?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из индонезийской коллекции Музея Азии и Тихого океана (Варшава)». Продолжение
Начало
здесь.

Створки ритуальной ширмы со сценами битвы  на поле Курукшетра (По мотивам эпоса «Махабхарата»). Бали. Сер. ХХ в. Дерево, резьба, роспись. ГМВ
Ширма. Индонезия

Фрагмент: «Насмешки Кауравов над Пандавами в гуще боя».
Музей Востока

Панно «Сцены из Рамаяны». Бали. 1970-е годы. Дерево, многослойная резьба. 81х27,8х5 см. ГМВ
     Внизу фигуры стоящей Ситы и коленопреклоненного Лаксамана. Выше Рама и лань, раненая его стрелой.
Резьба.Индонезия

     Нередко хранящийся в доме крис бережно заворачивают в ткань батик, желая привлечь удачу и счастье, ведь их соединение олицетворяет слияние мужского и женского начал, что ведет к гармонии, процветанию и благополучию. На выставке представлены батиковые каины панджанги – поясная одежда [несшитый кусок ткани] жителей Малайского архипелага, мужские головные платки икет кепала. Их узоры, выполненные в сложнейшей технике восковой резервации, имеют благопожелательное символико-магическое значение.

Каин паджанг с узором семен Гаруда. Фрагмент. Центральная Ява. Сер. ХХ в. Хлопок. Батик тулис [расписанный от руки]. ГМВ
     Раппортная композиция, состоящая из фигуры павлина и птицы Гаруды.  Они окружены растительным орнаментом типа семен [растения, плоды, лотосы символизирующие тропическую природу и пожелание плодородия. Многочисленные холмики с пятью вершинами – символ мировой горы Меру. Нанизанные на единую «ось», мотивы символизируют гармонию Вселенной и созидательные силы земли].
Батик. ИНдонезия

[Об индонезийском батике см. в этом блоге (и по тегу) и в блоге М. Цыганова</a> – http://m-tsyganov.livejournal.com/387152.html  в конце страницы – индекс постов о батике]

Церемониальная ткань каин прада. Фрагмент. Бали. 1960–70-е годы. Синтетическая ткань, ручная роспись, техника прада (напыление золотой краской). ГМВ
музей Востока, ткань

 Женский шарф сленданг. Фрагмент. Западная Ява, г. Чиребон. 1960–70-е годы. Хлопок, батик тулис [расписанный от руки]. ГМВ
     [Пример «пейзажного» батика в китайском стиле. На вершине скального грота (вадасан) стоит садовый павильон с ярусами крыш. Под ним  олени. Выше – мотивы Гаруды, облаков, побегов с цветами и бутонами. В горизонтальной полосе  порхают китайские фэнхуаны].
музей Востока

Сверху вниз:
164. МЕЧ мандау, Борнео, даяки, XIX в. Сталь, инкрустация латунью, кость рогатого скота, волосы животного, дерево, растительное волокно, зуб животного. Общая длина с ножнами 81 см; длина без ножен 66,5 см.
     Меч с однолезвийным клинком. Клинок имеет максимальную ширину на середине. Рукоять вырезана из кости. Черен рукояти обмотан шнуром, большое навершие изогнуто под острым углом и украшено султаном волос. Деревянные ножны в двух местах искусно обмотаны сплетенным из растительных волокон шнуром.
166. МЕЧ, Борнео, даяки, XIX–XX вв. Сталь, дерево, растительное волокно. Общая длина с ножнами 72,4 см; длина без ножен 68 см.
     Меч с немного изогнутым однолезвийным клинком, расширяющимся книзу. Рукоять изготовлена из дерева, центральная часть обмотана плетеным шнуром из ротанга, с большим фигурным навершием с выступом, на котором вырезана голова дракона-собаки асо (?). Деревянные ножны плотно обмотаны узкими полосками из растительного волокна и имеют проушину из того же материала. В верхней части срез ножен асимметричный, чтобы было удобнее вытаскивать меч.
Магическое оружие с небес.

163. МЕЧ мандау, Борнео, даяки, XIX в. Сталь, латунь, дерево, кость рогатого скота, шнур, смола, волосы животного, пальмовый лист. Общая длина с ножнами 66,6 см (с волосяной кистью: около 82 см); длина без ножен 63 см (с волосяной кистью: около 78,5 см)
     Клинок меча украшен инкрустированными латунью кружками, волнообразными линиями и завитками.
165. МЕЧ мандау, Борнео, даяки, XIX в. Сталь, инкрустация латунью, кость рогатого скота, шнур, волосы, дерево, растительное волокно, зуб животного, стержень пера. Общая длина с ножнами 69,4 см; длина без ножен 59,6 см.
     Описание: см. кат. № 164 [выше].
Меч, даяки, Индонезия

Слева-направо:
187. ЩИТ клиау, Борнео, даяки, начало или середина XX в. Дерево, роспись, веревочная ручка. Высота 72,1 см; ширина 13,5 см.
     Щит в форме удлиненного шестиугольника. Весь щит, включая ручку на внутренней стороне, изготовлен из цельного куска дерева. На внешней стороне  вырезаны и окрашены две извивающиеся змеи, с телами, проработанными чешуйками, и три стилизованных цветка между ними.
198. КОПЬЕ, Борнео, даяки, XIX в. и середина XX в. Сталь, дерево, кость рогатого скота, мех, шнур, стеклянные бусины, зубы животных, роспись. Общая длина с ножнами 102,7 см; длина без ножен 88,4 см.
     Копье с ланцетообразным наконечником. Края зазубрены (высокая степень износа – наконечник копья изготовлен предположительно в XIX в.). Древко копья из дерева, концы отделаны костью, украшено геометрическим орнаментом (окружности, зигзаги, рыбья чешуя) красно-бежевого, серого и черного цветов. Кроме того, древко декорировано обмоткой из пропитанного смолой и окрашенного шнура, к которому прикреплены зеленые стеклянные бусины и зубы животного. Ножны [правее, короткие] копья ланцетообразной формы, изготовлены из дерева и декорированы так же, как древко. И древко, и ножны относительно новые, сделаны в XX в. и оформлены, вероятно, в расчете на вкусы туристов.
185. ЩИТ клиау, Борнео, даяки, начало или середина XX в. (?). Дерево, роспись. Высота 70,2 см; ширина 27,5 см.
     Форма щита напоминает слегка удлиненный шестиугольник. Он весь, включая ручку, изготовлен из одного куска дерева. Внешняя сторона раскрашена в оранжевый и желтый цвета, также имеется гравировка. В центре схематическое поясное изображение человека (духа?), выше и ниже – веерообразные мотивы и ромбы.
Магическое оружие с небес.

Ритуальный сосуд темпат обат. Калимантан, даяки. Последняя четверть ХХ в. Дерево, резьба, патинирование.
Магическое оружие с небес.

167. НОЖНЫ от меча с НОЖОМ, Борнео, даяки, середина XX в. Меч: сталь, кость рогатого скота, дерево, кожа, 20 зубов животных; нож: сталь без памора, кость рогатого скота, дерево, шнур. Общая длина с ножнами 65,7 см; длина без ножен 61,3 см. [Меч в кадр не вошел].
     Нож в отдельных боковых ножнах. Ножны из дерева, с плотно намотанными широкими и узкими кольцами из шнура (верхние кольца фиксируют ножны для ножа). Кроме того, ножны украшены подвесками с зубами животного и росписью (красно-бежевые зигзаги на черном фоне). Судя по уровню исполнения, клинок может представлять собой местную имитацию европейской сабли. Нож европейский: он имеет обоюдоострый клинок, сходящийся на конус книзу. Оружие с подобным убранством, в том числе с многочисленными подвесками из зубов, вероятно, предназначено для туристического рынка.
169. МЕЧ ИЗ РЫБЫ-ПИЛЫ, Борнео (?), 1-я четверть XX в. Рострум ["меч"] рыбы-пилы, дерево. Общая длина 63,5 см; длина клинка 53,3 см.
     Рукоять из дерева, плоская, имеет суженный черен и довольно большую изогнутую верхнюю часть наподобие навершия. Без ножен.
Музея Азии и Тихого океана (Варшава

Ткань на женскую юбку улап дойо с изображениями крокодилов. Фрагмент. Калимантан, даяки. 1980-е годы. Растительное волокно дойо, икат основы, ручное ткачество. ГМВ
Ткань.Индонезия

[Об икатах см. в этом блоге (и по тегу) и в блоге М. Цыганова  – в конце страницы  – индекс постов об икатах].

Ритуальная ткань пуа кумбу с изображением предков. Фрагмент. Калимантан, даяки. Нач. ХХI в. Хлопок, икат основы, ручное ткачество. ГМВ
Ткань.даяки. Индонезия

Церемониальная мужская накидка хинги комбу. Фрагмент. Восточная Сумба. Первая пол. ХХ в. Хлопок, икат основы, ручное ткачество. ГМВ
     Мужчины носят парные накидки, одной драпируют бедра, другой – плечи. Узоры многозначны. На фрагменте сверху вниз: мотив кариху [двухстворчатая раковина]; фигуры петухов, олицетворяющих мужскую храбрость и воинскую доблесть; омаров – пожелание долголетия; [виднеется  по бокам] андунг – дерево с черепами.
Икат.Индонезия

     Восточная часть Индонезии, известная как Нуса Тенггара, включает в себя такие острова как Сумбава, Сумба, Флорес, Солор, Тимор, Молуккские острова (знаменитые «Острова пряностей»), Танимбар и многие другие. Население этого обширного региона довольно долго сохраняло свои древние родоплеменные верования, некоторые этнические группы придерживаются их и в наши дни. Их религиозные воззрения основывались на анимизме, вере в сверхъестественную животворящую энергию, которой обладают как природные объекты, так и живые люди. Считалось, что средоточием магической жизненной силы человека была его голова. Это убеждение является одной из причин распространения обычая охоты за головами, игравшего важную роль в традиционной культуре обитателей ряда островов Восточной Индонезии.
     На выставке демонстрируется мужская накидка хинги с Сумбы, украшенная в нижней части характерным для этого одеяния узором андунг, представляющим стилизованное изображение дерева с симметрично расположенными ветвями, увенчанными человеческими головами. Данный орнаментальный мотив – своеобразное напоминание о ритуале, проводившемся после успешного военного набега, когда отрубленные головы противников вывешивались на ветвях деревьев или на специально возведенной древовидной конструкции у входа в деревню. Это сооружение служило для устрашения врагов, но основной его функцией было обеспечить процветание поселению, ведь жители верили, что жизненные силы человека сохраняются в черепе и могут передаваться окружающей среде.

176. КИРАСА бару ороба СО ШЛЕМОМ
, Ниас, 3-я четверть XX в. Доспех: окрашенная листовая сталь. Общая высота 77 см; ширина 63 см; глубина 48,5 см; шлем: окрашенная листовая сталь, дерево, синтетические ленты, фрагмент птичьего черепа, ткань. Общая высота 34,5 см; диаметр около 14 см.
     В экипировку ниасского воина входили защитные доспехи. Некоторые из них были сплетены из прочной лианы ротанга, другие делали из кожи крокодила. После знакомства с европейским вооружением появились металлические кирасы, получившие на Ниасе название бару ороба. Они представляют собой расширяющийся книзу доспех из тонкой листовой стали, с вертикальными ребрами и выступающими защитными наплечниками. Сзади имеются декоративные элементы, образующие своеобразный «позвоночник», возможно, имитирующий хребет крокодила. Из-за плеч выглядывают вырезанные из металлического листа «кисти рук», добавленные для устрашения врага и, вероятно, обозначающие незримое присутствие духа-охранителя. Важной составляющей доспеха был шлем, имевший, как правило, нарочито «варварский» вид, призванный поразить противника. Представленный в экспозиции шлем изготовлен из нескольких полос металла. На эту основу крепятся множество длинных и острых стальных «языков», сужающихся к концу, с пучками из охристо-красных лент. Спереди на деревянном штифте прикреплен фрагмент черепа птицы-носорога, символизирующей охоту за головами, так как эта птица с длинным крепким клювом разбивает большие круглые плоды.
     Неясно, с какого времени на острове Ниас стали производить металлические доспехи, однако известны экземпляры, сделанные уже в начале XX в. Возможно, на их форму повлияли европейские доспехи. Сегодня такие доспехи с Ниаса выполняют чисто декоративные функции. Местные жители за высокую плату исполняют в них танец войны для туристов.
Ткань с изображением дерева с черепами. Сумба. Вторая половина ХХ в. Хлопок. Ткачество. ГМВ
Кираса. Индонезия 

178. КИРАСА И ШЛЕМ, Сулавеси, тораджа, 2-я половина XX в. Доспех: ротанг, бамбук, костяные пластинки. Длина 71,5 см; ширина 49 см; толщина около 1 см; шлем: ротанг пластинки из кожи, кость животного. Высота 16,5 см; диаметр 24 см
     Доспех, состоящий из прямоугольной спинки, более короткой передней части и широких наплечных полос, в целом напоминает большой жилет. Передние полы застегиваются на две широкие плоские пуговицы с помощью веревочной петли. Весь доспех изготовлен из жесткого, благодаря плотности и толщине, плетения из ротанга «в елочку» и покрыт прямоугольными пластинками из бамбука. На каждой из полос доспеха имеется плоская костяная пуговица, еще две – на спинке.
     Шлем по форме близок к полусфере и также изготовлен из плотного и относительно толстого плетения из ротанга («в елочку»). Внутренний периметр выложен дополнительным слоем плетения. Вся внешняя поверхность покрыта круглыми, плоскими пластинками из толстой кожи (в центре каждой пластинки имеется небольшая деревянная накладка, закрывающая небольшой винт), которые расположены в четыре ряда. В верхней части закреплен большой фрагмент кости животного. Доспех и шлем имеют естественный темно-бежевый цвет.
Кираса.Сулавеси.Индонезия

Слева-направо:
     Древним видом оружия на Ниасе был боевой топор. На выставке можно видеть два топора с каменными, тщательно отполированными головками, вставленными в деревянные ручки и закрепленные в них с помощью оплетки из ротанга. Резьба на рукоятях в виде стилизованных фигурок сидящих на корточках людей, возможно, изображающих предков, а также привязанные к древкам узкими кожаными ремешками маленькие антропоморфные фигурки выполняют защитную функцию, играя роль оберега.
204. ТОПОР, Ниас, XIX в. Камень, дерево, растительное волокно. Общая длина 64,4 см; длина головки 19,1 см.
203. ТОПОР, Ниас, XIX в. Камень, дерево, растительное волокно. Общая длина 58,3 см; длина головки 21 см.
Внизу:
174. МЕЧ, Флорес, XIX–XX вв. Сталь, дерево. Общая длина без ножен 61,6 см
длина клинка 45,8 см.
     Тяжелый меч, широкий однолезвийный клинок изогнут и расширяется книзу. Обух имеет немного вогнутый диагональный срез к острию. Рукоять изготовлена из дерева, вверху имеется заметное расширение в виде слегка уплощенного навершия. В нижней части рукояти имеется стальное кольцо (?). На центральной части черена имеется диагональная сетка из насечек, которые не дают мечу скользить в руке.
173. МЕЧ, Флорес, 2-я половина XIX в. Сталь, инкрустация серебром, дерево. Общая длина без ножен 55,1 см; длина клинка 37,7 см.
     Меч с тяжелым прямым клинком, который расширяется книзу, при этом на довольно длинном участке у пяты он сужен. На клинке имеется полоса, инкрустированная серебром. Обух скошен к острию по диагонали. Рукоять изготовлена из дерева, черного цвета, довольно длинная и немного изогнутая. У вершины она слегка сужена и имеет отверстие для шнура.
Оружие Индонезии

Мужской костюм. Южная Суматра. Сер. ХХ в. Шелк, хлопок, металлическая пряденая нить, дополнительный уток, ручное ткачество. ГМВ
Церемониальная накидка. Сулавеси. Нач. ХХ в. Хлопок, икат основы, ручное ткачество.
150. МЕЧ, Сулавеси, XIX в. или ранее. Железо, никель (в паморе), кость рогатого скота, листовое серебро, дерево, растительное волокно. Общая длина с ножнами 66,4 см; длина без ножен 63,6 см
     Меч с длинным, довольно узким прямым однолезвийным клинком, с памором адег («прочно поставленный»), состоящим из узких параллельных линий, немного волнистых. В трех местах на клинке имеется перфорация между линиями памора, возможно, появившаяся в результате ковки. Обух закруглен к лезвию. Рукоять, изготовленная из кости черного цвета (патина?), плоская, с немного раздвоенным навершием. Ее нижняя часть обрамлена листовым серебром с чеканным узором в виде ряда треугольников тумпалов, заполненных растительным орнаментом. Ножны выполнены из дерева, почти полностью закрыты оплеткой из растительного волокна. Верхняя часть ножен забрана в листовое серебро, внизу имеется деревянный наконечник.
159. МЕЧ, Сулавеси (?), XIX в. Железо, никель (в паморе), дерево, веревка. Общая длина с ножнами 67,8 см; длина без ножен 67,5 см.
     Меч с прямым клинком, расширяющимся книзу, с памором адег (?) с обеих сторон. Ножны, также изготовленные из дерева, с асимметричным расширением в верхней части и двумя кольцами с веревочными петлями для подвешивания оружия.
182. ЩИТ, Суматра, ачех, XIX–XX вв. (?). Дерево, листовой томпак, веревка. Высота 53,5 см; ширина 32,3 см.
     Деревянный выпуклый щит в форме заостренного овала, черного цвета, с декоративными металлическими накладками. Центральная, самая крупная пластина повторяет форму щита. От центра к краям расходятся шесть рядов бляшек в виде небольших куполков. Между рядами расположены круглые розетки с зубчатыми краями. Вдоль края идет ряд куполков. Все орнаментальные детали изготовлены из томпака и прибиты гвоздями.
Магическое оружие с небес.

[О ткачестве золотыми нитями см. в блоге].
Костюм. Южная Суматра

Панно по мотивам эпоса «Махабхарата». Сцена битвы  на поле Курукшетра. Фрагмент. Бали, г. Камасан. 1980-е годы. Холст, клеевые краски. ГМВ
Роспись. бали

Так выглядит роскошно изданный каталог выставки . Москва-Варшава, 2013. 264 с. 24х32 см
Магическое оружие с небес

Информация по коллекции Индонезии московского музея Востока – из каталога (так же прекрасно изданного) Н. П. Чукиной. Памятники искусства Индонезии. Москва, 2010. 240 с. 21х28 см.
Н. П. Чукина. Памятники искусства Индонезии. Москва, 2010



Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
anna_cranz
27 мар, 2013 20:23 (UTC)
Боже, какой большой и информативный пост! Преклоняюсь перед Вашими знаниями и работоспособностью. К стыду своему, пока только посмотрела фото... Умом не охватить сразу всё (хотя Махабхарату читала, давно, разумеется, ничего не поняла...). Завтар буду перечитывать - пересматривать Ваши посты. Огромное спасибо за пиршество для глаз и ума!!!!!
irinadvorkina
28 мар, 2013 10:05 (UTC)
И Вам спасибо! Это "долгоиграющий" пост, можно возвращаться по мере необходимости.
(Анонимно)
15 окт, 2013 19:51 (UTC)
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти каталог Чукиной, упомянутый Вами в посте?
irinadvorkina
16 окт, 2013 06:54 (UTC)
Вы в Москве? Возможно, он ещё продается в музее. Если уже нет, - остается библиотека музея Востока http://www.orientmuseum.ru/
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister