?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эта выставка – редкое событие втройне.
Во-первых – она посвящена гобелену.
Во-вторых – это большая персональная выставка.
В-третьих – это выставка ныне зарубежного художника, которого знают и помнят в России не одно десятилетие.
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas


В Москву, после длительного перерыва, начинают возвращаться прибалтийские художники по гобелену. Они появились сначала на выставках Галереи Беляево
«Незабытые традиции-2» и

«Незабытые традиции-3».
Затем на Триеннале гобелена в Царицыно (см. по указателю в блоге ). Музей постоянно подтверждает, что он реально действующий гобеленовый центр в Москве (это кроме остальной обширной выставочной деятельности).
На этот раз в Хлебном доме музея с 26 сентября по 4 ноября 2012 года проходила персональная выставка литовского художника Феликсаса Якубаускаса. Экспозиция делалась при участии художника.
О выставке на сайте музея.

На открытии, как обычно, выступили Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Александр Безруков, заместитель по научной работе Ольга Докучаева, сам виновник события (слева) и сотрудница литовского посольства в Москве (справа).
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Выступление А. Безрукова (аудиозапись).
Ф. Якубаускаса (аудиозапись).

Феликсаса Якубаускаса (продолжение речи на видео, к сожалению, сильно ужатом):

Сотрудницы литовского посольства (аудиозапись).

Ольги Докучаевой (аудиозапись).

Художника приветствует искусствовед Ита Рюмина (аудиозапись).
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas


Давно не виделись!
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas


Гобелены в большинстве случаев естественно вписываются в нескрываемый, на этот раз, интерьер Хлебного дома.
Два параллельных мира. 2011. Шерсть, шелк
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas


Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Дыхание ангела. 1991. Шерсть, шелк
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas


Фрагмент
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Возможно, чтобы не было сомнений в том, что мастеру подвластно в ткачестве любое реалистическое изображение, в первом зале представлен гобелен
«Кис-кис, моя кошечка!» 1997. Шерсть, шелк
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas


Но художник, в конце концов, выбрал путь создания абстрактных композиций.

Справа: Алые вершины. 2012. Шерсть, шелк
В глубине: Радуга. Триптих. 1998. Гобелен, икат. Шерсть, шелк
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas


Радуга. Фрагмент
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas


На больших экранах в нескольких залах демонстрируется фильм о художнике.
За станком
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Станок вертикальный, но сложный: с ремизами и подножками. Судя по высоте многих гобеленов, его ширина – 130 см.?
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Видимо, благодаря ему, художник столь плодовит: на выставке представлено около 70 работ за 1991–2012 гг.
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Фильм сопровождает нежная, тихая мелодия (включайте и смотрите дальше):


Сакура зимой. 2005. Шерсть, шелк. (Освещение – увы…)
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Фрагмент
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Справа: Звуки просыпающегося города. 2008. Шерсть, шелк
В глубине: Солнце во льду. 2009. 130х183 см. Шерсть, шелк
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Звуки просыпающегося города. Фрагмент. 2008. Шерсть, шелк
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Танцы в сумерках. 2009. 130х182 см. Шерсть, шелк
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Впечатление. День. 2009. 130х170 см. Шерсть, шелк
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Наряду с утонченной работой с цветом и фактурой ткани гобелена мы видим и сильные контрасты:
между тонкими цветовыми нюансами;
между яркими открытыми цветами;
между белым фоном и выразительно сияющими на нем цветными деталями;
между блестящим шелком и матовой шерстью.

Встреча с соотечественниками
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Небесные слезы. Диптих. 2010. Искусственное волокно
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Тот же прием и материал использован в другой работе:
Поле льна на фоне неба. Фрагмент триптиха. 2010. Искусственное волокно
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Настилы разнонаправленной саржи таинственным образом возникают из уточного репса, растут, пропадают и вновь проявляются на фоне, задумчиво меняя оттенки, направления, очертания.

Туманы родного края. 2011. Шерсть, шелк
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

P. S. Когда-то давно, на Всесоюзной  выставке в ЦДХ были показаны два огромных гобелена Феликсаса Якубаускаса. Они поразили меня и размерами, и необычностью длинных названий и композиций. Так неординарно решить, в сущности, «дежурную» тему! Нарушая законы композиции, общепринятые нормы создания гобелена (и тогда, и до сих пор) и не вписываясь ни в какие «…измы»!

Пусть никогда не будет черное облако над моей долиной. 1987. 230x315 cм. Шерсть, шелк, искусственное волокно
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Фрагмент (отсюда). Светлые пятна  слева и внизу сотканы настилами.
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

В работах художника, которые мы видим на этой выставке, пожалуй, сохранилось только пристрастие к большим плоскостям белого фона и фрагментам с настилами. Исчезли реалистические, хотя и стилизованные образы-символы, сотканные живописной штриховкой. Очертания пятен и линий потеряли изящность. На мой взгляд, лишь в двух гобеленах на выставке – «Танцы в сумерках» и «Впечатление. День» ощущается гармоничность композиции.
Мне представляется, что подходящим названием выставки было бы «Мысли в пространстве», по названию двух гобеленов. На очертания мыслей никто не имеет права ворчать, даже если они треугольные или бесформенные и плавают во мраке…
Мысли в пространстве I. 2006. Шерсть, шелк
Феликсас Якубаускас Feliksas Jakubauskas

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
noel77
13 ноя, 2012 10:00 (UTC)
Впечатляет... Спасибо!
Ольга Попова
15 янв, 2013 10:29 (UTC)
Спасибо, Ирина, за встречу с творчеством Феликсаса Якубаускаса. Конечно, впечатляет всё. Профессионализм, культуру цвета, глубину образов не отнимешь. "Небесные слёзы", "Туманы родного края" - потрясающая цельность композиции, музыкальность, изысканый минимализм в цвете... Но по-настоящему сердце ёкает от его "Пусть никогда не будет черное облако над моей долиной". Может, от собственной ностальгии по ушедшему, а, может, от этой самой "не математической невыверенности", от гениальных "случайных" пятен... Человек меняется. Интересно, что он сам говорит о своих старых работах?
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister