irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Category:

И жесткость графики, и нежность акварели

Удивительным образом это мое определение батика, подошло и к материалу, не имеющему с ним ничего общего.
Выставка войлока из Башкирии, проходившая в Москве в Народной галерее на Покровке в апреле этого года, действительно, событие в мире искусства.
Чтобы так продемонстрировать безграничные возможности валяния в наше время, надо иметь многовековой народный опыт в этом ремесле. От утилитарных кошм художники подняли войлочный ковер до уровня монументального искусства.


  
Валяние шерсти – древнее ремесло, неожиданно вошедшее в моду, особенно в последние годы. Впрочем, ничего удивительного нет в том, что современного человека, опутанного всяческими проводами, потянуло к простому и первобытному: дубленкам, обрезанным под грубые шкуры, татуировкам и кольцам в разных местах тела.
Для валяния используются только натуральные материалы: овечья и верблюжья шерсть и пух. Длинный конский волос возникает в коврах лаконичными пятнами и всегда к месту. Он вносит яркий акцент и радует глаз плавными, чистыми линиями.

Ю. Хабибуллина «У Белой реки»

Для создания войлока не требуется никаких особых приспособлений. Башкирские мастера используют традиционные и современные приемы валяния, часто соединяя их в одном произведении.
Войлочные ковры с вваляным узором, благодаря самой технике валяния, отличаются простотой и строгостью композиции, мягкими переходами контрастных тонов, вливающихся один в другой.



Поражают размеры самой изысканной работы Алии Ишмухаметовой «Кони».
Ковер даже не поместился по высоте в музейном зале.

Войлоки в технике аппликации вовсе не современное изобретение, как можно было бы подумать. Так сделаны, например, древние изделия, найденные в захоронениях хуннской знати – Ноин-Улинских курганах I века н. э. на территории Монголии.
В этой технике на основу из кошмы пришивают узоры, вырезанные из готового войлока контрастного  цвета, сукна, тканей. Четкость узора подчеркивает шнур, пришитый по контуру рисунка и прикрывающий шов.
На выставке можно увидеть как, в отличие от традиционных аппликационных войлоков, фрагменты соединяются в одно целое так незаметно и искусно, что ковер становится похож на войлок с вваляным узором. Иногда аппликация собрана на холсте или обычном ватине.



Слева направо: Литвиненко Ольга. Быстрее ветра; Охотник;
Хайббудлина Э., Мухамедьярова Г. Традиция.

В отличие от традиционных вышитых войлоков в работах, представленных на выставке, крупные вышитые строчки появляется лишь иногда, дополняя рисунок.
Прямо в войлочный пласт вплавлены кусочки холста, вшиты бусины-жемчужинки, монетки, птичьи перья, добавлены мотивы, вырезанные из кожи.
В композицию порой входят и детали из дерева, цепочки, колокольчики. Но ничего случайного, только ради украшения – всё направлено на создание образа.

На выставке нет двух произведений одинаковой формы или размера. Очертания войлока мастер волен выбрать любые, так как технически ограничен только площадью рабочего места.

Уникально и оформление каждого произведения. Ведь мягкий войлочный ковер, не имеющий прочной основы, не так просто повесить на стену. Удобным выходом оказывается нашивание войлока на холст. Плотные и толстые войлоки выдерживают прикрепление их нитями к раме или перекладине. Самое интересное решение этой задачи в работе Ю. Хабибуллиной «У Белой реки» - деревянная планка, к которой подвешен войлок, превратилась в бегущего волка.
Произведения художников и педагогов висят рядом с работами их молодых учеников, гармонично дополняя друг друга.
К сожалению, не все авторы произведений на выставке были указаны.

Мавлева Юля «Веселый наездник»

Войлок может быть жестким и плотным, как земля, и мягким и пушистым, как снег;
стелиться толстым ковром и укрывать голову тонким платком; успокаивать душу теплыми гармоничными натуральными цветами и веселить глаз яркими или пастельными тонами.
Оказалось, что мастерам, в совершенстве овладевшим древней техникой, подвластно всё: портрет и пейзаж, абстракция и реализм, философия и космическая символика и даже юмор.
На традиционных войлочных коврах небольшие древние орнаменты обычно повторялись и выстраивались стройными рядами. На современном войлоке достаточно показать крупно один мотив, чтобы напомнить о нем, как о  всеобъемлющем символе мироздания. А круг сюжетов для ковров стал поистине безграничным.
Башкирские художники делают то, что, казалось бы, невозможно в технике валяния: графически тонкие реалистические изображения, прекрасно читаемые тексты. Они могут передать и тающий туман, окутывающий табун лошадей и саму нежность, исходящую из вечной пары: кобылицы и жеребенка; взгляд лошади из-под длинных ресниц и трепет ветра в ее гриве; испуг вспорхнувшей птахи; напряженный взгляд шамана, «управляющего» солнечным затмением, звон колоколов через их раскачивающиеся языки...
P. S. 1. Полностью материал опубликован в журнале «Деко» №3, 2008.
P. S. 2. Фото выставки можно посмотреть также на сайте Народной галереи:
http://narod-galeri.narod.ru/APXIV810.html 

Tags: exhibition, войлок, выставки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments