irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Categories:

«Этот мир зеленый, алый, голубой…». Батик Ирины Трофимовой

В Хлебном доме Государственного музея «Царицыно» с 11 июня по 21 сентября 2014 года проходит выставка батика Ирины Вадимовны Трофимовой и художников по стеклу Константина Литвина и Елены Есиковой.
Подробнее на сайте музея.

«Этот мир зеленый, алый, голубой…»

Гостей встречают Прекрасная Дама и два менестреля (серия «Музыка»)
«Этот мир зеленый, алый, голубой…» Трофимова батик "Музыканты"
Дополняю фотографии комментариями Ирины Трофимовой: "Италия, Возрождение. Влюбленные юноши, у которых одна муза на двоих... И она в затруднении: смотрит на одного, а направляется к другому..."
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


Поскольку блог  посвящен, в основном, текстилю, остановимся на батиках. Выставка не маленькая (60 панно, представляющих 20 серий), но это лишь небольшая часть того, что успела сделать за полвека служения древнему, но всегда современному искусству Ирина Трофимова, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. Всего ею создано более 150 монументальных серий (а в серии входит от 2 до 20 батиков) и более 1000 рисунков для головных платков за 31 год работы на фирме «Весна». За месяц порой приходилось делать до пяти тематических сувенирных платков. "Цветочками я не занималась никогда".

Персональная выставка всегда дает более полное впечатление о творчестве художника, чем отдельные работы на групповых выставках. Хотя большие росписи-триптихи Ирины Трофимовой всегда становятся центром любой экспозиции, ярким смысловым и цветовым акцентом.

Название выставки выбрано Ириной Трофимовой из рубаи персидского поэта Джами (1414–1492):
Этот мир, зеленый, алый, голубой.
Скоро будет отнят у тебя судьбой.

"Очень подходящее название. Мы сами окрашиваем свои чувства... Образная, лаконичная форма заставляет взглянуть на мир глазами поэта".
Джами выступал против усложненности стиля в литературе, добиваясь ясности поэтической мысли: «стих должен быть прозрачным родником, рубинами обильным,– не песком...». Эту мысль можно отнести и к строгим, лаконичным полотнам Трофимовой.


На открытии
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


Выступления.
Директор музея «Царицыно» Н. Ю. Самойленко (на фото вторая справа) и зам. директора О. В. Докучаева (справа)




Искусствовед Л. В. Казакова:
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»




«Этот мир зеленый, алый, голубой…»




Все произведения Трофимовой выполнены на ткани из хлопка, в технике горячего батика электрическим батик-штифтом (ее личные инструменты мы видели на выставке «Текстильная фреска»).

В первом зале – известная (но больше по репродукциям) работа, давно вошедшая в историю российского батика:
Розовые джонки. Серия «Воспоминания о Сингапуре». 1980. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


Произведения в залах расположены не в хронологии их создания, а, скорее, по географии воспоминаний-сюжетов. Впрочем, сложившийся авторский стиль батиков всегда узнаваем, независимо от года создания работы.

Слева: Песня и танец. Голубая керамика. Диптих. Серия «Воспоминание о Грузии».1978. ГМЗ «Царицыно»
Справа: Голубая чайхана. 1985. Гос. музей искусств народов Востока
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»

Хотя многие картины на хлопке создавались в горизонтальном варианте, вертикальные, устремленные ввысь полотна стали любимым форматом художника.


Балхарская керамика. Диптих. Серия «Дагестан». 1980. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»

«Этот мир зеленый, алый, голубой…»

Большая часть полотен не висит традиционно на стенах, напоминая фреску, а спускается сверху, заполняя весь объем зала. Прием хотя и известный, но редко используемый. Мы можем обойти батик вокруг, полюбопытствовать: «а что там на изнанке?», увидеть как играют краски на просвет, как сам свет становится частью композиции полотна.

Справа: Китайская сказка. Мудрецы и феи. Диптих. Серия «Сказки народов мира». 2005. ВМДПиНИ
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»
И.Т.: " Число три всегда было символичным у всех народов мира, поэтому изображены три мудреца и три феи с волшебными дарами: нефритовое зеркало, кубок с живой водой и цветок лотоса, как символ любви".


Старофранцузская сказка. Серия «Сказки народов мира». 1999. ВМДПиНИ  
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


По батикам художника можно изучать историю костюма и орнамента тканей разных эпох и народов.
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


Напомню, что все работы выполнены в сложной технике горячего батика, когда рисунок многократно фиксируется восковым или парафиновым резервом. Это один из древнейших традиционных приемов батика.
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


Как развернутые восточные свитки батики спускаются сверху, выглядывают с разных сторон, очаровывая зрителя разнообразными сюжетами, яркой многоцветностью или лаконичной мощной графикой в двух, трех красках.

Япония была одним из ярчайших впечатлений художника. Это и непривычные для европейцев голубые крыши Киото, и ворота Тори с кумирнями в память умерших.

Серия «Воспоминание о Японии». 1982–1983. Гос. музей искусств народов Востока.
Слева: После спектакля.
Справа: В театре Кабуки.
В центре: Театр Кабуки
И.Т.: "Только в этом театре существует "дорога цветов". По ходу спектакля, актеры, не участвующие в дальнейшем действии,  уходят со сцены через зрительный зал по этой дороге".
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»

«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


Слева: В театре.
И.Т.: "Героя признали виновным, его уводят за кулисы, где раздается глухой удар, и в то же мгновение через всю сцену, по диагонали вылетает алое полотнище. Всё очень условно, но понятно и очень здорово".

Справа: Золотая девушка. Серия «Воспоминание о Бирме». 1980. ГМЗ «Царицыно»
И.Т.: Богини судьбы играют нами, как кукловоды марионетками. А нам только кажется, что мы сами принимаем решения".
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


До самозабвения предана Ирина Трофимова своему искусству, любви к восточной культуре и одному из удивительных ее явлений – монументальному батику.
Театр кукол. Серия «Воспоминание о Японии». 1982–1983. Гос. музей искусств народов Востока
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»

«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


Воспоминание о Царицыно. Композиция из 8 частей. 1990. ГМЗ «Царицыно»
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


(Кстати, представьте вместо закрытых наглухо оконных проемов роскошные дворцовые стрельчатые окна и чудесные виды парка за стеклом…
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


Меня всегда удивляет, когда на выставках старательно борются с интерьером, даже, если это творение великого зодчего и, как в этом случае, экспонируемые произведения удачно вписываются в него. Для предохранения  тканей от солнечных лучей существуют простые старые и современные способы, не нарушающие гармонию интерьера. Впрочем, прошу прощения у читателей за бесполезные сетования).

Вернемся к батикам.
Монументальные фигуры героев часто местами изящно выступают не только за декоративную кайму по краям панно, но и вообще не помещаются на полотне и, кажется, что мы, заглянув в саму историю или современную жизнь, увидели лишь фрагмент бесконечного действа.

Индия. Серия «Музыка дальних стран». 2006. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»
И.Т.: "Музыка дальних стран»  слышна в звуках национальных инструментов, на которых, как правило, играют женщины. Все они черноволосы, и только национальные орнаменты
на одежде отличают одну страну от другой. Объединенные одной цветовой гаммой они создают этот музыкальный мотив. Изображены индийские инструменты ситар и вина".


Петр и Феврония. 2007. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


Батики отличает мастерское владение рисунком. А сколько времени и терпения надо для воспроизведения тончайших текстильных узоров, соответствующих тканям эпохи!
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


Удовольствие общения. Фрагмент. Серия «Четыре удовольствия». 2008. ВМДПиНИ
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


Песнь джунглей. Триптих. 220х100см. 2008. Гос. Дарвиновский музей.
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


Рядом в зале находится серия «Мы с тобой одной крови» 2010 г. из Гос. Дарвиновского музея (с этой серией и другими произведениями мы уже знакомились на выставке «Один мир – разный взгляд».

И.Т. о триптихе "Драгоценные камни" 2011 г. ( в блоге см. на выставке "Россия XII): "Многие верят, что камни обладают магическими свойствами, а только женщины понимают душу камня. Изображенные красавицы – души камней".

Работы Трофимовой подняли искусство росписи ткани в России от камерного, салонного искусства до монументальных полотен, которые вошли в фонд многих музеев. Энтузиазм Ирины Вадимовны, бодрость духа и безграничная работоспособность вдохновляют многих. Свой опыт она постоянно передает молодым художникам.

Отдельный зал посвящен теме шахмат.
Слева: Игра в шахматы. И.Т.: "есть легенда, что правитель предложил своему сыну, который стремился свергнуть отца сыграть в шахматы. Кто выиграет – тот будет править. Выиграл отец. Но ночью сын его убил и сел на престол. Авторское название работы было "Выигравшему – смерть".

В центре: Шахматы. И.Т.: "Известно, что эта игра зародилась в Индии. Поэтому пешки изображены в виде воинов со щитами, а фигуры короля и королевы в торжественных национальных одеждах".

Королевский гамбит. И.Т.: "Работа навеяна романом Артуро Переса-Реверте «Фламандская доска». Художник реставрирует старую картину, где изображена игра в шахматы. И по расположению фигур разыгрывается драматическая история любви, ревности и предательства".
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»


Еще раз поздравляем Ирину Трофимову с прошедшими юбилейными датами и ждем новых работ!
«Этот мир зеленый, алый, голубой…»

На выставке можно приобрести каталог, подготовленный  Ириной Трофимовой.

Батики художника также см. в блоге в статье «Полвека авторского батика». Часть 2
и репортажах с выставок Московского Союза художников, – непременно там будут триптихи Трофимовой. Несложно найти некоторые произведения в блоге и через поиск на фамилию художника.

P.S. Есть вопросы к Ирине Вадимовне? – Задавайте!


Tags: exhibition, батик, выставки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments