С творчеством Бориса Георгиевича Мигаля (1946–1999) мы уже знакомились в блоге. Выставка «Художник и учитель» проходила 31 января – 11 февраля 2012 года в музее Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Она включала несколько ранних работ мастера и последние. Остальные произведения тогда собрать не удалось.
И вот большая персональная выставка состоялась. Но не в Москве, как думали не так давно, на встрече с теми, кто знал художника, а в родном ему Ленинграде-Петербурге. В Конюшенном корпусе Елагиноостровского дворца-музея 28 февраля 2013 года открылась ретроспективная выставка гобеленов Бориса Мигаля, выдающегося художника по текстилю и педагога. Выставка будет открыта до 30 апреля.
По дороге к выставочному залу обнаруживается живопись, превратившаяся в скульптуру, вырастающую прямо из-под снега.
Пытаюсь не отвлекаться, но не удается – достаю фотоаппарат


Выставка Б. Мигаля находится в той части здания, которая расположена в глубине, напротив колоннады

Елагинский дворец и другие здания совпадают по основной тональности с гобеленами художника, а зимняя природная графика довершает сходство

Просторный зал с двумя более узкими нефами слева и справа напоминает храм

Этому ощущению соответствуют и кирпичные колонны и оформление центра выставки
В центре гобелен
Небо мира. 1983(1982?). 350х200 см. Шерсть, лен, полушерсть, пенька, хлопок, синтетика. Музей-заповедник «Царицыно», Москва
1. Татьяна Владимировна Слёзина – хранительница наследия Б. Г. Мигаля проведет нас по выставке (здесь и далее ее рассказ слушайте в аудиозаписях)
(Все приведенные в посте цитаты – из текстов на выставке)
Борис Мигаль (фото из буклета)
Открытие выставки
Организаторы экспозиции – сотрудники музея, друзья и ученики художника провели настоящую исследовательскую работу по розыску произведений Бориса Мигаля в музейных собраниях и фондах, и теперь мы можем увидеть большую часть его произведений. При жизни художника персональных выставок не было и часть заказных работ для интерьеров увидеть было невозможно.
2. Гостей приветствует заведующая выставочным отделом Елагиноостровского дворца-музея Светлана Кузнецова
Т. В. Слёзина (Санкт-Петербургская академия театрального искусства)
3. Искусствовед Галина Габриэль
4. Художник Елена Ткаченко
Т. В. Слёзина и О. Л. Некрасова-Каратеева (зав. кафедрой ДПИ РГПУ им. А. И. Герцена)
На открытие приехали художники из Москвы
Бережно сохраненные блокноты с эскизами, документы
5. Продолжение рассказа Т. В. Слёзиной
Инструменты художника
Летний сад. Дворцовые окна. Начало 1970-х годов. Хлопчатобумажная ткань пике. Авторская техника росписи. Из собрания Т. В. Слёзиной. СПб
Летний сад. Фрагмент
Арсен Кардашов: «…В 1975 году я получил диплом художника-текстильщика и был распределен на объединение « Новость», где работал Борис Мигаль. Я знал, что он, работая на фабрике по производству платков, успешно создает гобелены и выставляется… Один раз в квартал собирался художественный совет, где решалась наша судьба и судьба наших эскизов. По плану нужно было сдать три эскиза, которые отвечали бы возможностям фабрики и направлению моды. Аккуратный, ровный в общении со всеми, интеллигентный Боря ни с кем не конфликтовал, всех держал на расстоянии…
Эскизы платков никогда не переделывал, сразу они получались чёткими, ясными графически. В пять часов вечера он заканчивал работу и спешил домой, к маме («мамусик», как он ее называл) и к своим гобеленам.
Борис обладал талантом четко отвечать на заданную тему языком переплетений и фактур. Его гобелены неизменно попадали на всесоюзные выставки в Москве именно из-за своего, ни на кого не похожего, текстильного языка. Они всегда были философскими, отвечали на главные вопросы. Это выделяло Бориса из среды текстильщиков, его работы было невозможно не заметить.
Мигаль активно работал в художественных советах различного уровня и здесь он обладал ценным даром с первого взгляда определять достоинства и недостатки представленных работ. Борис обладал аналитическим умом, мог высказать критические замечания автору прямо, не стесняясь авторитетов. Наши отношения с Борей со временем переросли в дружеские, можно сказать, мы были как братья. Мне все эти годы очень не хватает его мудрых советов, внимания и дружбы. Я рад, что Татьяна Слёзина собрала братство друзей Бориса Мигаля. Ежегодно 17 марта, мы отмечаем его день рождения. Сначала встречаемся на могиле Бориса, а затем сидим за столом в доме Татьяны и вспоминаем его…
12 сентября 2012 г. Санкт-Петербург»
Занавес. 1980-е годы. Ацетат. Фотофильмпечать
Справа: Кашне мужское. 1980-е годы. Шерсть. Печать. Из собрания Т. В. Слёзиной
Рабочие блокноты с зарисовками. 1980-е годы. Из собрания Т. В. Слёзиной
Самсон. Блюдо. 1971. Латунь, чеканка. Из собрания Т. В. Слёзиной
Гобелены – во второй части.
- Местонахождение:С.-Петербург-Москва
Comments