?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С творчеством Бориса Георгиевича Мигаля (1946–1999) мы уже знакомились в блоге. Выставка «Художник и учитель» проходила 31 января – 11 февраля 2012 года в музее Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Она включала несколько ранних работ мастера и последние. Остальные произведения тогда собрать не удалось.
И вот большая персональная выставка состоялась. Но не в Москве, как думали
не так давно, на встрече с теми, кто знал художника, а в родном ему Ленинграде-Петербурге. В Конюшенном корпусе Елагиноостровского дворца-музея 28 февраля 2013 года открылась ретроспективная выставка гобеленов Бориса Мигаля, выдающегося художника по текстилю и педагога. Выставка будет открыта до 30 апреля.

Борис Мигаль. Гобелены


По дороге к выставочному залу обнаруживается живопись, превратившаяся в скульптуру, вырастающую прямо из-под снега.
Пытаюсь не отвлекаться, но не удается – достаю фотоаппарат
ЦПКиО им. С. М. Кирова

ЦПКиО им. Кирова

Выставка Б. Мигаля находится в той части здания, которая расположена в глубине, напротив колоннады
Конюшенный корпус Елагиноостровского дворца-музея

Елагинский дворец и другие здания совпадают по основной тональности с гобеленами художника, а зимняя природная графика довершает сходство
Елагиноостровский дворец-музея

Просторный зал с двумя более узкими нефами слева и справа напоминает храм
Борис Мигаль. Гобелены

Этому ощущению соответствуют и кирпичные колонны и оформление центра выставки
Борис Мигаль. Гобелены

В центре гобелен
Небо мира. 1983(1982?). 350х200 см. Шерсть, лен, полушерсть, пенька, хлопок, синтетика. Музей-заповедник «Царицыно», Москва

1. Татьяна Владимировна Слёзина – хранительница наследия Б. Г. Мигаля проведет нас по выставке (здесь и далее ее рассказ слушайте в аудиозаписях)
Борис Мигаль. Гобелены

Борис Мигаль: «Когда найден принцип решения замысла, дело доходит до материала. Раскладываю вокруг себя все, что есть, и почти всегда в условиях «дефицита» опять думаю об образе. Стараюсь красить меньше, но если нужно много оттенков, то пытаюсь делать «натуральные» цвета, растяжки. Наконец, основа натянута, и опять я в сомнениях. Картон – лишь линейная схема, набросочек – не эскиз, да и эскиз не помог  бы. Ведь для ткача главное – выразительные средства ткачества, а они бесконечно разнообразны. Какие выбрать или изобрести именно для этой работы, для этой идеи? Постепенно пробуя, находишь, наконец, свой «сегодняшний» прием. А в конце работы понимаешь вдруг, как надо было ее делать, но уже – поздно. И самое интересное, что в следующий раз будет то же самое...»
(Все приведенные в посте цитаты – из текстов на выставке)

Борис Мигаль (фото из буклета)
Борис Мигаль

Открытие выставки
Борис Мигаль. Гобелены
Организаторы экспозиции – сотрудники музея, друзья и ученики художника провели настоящую исследовательскую работу по розыску произведений Бориса Мигаля в музейных собраниях и фондах, и теперь мы можем увидеть большую часть его произведений. При жизни художника персональных выставок не было и часть заказных работ для интерьеров увидеть было невозможно.


2. Гостей приветствует заведующая выставочным отделом Елагиноостровского дворца-музея Светлана Кузнецова

Борис Мигаль. Гобелены

Т. В. Слёзина (Санкт-Петербургская академия театрального искусства)
Борис Мигаль. Гобелены

Борис Мигаль. Гобелены

3. Искусствовед Галина Габриэль
Галина Габриэль

4. Художник Елена Ткаченко
Елена Ткаченко

Т. В. Слёзина и О. Л. Некрасова-Каратеева (зав. кафедрой ДПИ РГПУ им. А. И. Герцена)
Открытие выставки

На открытие приехали художники из Москвы
Открытие выставки Мигаля

Бережно сохраненные блокноты с эскизами, документы
Борис Мигаль. Гобелены

5. Продолжение рассказа Т. В. Слёзиной

Инструменты художника

Борис Мигаль. Гобелены

Летний сад. Дворцовые окна. Начало 1970-х годов. Хлопчатобумажная ткань пике. Авторская техника росписи. Из собрания Т. В. Слёзиной. СПб
Мигаль. Летний сад. Дворцовые окна

Летний сад. Фрагмент
Мигаль. Летний сад.

6. Т. В. Слёзина

Платок. 1980-е годы. Ацетат. Роспись. Ручная работа. Из собрания Т. В. Слёзиной

Борис Мигаль. Гобелены

7. Т. В. Слёзина

Платки по эскизам Б. Мигаля (фото)

Борис Мигаль. Гобелены
  
     Арсен Кардашов: «…В 1975 году я получил диплом художника-текстильщика и был распределен на объединение « Новость», где работал Борис Мигаль. Я знал, что он, работая на фабрике по производству платков, успешно создает гобелены и выставляется… Один раз в квартал собирался художественный совет, где решалась наша судьба и судьба наших эскизов. По плану нужно было сдать три эскиза, которые отвечали бы возможностям фабрики и направлению моды. Аккуратный, ровный в общении со всеми, интеллигентный Боря ни с кем не конфликтовал, всех держал на расстоянии…
     Эскизы платков никогда не переделывал, сразу они получались чёткими, ясными графически. В пять часов вечера он заканчивал работу и спешил домой, к маме («мамусик», как он ее называл) и к своим гобеленам.
Борис обладал талантом четко отвечать на заданную тему языком переплетений и фактур. Его гобелены неизменно попадали на всесоюзные выставки в Москве именно из-за своего, ни на кого не похожего, текстильного языка. Они всегда были философскими, отвечали на главные вопросы. Это выделяло Бориса из среды текстильщиков, его работы было невозможно не заметить.
     Мигаль активно работал в художественных советах различного уровня и здесь он обладал ценным даром с первого взгляда определять достоинства и недостатки представленных работ. Борис обладал аналитическим умом, мог высказать критические замечания автору прямо, не стесняясь авторитетов. Наши отношения с Борей со временем переросли в дружеские, можно сказать, мы были как братья. Мне все эти годы очень не хватает его мудрых советов, внимания и дружбы. Я рад, что Татьяна Слёзина собрала братство друзей Бориса Мигаля. Ежегодно 17 марта, мы отмечаем его день рождения. Сначала встречаемся на могиле Бориса, а затем сидим за столом в доме Татьяны и вспоминаем его…
12 сентября 2012 г. Санкт-Петербург»

Занавес. 1980-е годы. Ацетат. Фотофильмпечать
Справа: Кашне мужское. 1980-е годы. Шерсть. Печать. Из собрания Т. В. Слёзиной
Борис Мигаль. Гобелены

Рабочие блокноты с зарисовками. 1980-е годы. Из собрания Т. В. Слёзиной
Борис Мигаль. Гобелены

Самсон. Блюдо. 1971. Латунь, чеканка. Из собрания Т. В. Слёзиной
Мигаль. «Самсон». Блюдо

Гобелены – во второй части.

Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
senart_artdeco
5 апр, 2013 10:38 (UTC)
Какая неожиданная графика на гобеленах. И да, очень читаются именно 80-е годы. Не пойму, какие именно, стилистические приемы это выдают, но не спутать ни с 70-ми, ни с работами прибалтов.
irinadvorkina
5 апр, 2013 12:48 (UTC)
Уже можно смотреть гобелены как следует: http://irinadvorkina.livejournal.com/70871.html
livejournal
5 апр, 2013 16:09 (UTC)
«Борис Мигаль. Избранное». Часть 2
Пользователь bartoshevich_k сослался на вашу запись в записи ««Борис Мигаль. Избранное». Часть 2» в контексте: [...] Начало см.здесь [...]
Ольга Попова
12 апр, 2013 11:13 (UTC)
Ирина, большое спасибо - начиталась, насмотрелась, наслушалась. Молодцы все, кто организовал, и жаль, что как-то не активно пробивается идея показа в Москве. Тем более, что ещё из Подольска придут гобелены. Потом бы в Москве показать перед возвратом. Ещё жаль, что лежат где-то в запасниках, а в России столько музеев, где они могли восхищать, образовывать, вдохновлять. Переслала ссылки Володе Гончарову в Воронеж - он, как вы знаете, графикой переплетений создаёт гобелены. Спасибо Вам! Вам бы на канал "Культура"...
irinadvorkina
12 апр, 2013 11:30 (UTC)
Музей "Царицыно" пообещал спланировать такую же выставку в 2016 к юбилею мастера.
Ольга Попова
12 апр, 2013 11:40 (UTC)
Ну что ж, подождём - увидим...
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister