?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Выставка уникальных работ японского художника Итику Куботы (1917–2003) проходила в московском Центральном выставочном зале «Манеж» со 2 по 23 января 2014 года.
В Санкт-Петербурге, она демонстрируется в Российском Этнографическом музее с 31 января по 23 февраля 2014 года.
Кимоно Итику Куботы
На афише: кимоно «Северное сияние». 1986. Многооттеночное крашение, рисунок тушью на шелковом крепе.


В большом зале Манежа вереница стоек с висящими кимоно складывается в фигуру, слегка напоминающую символ Инь-Ян, разомкнутый в трех местах.
Отсутствие прямых углов позволяет сюжетам плавно перетекать с одного кимоно на  другое.
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».


Москвичи на выставке воспринимают картины на кимоно как райские видения. «Я хочу там жить», – говорит кто-то рядом. Тишина, красота, покой и мечта многих горожан – «единение с природой». Не это ли привлекает наши сердца к японскому искусству?

Некоторые приходят на выставку не однажды: «В который раз я здесь и все время нахожу что-то новое…»

На выставке представлено 80 уникальных костюмов.
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Кимоно не закрыты стеклом, их можно рассматривать очень близко, как и в музее художника. О необходимости этого говорил сам Итику: «Я бы хотел, чтобы ткань могла стать выразителем идей. Я хочу, чтобы люди почувствовали это. А это самое сложное. В этом заключается смысл. Я хочу, чтобы произведения искусства говорили с людьми. Доносили до них мысль художника».

Экзотическое слово кимоно (от киру-моно) означает прозаическую «вещь для надевания» и появилось в конце XIX века – гораздо позже самой одежды. С XIII века кимоно не слишком изменилось и имеет множество видов. Но здесь, в главных работах Куботы, кимоно особые – большая их часть не была предназначена для ношения.

В Японии тканые узоры с XVII века начали заменять художественной росписью. В конце этого века был изобретен способ юдзен дзомэ, схожий с нашим холодным батиком. Контуры узора рисовали окрашенной рисовой пастой и затем расписывали. Платье превращалось в уникальную живописную картину на ткани. Применение трафаретов для нанесения узоров  достигло небывалого мастерства. В этой технике Кубота работал с юности.

В 20 лет он увидел в музее в Токио фрагмент ткани в старинной технике Цудзигахана (такую ткань можно увидеть в фильме, который показывают на выставке). Техника была известна в XV–XVI веках, а потом вытеснена юдзен. В дальнейшем Кубота занимался возрождением забытой техники Цудзигахана и дополнил ее своими приемами.

В произведениях Куботы сливаются воедино живопись на шелке, рисунок тушью, вышивка золотыми и шелковыми нитями, техника резервного крашения с помощью завязывания узелков и прошивания, тиснение золотой фольгой. Особое очарование работе придает то, что все это происходит на поверхности не свитка, а традиционного японского костюма – кимоно.

Поскольку в сети уже много фотографий кимоно Куботы и информации о нем (ссылки в конце), покажу в основном фрагменты и остановлюсь подробнее на его технике, хотя, возможно, для кого-то столь пристальный взгляд может несколько снизить очарование необыкновенных работ.

Подписи и тексты с выставки даны в кавычках.
Термин «стежка», как я понимаю, означает прошивание ткани перед крашением.

Первым в зале мы видим кимоно, с которого когда-то и началась вся история…
Фрагменты. «Пылающее Солнце. 1986. Многооттеночное крашение, рисунок тушью, сусальное золото, стежка, вышивка шелковыми и золотыми нитями на креп-шелке (чиримен). 214x128 см.»
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Среди рельефа возникают четко очерченные тушью тонкие линии рисунков цветов и листьев, иногда даже со светотенью по краям лепестков, как и в старинной технике Цудзигахана.
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».
 

Серия «Симфония света». На фото – первые кимоно серии слева-направо:
«Размышления в сумерках». 1983;
«Непроходящие воспоминания». 1983;
«Гобелен, сотканный из цвета». 1984;
«Багряная пора: сдержанность». 1984;
«Неопределенность вечера». 1984;
«Осенний пролог». 1986;
«Неизбежность». 1986.
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».


Если бы кимоно на выставке висели ближе друг к другу, эффект панорамы единого сюжета был бы еще четче:
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Фрагмент. «Осенний пролог. 1986. Многооттеночное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей».
Уточные золотые нити – то есть нити, вошедшие в состав ткани еще при ткачестве.
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

И, действительно, такую живопись на ткани точнее называть многооттеночной, а не многоцветной, как принято у нас. Тончайшие нюансы цвета особенно характерны для серии «Симфония света».
«Преобразование. 1986. Многооттеночное крашение и рисунок тушью на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей. 198x139 см.»
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Мы смотрим с высоты на горы, землю и воды…  Как восточный ковер, кимоно мастера рассчитаны на восприятие с разного расстояния. Вблизи взгляду открываются новые детали. То, что издали кажется осенними деревьями традиционного пейзажа, оказывается декоративным изображением цветов.
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».


Кубота создавал свои кимоно так же, как творит природа, используя одновременно разные техники в одном кимоно. Главное, чтобы они помогали воплотить идею. И каждый прием – в бесконечных вариациях.

«Ностальгия. 1987. Многооттеночное крашение, рисунок тушью, стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей. 198х139 см.»
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Суровые горные хребты и ущелья оказываются неразглаженными после крашения складочками ткани. Ровные фрагменты – безоблачным небом или спокойным горным озером.
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

«Разрушение. 1987. Многооттеночное крашение, рисунок тушью, стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из серебряных нитей. 198x139 см.»
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».


«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

«Едва заметные стежки вышивки подчеркивают изображение волн и света, отраженное в облаках. Глубина зимних вод находит свое отражение в богатстве красок ультрамарина, сочетаемых с оттенками меди, ржавчины и киновари».
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Фрагменты. «Неожиданный снегопад. 1989. Многооттеночное крашение и рисунок тушью на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей. 198x139 см.»
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».


«Неожиданный снегопад, словно одеяло, укрывает горные деревья, почти полностью скрывая их от посторонних глаз…»
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Прием прошивания ткани, который традиционно использовали для защиты ткани от красителя и одновременного создания рисунка, художник превратил в художественное средство. Часто он оставляет прошитые фрагменты не разглаженными, и поверхность ткани становится жатой, гофрированной, рельефной.
Кубота: «Я делаю так со всеми, даже с самыми крошечными рисунками. Процесс занимает немало времени. Я человек не слишком терпеливый, порой думаю, да зачем мне всё это?!»
И этот «нетерпеливый» человек тратил на создание одного кимоно один-два года!

Пять зимних кимоно почти не имеют рисунка – только падающий снег.
Фрагмент. «Нескончаемый снегопад. 1988. Многооттеночное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из серебряных нитей».
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

«Снег поздней зимой. 1990. Многооттеночное крашение и рисунок тушью на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из серебряных нитей. 198x139 см.»
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

В силу того, что всё делается вручную, даже одинаковые мотивы будут отличаться, так же, как нет двух одинаковых снежинок.
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Эскизы Куботы позволяют заглянуть в его планы. На фото самая яркая серия – «Вселенная». Цветные кимоно – уже созданы. Справа и выше – белые эскизы, которые мастер не успел осуществить. Здесь хорошо видно, как светлый овал внизу проходит через все кимоно. Центром композиции из всех кимоно должна стать гора Фудзи.
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Серия «Вселенная. Многооттеночное крашение, рисунок тушью, вышивка золотыми и шелковыми нитями, сусальное золото и стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей. 198x139 см.»
«Закручивающаяся волна магмы. 2009. 196x134 см.»;
«Огненный вихрь. 2006 (Мастерская Итику)»;
«Огонь в воздухе. 1999. К жаркому пылающему сердцу горы Фудзи… движутся клубящиеся, похожие на туман облака»;
«Пылающая страсть. 1999. Композиция кимоно изображает огонь и свет, резко контрастирующие со снежными тучами в ее нижней части. Огненный фантастический дизайн кимоно может рассматриваться как олицетворение пламенной страсти в творчестве самого художника».
«Голова дракона. 2000»;
«Высоко парящий дракон. 2000»;
«Глубокий Космос. 1999».
«Клубящиеся облака золотистого пламени безудержно устремляются поверх кимоно, в то время как другие простираются вниз. В самом сердце горы Фудзи Кубота созерцает картину Вселенной с присущим ей непрерывным динамизмом, отражающимся в бесконечных ослепительных вспышках цвета и света».
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

К сожалению, кимоно на выставке висят так, что мы видим не всю работу художника – передняя часть костюма остается местами скрытой.

Фрагмент. «Огненный вихрь. 2006.
Центральный образ этой работы – закручивающийся вихрь огня. Языки пламени словно простираются с соседнего кимоно этой серии, усиливая ощущение жара и подчеркивая контекстуальную преемственность композиции в целом».
Местами появляется вышивка золотыми и шелковыми цветными нитями. Она начинается и заканчивается маленькими стежками, деликатно входя в декор кимоно.
Золотые и серебряные нити утка, включенные в шелк при ткачестве ткани, местами возникают на его поверхности и исчезают или пронизывают всю ткань равномерно.
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Края мотивов то мягко перетекают из одного тона в другой, то идут удивительно четкой линией.
Отдельные фрагменты мастер подкрашивает после прошивания и закрывает пленкой, чтобы уберечь при крашении всей ткани. Начинают крашение со светлых тонов.

Фрагмент с хвостом дракона. «Высоко парящий дракон. 2000. …Дракон олицетворяет одну из четырех частей света».
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Слева: серия «Гора Фудзи», справа: отдельные кимоно:
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

«В зловещих облаках. 2001. Многооттеночное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей».
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

«Грозные тучи в небе и у подножия горы создают зловещую атмосферу, кажется, что они вот-вот скроют гору».
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Фрагменты. «Фудзи и горящие облака. 1991. Многооттеночное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей».
Мельчайшие бугорки на ткани как будто несутся стайками, меняя форму, оттенки цвета и направления,
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

превращаясь то в поросшую лесом вершину Фудзи, то в извивающиеся стебли ползучих растений.
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».


Индивидуальные кимоно
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

«Раскачиваясь на ветру. 1983. Многооттеночное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей.
Ветер играет в ветвях глицинии, то нежно касаясь их, то пригибая своим тяжелым дыханием».
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Двойное прошивание приподнятого кусочка ткани (длиной до нескольких миллиметров) создает рельефную поверхность. После многократных крашений и удаления ниток, ткань не проглаживают, и рельеф сохраняется. Форма и направление складочек, бесконечно варьируясь, соединяются в различные образы и мотивы. Крошечные прошитые мотивы превращаются в снежинки, в рябь на воде или песке, в шапки яркой осенней листвы, снежные или лесистые вершины, листву деревьев, которые треплет ветер и, кажется, сами порывы ветра, направленные в разные стороны.
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».


«Цветы, запутавшиеся в ограде. 1980. Многооттеночное крашение, рисунок тушью на шелковом жаккарде».
Фрагменты. Лицевая сторона. Обычные стежки по прямой и стягивание нити дают после крашения прямую линию с «зубчиками». При слабом разглаживании получается соответствующая поверхность.
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Ни в одной стране нет такого количества оригинальных приемов узелкового крашения (сибори), как в Японии. Старинная техника мельчайших квадратиков с темной точкой внутри  называется каноко сибори (правый нижний угол). Сибори означает «белые крапинки».
Сама ткань имеет узорную выработку.

Изнаночная сторона
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Фрагмент. «Святой. 1981. Многооттеночное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шелке (чиримен) с уточным узором из золотых нитей.
Кубота представил это кимоно с коротким рукавом (косодэ) как «воплощение всех благородных и ценных вещей в мире… Ромбы из «сосновой коры» и изящно начерченные тушью цветы восходят к традиционным узорам техники Цудзигахана».
Золотые фрагменты – это и сгущение золотого утка и, похоже, подкрашивание.
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Фрагмент. «Птицы, играющие у воды. 1997. Многооттеночное крашение, рисунок тушью и стежка на креп-шелке (чиримен).
Это беззаботное кимоно, изображает уток-мандаринок, играющих у берега в лучезарном весеннем свете. В Японии мандаринки издавна считаются символами супружеской верности и радости».
«Преображение кимоно: искусство Итику Куботы».

Произведения Итику Куботы традиционны и одновременно очень современны. Поэтому никто не остается равнодушным. Поражает масштабность мышления художника, идеальная соразмерность иллюзорной декоративности и декоративной реалистичности образов. И, выходя с выставки на улицу днем, не трудно было увидеть в облаках цветы Итику Куботы…

Только после девяти вечера, ближе к закрытию, посетителей становится меньше и можно увидеть всю панораму «Симфонии света»:

В последние дни на выставку приходили целые группы студентов-художников. Целые семьи и мамаши с малышами в колясках и в слингах. Вызванные звонком по мобильному: «Приезжай, это надо увидеть!», здесь появлялись даже те, кто редко посещает выставки.

Как вы догадываетесь, я провела на выставке не один день. Все это время, у меня перед глазами стояли и плавали цветные фрагменты, а собственные руки уже казались рукавами кимоно :-)

Информация в интернете:
Сайт музея Куботы на озере Кавагути (на японском и две стр. на англ.) 

Коллекция Куботы  (на русском)
Там же «Симфония света»
Как смотреть: нажать на правую кнопку с 4-х головой стрелкой – кимоно откроется на полный экран, затем нажимать на + для увеличения до упора и двигать мышкой по экрану в обе стороны для просмотра всей серии.

Сайт о технике Цудзигахана  (Tsujigahana) (на японском)

и другие…

Фильм о Кубота в трех частях (на англ.).
Этот фильм показывали на выставке.
Три фрагмента из него, которые я сняла на видео с экрана можно посмотреть на Ютубе. Качество получилось неважное, но зато с русским переводом.


P. S. Во второй части поста, на следующей странице – тексты из каталога, в том числе подробности о технике работы мастера, и еще ряд фотографий с выставки.

P. P. S. Кстати, о том, как выкроить, сшить и расписать кимоно (на примере японского кимоно середины ХХ века и упрощенных вариантов), а так же о множестве приемов узелкового крашения вы можете узнать из книги «Батик. Горячий. Холодный. Узелковый» (о книге см. на сайте http://www.irinadvorkina.ru/batik.html ).

P. P. P. S. И ещё одно лирическое отступление: много разных мыслей возникает в связи с личностью Итику Куботы, особенно, на фоне выставок, которые мы смотрим с вами вместе уже шестой год.
О его редком умении ставить творческую цель, упорно идти к ней, достигать и ставить следующую – всё выше, сложнее и масштабнее.
О даре художника ценить искусство в себе, а не себя в искусстве.
Об умении видеть смысл своей работы в ней самой, а не в достижении званий и должностей, не думать о престижности выставок и статусности места развески, не зависеть от мнения  выставкома, жюри, кураторов, академиков и проч.
И когда говорят, что «народ» на определенные выставки не ходит, наверное, стоит задуматься – почему? Может этот «не разбирающийся в искусстве» народ, выбирает, в какой очереди стоять, потому что прекрасно отличает настоящее искусство от подделки, пустоты и бездуховности? (Да, бывают очереди «за искусством» основанные на иных интересах).
Итак, смотрите продолжение на следующей странице.

Comments

( 17 комментариев — Оставить комментарий )
andrey3377
21 фев, 2014 17:14 (UTC)
Фактура ткани напоминает фотосъемку из космоса горных хребтов. И это уникально: обычно ткани предстают отглаженными, а здесь 80% эффекта достигается за счет "жатой" фактуры.
очень сильное впечатление оставляет выставка.
irinadvorkina
21 фев, 2014 18:29 (UTC)
Я бы сказала 50%. Все-таки в основе - роспись.
andrey3377
22 фев, 2014 12:55 (UTC)
"умению видеть смысл своей работы в ней самой, а не в достижении званий и должностей, не думать о престижности выставок и статусности места развески, не зависеть от мнения выставкома, жюри, кураторов, академиков и проч."
Об этом мечтает каждый художник, но очень редко кто достигает. Из чего следует, что Кубота не думал о престижности выставок и пр.? Из фильма, который там демонстрировался можно сделать ровно противоположный вывод (выставка в американском музее)
irinadvorkina
22 фев, 2014 13:38 (UTC)
Следует из его жизни, с которой стоит познакомиться подробнее, чем по рекламному американскому фильму. Для личной славы Кубота мог найти более легкие пути, чем тратить по году на одно кимоно. Но о месте Японии в мировой культуре он думал.
А выводы из увиденного, как известно, каждый делает свои.
andrey3377
22 фев, 2014 15:41 (UTC)
Какие у нас есть еще способы познакомиться с его жизнью кроме рекламного фильма? Прочесть рекламные плакаты?
Если человек заказывает рекламный фильм про себя и с удовольствием позирует в нем, значит он думает о своей славе (и правильно делает)

Относительно "тратить по году на одно кимоно"
1) Только на этой выставке представлено 80 штук, а он начал заниматься этой техникой уже в зрелом возрасте. Значит работа шла быстрее или параллельно.
2) Очевидно, кимоно было значительно больше.
3) В фильме было показано, что ему помогало множество народу.
Нам трудно судить как были распределены обязанности. Возможно с какого-то момента его личный вклад ограничивался одним эскизом и наброском на ткани, а за остальным процессом он только наблюдал.
4) Не думаю, что к своей работе он относился, как к трате времени. Интересно, как бы он мог прославиться значительно легче?

Edited at 2014-02-22 15:43 (UTC)
irinadvorkina
22 фев, 2014 16:33 (UTC)
>Какие у нас есть еще способы познакомиться с его жизнью кроме рекламного фильма?...
=Хотя бы прочесть ФАКТИЧЕСКУЮ информацию из каталога на следующей странице.

>Если человек заказывает рекламный фильм про себя и с удовольствием позирует в нем, значит он думает о своей славе (и правильно делает)
=откуда такая информация?

>1,2,3)...
=Он сам рассказывает, как работает. И опять же см. фото и текст на следующей странице. Насколько я понимаю, помощники и ученики появились уже на определенном этапе. А на мастерскую, музей, очень дорогостоящие материалы и жизнь приходилось зарабатывать. Нет смысла подсчитывать - 80 кимоно на нашей выставке – это только избранные музейные работы. И, возможно, цифра в 1 год относилась к крашению натуральными красителями.

>4) Интересно, как бы он мог прославиться значительно легче?
=Например, используя менее сложные приемы оформления ткани (он использует САМЫЕ трудоемкие), не заморачиваясь возрождением забытой техники или, действительно, делая только эскизы, или работая только на заказ. У талантливого человека всегда есть варианты.
bushmenciya
22 фев, 2014 17:26 (UTC)
Я сегодня сходила в Петербурге. У нас серии были выставлены по периметру зала, можно было плюс-минус охватить целиком "времена года". Это нечто невообразимое! Сколько всего! И далеко смотреть, и близко смотреть, и под разными углами. Я под впечатлением буду еще долго. Такой запас потенциала во всем, еще на десять жизней хватит. Очень интересно и впечатляюще.
irinadvorkina
22 фев, 2014 18:04 (UTC)
Да, у вас там, конечно, тесновато. Но хорошо, что привезли. Живые вещи не сравнить с фотографией. А, главное, на фото так не ощущается масштабность целого.
bushmenciya
22 фев, 2014 18:13 (UTC)
Да, фото это совсем не то, зато можно долго рассматривать)) у нас вселенную повесили над зимой, очень высоко для разглядывания деталей, но понимаешь сразу масштабы идеи и сколько еще не сделано.
irinadvorkina
22 фев, 2014 18:26 (UTC)
Я вот и наснимала 19 Гб потому что не могла с всем этим расстаться!
bushmenciya
22 фев, 2014 19:58 (UTC)
Жду публикации с вкусными подробностями ;)
irinadvorkina
23 фев, 2014 07:56 (UTC)
Из-за плохого освещения они требуют обработки, а времени нет.
Но, возможно, когда-нибудь что-то сделаю.
livejournal
22 фев, 2014 18:21 (UTC)
Как я чту день субботний: НИКАК.
Пользователь flerskaya сослался на вашу запись в записи «Как я чту день субботний: НИКАК.» в контексте: [...] и пошив стимпанка, посещение выставки кимоно Итику Куботы [...]
bartoshevich_k
24 фев, 2014 20:24 (UTC)
Спасибо, за ваши публикации. Выставка из тех на которые стоит сходить. Для текстильщиков просто рай какой-то.))) Но мне больше понравились отдельные кимоно и зимние мотивы. А еще интересны технические вопросы, например, эти кимоно можно стирать? сохранится фактура?
irinadvorkina
25 фев, 2014 06:11 (UTC)
Да, выставка уникальная!
Насколько я понимаю, после стирки рельефность не сохранится, поэтому и превратились кимоно в картины. Возможно, подходят какие-то приемы чистки...
(Анонимно)
3 мар, 2014 15:55 (UTC)
Ирина спасибо огромное за такой обстоятельный и воодушевленный репортаж о выставке, отрадно видеть, что мероприятие оставило серьезный след в культурной жизни москвичей и питерцев. Если бы материалы "профессиональных" СМИ были хоть на 10% от качества вашего очерка, организация выставок шла бы гораздо эффективнее!
irinadvorkina
3 мар, 2014 16:40 (UTC)
И Вам спасибо за отклик!
( 17 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister