irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Categories:

Живая вещь

Интернет дает возможность увидеть многое, но чужими глазами. А когда видишь вещь живьем, вдруг обнаруживаешь детали, говорящие о многом.
Итак, лежала на выставке вееров в Музее Востока белая с узором «мерлинская» шаль. Ткали их на мануфактуре помещицы Надежды Мерлиной в Нижегородской губернии с 1806 г. и где-то до середины века.
Пользуясь случаем…

шаль мануфактуры Мерлиной
решаю подсчитать плотность основы. Что совсем не просто, т. к. приходится, сидя на корточках, отмерить на глаз 1 см и просчитать через стекло нити основы (которые при этом скрываются под нитями утка, создающего рисунок – пояснение для тех, кто не в курсе).
Мои упражнения, конечно, привлекли внимание смотрительниц. Уже насчитав 21-22 нити (!) я услышала, что они говорят о вышивке. Встреваю в разговор: «нет, это не вышивка, а ткачество». И рассказываю, как доставалась крепостным девушкам такая тончайшая работа. Через десять лет они получали вольную, но им, потерявшим зрение, оставалось одно – богадельня при мануфактуре.
Кашмирские шали вошли в моду в конце XVIII в. Русские шали делали из привозного пуха тибетских коз. На мануфактурах пряли тончайшую пряжу: нить в 4,5 км (!) весила всего 13 гр. Двусторонние шали имели в рисунке до 60 оттенков. А производительность была такая: за один год, например, 60 мастериц соткали 16 шалей и 5 шарфов. Две мастерицы ткали шаль до 2 лет.
И еще оказалось, что шаль состоит из отдельных кусков, соединенных почти незаметными швами. Они идут по границе полосок с «жемчужинами». То ли станки были маленькие, то ли для того, чтобы несколько мастериц быстрее работу заканчивали.
И остались в истории русского искусства шали не хуже индийских кашмирских, подписанные инициалами «Н. М.» (см. правый нижний угол), а имена искусных мастериц, как всегда, канули в лету.

Вы видите другой фрагмент шали - из фондов Исторического музея в Москве.
К сожалению, картинка из альбома не передает ни четких рядов утка и основы, ни мягкость козьей шерсти, ни сохранившуюся до сих пор белизну фона.

P.S.  Изделия мануфактуры Мерлиной сейчас можно посмотреть  в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве (зал внизу - из коллекции Натальи Шабельской (1841-1904).

Tags: exhibition, выставки, шали Мерлиной
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments