помним, что не всегда можно составить впечатление о творчестве художника по одной, тем более небольшой работе.
Первое российское триеннале гобелена в «Царицыно»

Почему некоторые гобелены экспонировались под стеклом, осталось для меня загадкой.
Первое российское триеннале гобелена в «Царицыно»

В традиционной гладкой технике ткачества художнику не просто найти свой стиль, свою тему. Почерк Андрея Мадекина всегда узнаваем. Воплотить серьёзный библейский или мифологический сюжет он может в любом размере.
Андрей  Мадекин и Айна Музе (Латвия) (о них в блоге см. по тегу «выставки») у гобеленов Мадекина «Нимфа» и «Отдых фавна». 2011. Шерсть, хлопок
А. Мадекин «Нимфа» и «Отдых фавна»

В живописном, несмотря на скромную цветовую гамму гобелене Ольги Левадной, всё гармонично: и образное осмысление темы зарождения всего живого, и необычность формы. Каким образом сделаны «прорези» в ткани спирали? Попробуйте догадаться!
Ольга Левадная. Украина, г. Полтава. Генезис. 2010. Шерсть
Ольга Левадная. Генезис

Юмор в текстиле, а тем более в гобелене – явление редкое. А от непривычно ярких красок гобеленов Людмилы Крамар и вовсе глаз не оторвать!
Людмила Крамар. РФ, г. Москва. Похищение Европы. 2010. Шерсть
Людмила Крамар. Похищение Европы

P. S. Размеры работ, как обычно, на выставке не указаны.
Пока вы ходите по ссылкам, я сделаю перерыв. Встретимся завтра на следующей странице.
Tags: exhibition, tapestry, triennale, Царицыно, выставки, гобелен, текстиль, триеннале
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments