irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Category:

Искусство батика XXI века-VI. Пейзаж

VI Ежегодная выставка "Центра Батика" Сергея Давыдова проходит в ЦДХ 26 июня – 7 июля 2013 года.
О выставке см. на сайте ЦДХ.
О прошлой выставке см. в блоге здесь.
Искусство батика XXI века-VI. Пейзаж
На афише капли дождя (?) с батика Сергея Давыдова плавно перетекают в слонов и оленей Эрика Суриясена из Шри-Ланки.

Выставка, как обычно, включает произведения профессиональных художников и любителей. Большинство работ – небольшого формата (при их обилии – более 350 авторских работ, это делает просмотр несколько утомительным).
Искусство батика XXI века-VI. Пейзаж

Здесь есть и прекрасные живописные реалистические произведения и декоративные, яркие и скромные по колориту. Если не знать, что все эти пейзажи – роспись на ткани, многие из них издали можно принять за живопись маслом или акварелью.
Искусство батика XXI века-VI. Пейзаж

Большинство работ являются именно росписью на ткани, а не батиком в традиционном понимании. Но проблема не в этом. Пейзаж, больше, чем любой другой жанр искусства, провоцирует автора перенести на ткань традиционные приемы живописи. Классический багет довершает сходство.

Елена Степанкина. «Средневековый город Пальс в Испании. Каталония». Шелк. 50х70 см.; в центре: атлас, 75х50 см. 2013.
Искусство батика XXI века-VI. Пейзаж

Здесь снова вспоминается старый спор: можно ли роспись на ткани называть батиком? Помнит ли художник, что батик – искусство декоративное, чем и отличается от живописи, тем и интересен.
Искусство батика XXI века-VI. Пейзаж

Стоит ли средства живописи переносить в другой вид искусства? Живопись всерьез, без намека на декоративность и использования возможностей росписи на ткани?
Но, с тех пор, как живопись стала, порой, чисто декоративной, почему бы батику не стать чистой живописью?
Подробнее об этих вопросах – в статье «Полвека авторского батика» здесь и часть 2. 
Искусство батика XXI века-VI. Пейзаж

Реальные изображения в работах основателя Центра (две работы в центре фото) с каждой выставкой становятся менее различимы, и, видимо, скоро исчезнут совсем.
Искусство батика XXI века-VI. Пейзаж

Вместо целого ряда батиков Эрика Суриясена (Eric Suriyasena) из Шри-Ланки присутствуют всего два. Художника и его работы не выпустили из страны. Вот так высоко в некоторых государствах ценят свое национальное достояние.
«Птицы». Хлопок. 2012
«Прекрасное утро на Шри-Ланке». Хлопок. 80х210 см. 2006
Эрик Суриясена  (Eric Suriyasena),  Шри-Ланка

Создание контуров изображения точками, а не линиями – традиционный прием в Юго-Восточной Азии. Однако художник делает это по-своему.
Эрик Суриясена  (Eric Suriyasena),  Шри-Ланка

Но и двух работ достаточно, чтобы понять, чем отличается роспись на ткани от настоящего батика. Хотя подобные сюжетные картины – явление более позднее, чем традиционные мотивы и формы классического батика.
Эрик Суриясена  (Eric Suriyasena),  Шри-Ланка

Настоящий традиционный батик все-таки в ЦДХ нашелся – на том же 3-м этаже, в одном из залов слева. Скатертью с острова Бали был накрыт столик для визиток. Как вы понимаете, я с удовольствием увековечила эту нечаянную радость, дарю её и вам (ещё об индонезийском батике см. в блоге по тегу Батик или Тематическому указателю блога).
Батик. Бали

P.S. Ау, батикёры и батикёрши, батикисты и батикистки, когда мы увидим в Москве большую и серьезную выставку батика?
Tags: батик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments