?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Журнальная статья, вариант для блога.

БАТИК, – произнесешь это слово и, как будто потянет сладковатым запахом воска и каких-то неведомых трав, исходящих от яванского батика даже через много-много лет…
Батик. Индонезия 

     В 1960-е годы в СССР мало кто знал слово «батик». С начала 1970-х к нему начали обращаться российские профессиональные художники по текстилю. В 1980-е – 90-е годы батик еще был малоизвестен. Но с конца 90-х годов увлечение этим видом искусства постоянно возрастало, он стал модным и «ушел в народ», откуда техника украшения тканей и пришла когда-то в искусство.
     Возможно, что нынешний всплеск интереса к батику в нашей стране связан с появлением большого выбора тканей, красок и специальных принадлежностей для росписи. Трудно определить, что тут первично: запросы потребителей или производители, чутко улавливающие и развивающие модную волну.
     Кого-то привлекает к этому искусству относительная легкость и возможность быстро (по сравнению, с более трудоемкими видами искусства, например, ткачеством гобелена) осуществить свой замысел. Создать рисунок на ткани сложнее, чем на бумаге, однако при росписи можно получить разнообразные эффекты, возможные только на ткани.
Авторский батик интересен своей самобытностью. Видно движение руки художника, приемы работы: каждая линия, штрих, пятно выдают его характер, темперамент, вкус и пристрастия.

Мажитова Тансык (Казахстан, Караганда). Переправа. 40x89 см. 2006  Альбом.
Мажитова. Переправа

 
     Роспись на ткани дает широкое поле для экспериментов и поисков. Еще в конце прошлого века художники разных стран обратили особое внимание на различные традиционные способы оформления тканей. Они развили древние приемы, и текстильное ремесло вышло на новый виток своей истории, увлекая все большее число художников.
     Российский батик сегодня многолик – это картины, декоративные панно, театральные занавесы, ширмы, светильники, шторы, шарфы, платки, палантины, авторская одежда. Удивительно, что кутюрье, при своей приверженности к эксклюзивности, редко используют ткани, расписанные вручную.
     Споров, мифов, сомнительной информации о батике хватает и в сети, и в литературе. Какую страну считать его родиной? Каково происхождение термина? Что такое «настоящий» батик? В чем особенности создания рисунка на ткани? Есть ли смысл работать на ткани так же, как это делают на холсте или бумаге? Что лучше анилин или акрил? «Чистая» или «не чистая» техника? Нужен ли вообще станковый батик или его удел – лишь утилитарные текстильные изделия? Имеет ли право на существование монументальный батик или художникам достаточно  ограничиться камерными произведениями?
     Попробуем разобраться?

Термины в жизни, или жизнь терминов

     Слово batik (малайск. batek) производят от малайско-индонезийского слова titik (titek) – точка, капля. Это единственное, что известно о термине достоверно. Другие версии, гуляющие в интернете, являются фантазиями. Слово «батик» в Индонезии появилось довольно поздно, возможно, после XVI века. Со временем и сам процесс создания рисунка с помощью расплавленного воска и готовую ткань стали называть батиком. Тот же термин в наше время перешел и на набивную фабричную ткань, и на сделанную с помощью современной цифровой печати (принт). Слово «батик» стало в Индонезии синонимом ткани с рисунком. Кроме того, приемы резервирования воском используют на любых поверхностях. Например, в Малайзии, Индонезии это делают на ткани, бумаге, дереве, бамбуке, кокосе, коже, меди, стекле, зеркале, керамике. И всё это называют батиком.
     В России с древности использовали технику, подобную восковому батику. В ХVI–XVII веках она достигла совершенства. Для резерва (вапы) применяли, кроме воска, глину, гречневый клейстер с квасцами. Состав наносили кистями. Если узор делали резными досками, то ткань называлась выбойкой восковой. Окрашивали ткань погружением в индиго – кубовым крашением, поэтому сейчас их называют кубовой набойкой.
Кубовая набойка. Фрагмент. Лен. XIX в. Россия. СПб, Этнографический музей
Кубовая набойка 

    
Появление в Европе восточных тканей в технике батик привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. В России в 1910–1911 годах издавались руководства по живописи на тканях, росписи на шелке и хлопке, технике воскового батика на бумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканях, бумаге, пергаменте, картоне, предназначенные для многочисленных промышленных артелей и домашних хозяек. «Живопись на тканях принадлежит к разряду лучших изящных ремесел и обладает таким разнообразием видов, какого не найти в другой области...», – писали в одном из таких руководств.
Издание 1916 года называлось «Батик. Новый вид живописи по бумажным, льняным, шерстяным и шелковым тканям». Потом было не до батика…
     Вновь появился горячий батик уже в советское время – в 1930 году, когда в Ленинграде в «Товариществе художников» была создана первая мастерская по росписи тканей. В отличие от известной в то время набивки, горячий батик назвали «новым методом росписи». Упростив его, расписывали косынки, шарфы, шали.
     Воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно. Поэтому появился иной, более доступный способ работы –
холодный резерв, который наносят стеклянной трубочкой. Он  имитировал горячий батик.
Холодный батик
 
     В России в 1936 году он стал применяться в артели «Трибуна». Возможно, термин «горячий батик» появился у нас одновременно с «холодным батиком», чтобы различать их. Изменился резервный состав, инструменты для его нанесения, стиль и приемы росписи. Этот способ несколько ограничивает свободу художника, так как все детали рисунка имеют контурную обводку резервом и расписываются красками внутри контура, а рисунок приобретает своеобразную графическую четкость и плоскостность.
     Так изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавесы, скатерти, салфетки, абажуры.
     В тот период роспись была средством агитации и возможностью самостоятельно сделать ткань с рисунком. После периода авангарда в искусстве «…русский Шелковый путь надежно заасфальтировали. Обнесли забором. Началась эра советского «декоративно-прикладного искусства». И работа по шелку – батик, если угодно – и на деле, и в сознании надолго превратилась в платки с розами, ромбиками, рыбками, в декоративные панно «Осень», «Весна», «Закат», «Рассвет», в элемент костюма, в газовые шарфики с разводами…», – емко характеризовала советский период художник Марина Лукашевич.
     Наши надомницы в 1940-е – 50-е годы расписывали платки еще с помощью электрического штифта и парафина с добавками. В 60-е годы перешли на стеклянные трубочки и холодный резерв.
     Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 1970-е –80-е годы.
     С конца 1930-х и до конца 1990-х годов все наши учебные пособия, называвшиеся «Роспись тканей» описывали, главным образом, эти две техники.
     Таким образом, понятие «батик» стало синонимом «росписи тканей». Более краткое обозначение в русском языке обычно побеждает – с начала ХХI века стало появляться всё больше книг о «Батике». Постепенно книги, курсы, сайты и статьи в новых энциклопедиях и Интернете по всем видам росписи тканей потекли широкой рекой под названием «Батик».
     Формально можно считать, что батиком следует называть только традиционную технику создания рисунка на ткани с помощью воска или подобных составов. Но если ратовать за точное применение терминов, то «горячий батик» – это то же, что «масло масляное», а название «холодный батик» – и вовсе недоразумение.
     В статье термин «батик» порой используется как обобщающий все методы росписи тканей. Но уточнения техники вполне уместны и интересны, когда речь идет о конкретных работах.
Заглянем ненадолго в историю батика.

Истоки

     Древнейший способ украшения тканей путем резервирования узора разогретым воском, парафином, смолой или другими веществами был известен во многих странах, начиная еще с Шумера. Сохранились египетские коптские ткани изо льна и шерсти III–VIII веков с белым рисунком на синем и красном фоне.
     В Японии, Шри-Ланке, Перу, Иране, Армении, Азербайджане, африканских странах также бытовали приемы горячего батика.
     Известно, что в VI веке в Малайзии делали материал из коры дерева. Узор наносили воском, собранным у диких пчел, а окрашивали краской из красного камня (охрой) или сажей.
     Это древний метод окрашивания ткани в Китае. Письменные источники сообщают, что ещё в III веке до н. э. народность мяо и некоторые другие начали применять восковую технику для создания не только индиговых, но и разноцветных тканей и достигли совершенства.
     Европейский (и, в том числе, наш) способ работы с воском имеет очень отдаленное отношение к традиционному батику.
     Поскольку в Европу батик пришел из Индонезии, вспомним, как делают прославленный «настоящий» батик.
     Считают, что в Индонезии батик начал развиваться в начале нашей эры. Трудно сказать, является ли Индонезия родиной батика, или он появился здесь под влиянием индийских и китайских традиций. Известно, что в изолированной от влияний горной местности на Южном Сулавеси создавались ткани, сначала с помощью рисовой пасты, а позднее воска. Скорее всего, развитие батика шло с разных сторон.
     Мировая слава индонезийского батика – результат соединения уникальной техники и художественного мастерства, с которым воплощаются древнейшие узоры, тщательно сохраняемые до наших дней. Их насчитывают несколько тысяч, но учесть все возникающие варианты невозможно.
     Именно в Индонезии техника батика была доведена до совершенства благодаря тому, что она стала придворным искусством во дворцах Центральной Явы. И сейчас, в первую очередь, остров Ява славится своими батиками. Это традиционные ткани, которые и сегодня используются в стране как повседневная и праздничная одежда большинством населения Индонезии, причем и мужчинами, и женщинами.
     При традиционном способе отрезы ткани из хлопка или льна несколько дней подготавливали к росписи: размягчали, стирали, выдерживали в различных растворах, отбивали колотушками. После длительной подготовки наносили рисунок воском.
     Вариантов воскового резерва немало. Кроме пчелиного воска в состав входят парафин, жир, кокосовое масло, смола и канифоль для сгущения состава и другие компоненты, которые, порой, являются семейным секретом. В результате резерв на ткани похож на рельефный узор разных тонов – от ярко жёлтого до коричневого.
     Резерв когда-то наносили бамбуковой палочкой, позднее – кистью. Ввоз в страну тонких тканей из хлопка, – индийских, потом голландских и потребность высших слоев общества в изысканной одежде привели в XVII веке к изобретению металлического чантинга с ручкой из бамбука. Благодаря ему рисование воском в эту эпоху достигло расцвета.
Так чантингом наносят восковые узоры в Индонезии
батик Индонезия

     Следующий этап в создании батика – крашение ткани. Изначально использовали растительные красители – корни, листья, кору. В традиционном варианте для первого крашения берут индиго. Ткань опускают в холодную краску много раз в течение полутора недель и больше. Она приобретает все более темный синий цвет. Старинные батики окрашивали в один цвет.
     Около 1700 года было изобретено дополнительное крашение в коричневый цвет корой дерева сога. Каждый этап окрашивания завершается полосканием ткани в проточной воде и высушиванием.
     После каждого крашения воск удаляют очень просто – ткань немного «варят» в кипятке и воск тает. Затем наносят следующий резерв. В заключение, несмотря на прочность растительных красителей, их закрепляют в растворе из буры, квасцов, сахара и сока лимона. И, наконец, ткань стирают. Так рождается настоящий батик. (Подробнее о создании индонезийского батика – в моей книге «Батик. Горячий. Холодный. Узелковый»).

     Индонезийский батик, расписанный чантингом, называют «тулис», что буквально означает «письменный».
     В середине XIX века на Яве стали наносить восковой узор с помощью медных штампов – чапов. Большинство батиков ручной работы сегодня изготовляют именно так. А ткань называется каин чап.
     Узор с помощью штампа получается более точным, а каждый фрагмент – одинаковым. Это помогает отличить чап-батик от тулис-батика. В то же время, чап-батик теряет свою одухотворенность, очарование рукотворной линии, в которую вложены и мысль, и чувство.
     В 1960-е годы, видимо, под влиянием европейской и американской культуры в Индонезии стали создавать батик-картины, панно, занавесы с сюжетами, близкими западной живописи и непривычными для традиционного батика: пейзажами, фигурами людей, бытовыми сценами, абстрактными композициями.
Современный батик. Индонезия, о. Бали. (Фото: М. Цыганов)
батик Индонезия

     Со временем ткани стали использовать для кроеной одежды, мебели и других целей.
     Ткани, созданные по традиционной технологии дороги, и производство их не рентабельно. Поэтому древняя сложная длительная технология создания батика сейчас сохраняется лишь в отдельных мастерских. Обычно используется упрощенный вариант, а чаще – штамп. Сегодня, когда батик на островах делают повсеместно, можно встретить и современные приемы, подобные нашему горячему батику.
     Колонизация Индонезии и Индии способствовала развитию батика и его проникновению в Европу. Индонезийский батик стал известен европейцам через Голландию в конце XIX – начале XX века, а, возможно, и раньше. Но отношение к нему было довольно пренебрежительное. На взгляд европейца эти изделия казались «малоизящными и антихудожественными», хотя их «характерность» все же была оценена. В Голландии с 1835 года были открыты несколько фабрик, на которых учили батику привезенные с Явы мастера.
     К началу 1900-х годов батик массово производился в Германии. Здесь было сделано многое для развития и популяризации ручного воскового батика в наше время. В начале ХХ века в Германии был создан батик-штифт для нанесения воска, позднее к нему присоединили элемент питания. 
     Появились приемы многократных перекрытий воском или, наоборот, поверхностное нанесение красителей. В конце ХХ века популярность батика в Европе достигла своего пика.

Электрический батик-штифт Ирины Трофимовой на фоне индийского батика середины ХХ века  
батик-штифт   
Продолжение на следующей странице.
   

Метки:

Comments

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
17 май, 2013 19:50 (UTC)
Полвека авторского батика. Часть 2
Пользователь ludabelka сослался на вашу запись в записи «Полвека авторского батика. Часть 2» в контексте: [...] Продолжение. Часть 1. [...]
livejournal
17 май, 2013 19:55 (UTC)
Полвека авторского батика. Часть 1
Пользователь ludabelka сослался на вашу запись в записи «Полвека авторского батика. Часть 1» в контексте: [...] Оригинал взят у в Полвека авторского батика. Часть 1 [...]
Светттка Колычева
11 окт, 2013 11:16 (UTC)
Подскажите, пожалуйста!!!
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, для какого журнала статья, какого номер и какого года?
irinadvorkina
11 окт, 2013 11:30 (UTC)
...пожалуйста!!!
Статья была написана в конце 2012 г. для вновь выходящего (изредка) журнала "Декоративное искусство". Планировалась к публикации в 2014 г. Чем дело кончится - неизвестно :-)
irinadvorkina
25 янв, 2014 08:19 (UTC)
Re: ...пожалуйста!!!
В этом журнале статья опубликована не будет.
( 5 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister