irinadvorkina (irinadvorkina) wrote,
irinadvorkina
irinadvorkina

Category:

II триеннале современного гобелена и текстильного искусства

проходит в музее «Царицыно» в Хлебном доме с 29 октября 2014 по 1 февраля 2015 года. Девиз: «Сохраняя традиции – Раздвигая границы».

II триеннале гобелена

II триеннале гобелена

Работы собирались на  выставку задолго до открытия
II триеннале гобелена

И гобелены привезли, и повидались: Ольга Попова, Андрей Мадекин, Владимир Мухин.
У стены гобелены (слева-направо) Евгении Немировской «Пейзаж с Чесноком», Владимира Гончарова «Урожай» и Владимира Мухина «Светлое Воскресенье моего детства»
(Два фото предоставлены очевидцем)
II триеннале гобелена

Перед торжественным открытием триеннале в атриуме Хлебного дома
II триеннале гобелена

Открытие. Слева-направо: директор музея «Царицыно» Н. Ю. Самойленко, куратор выставки научный сотрудник музея О. М. Шеболдаева, со-куратор основного проекта С. В. Гавин, искусствовед Л. В. Казакова
II триеннале гобелена

Аудиозаписи выступлений:
Н. Ю. Самойленко,
О. М. Шеболдаева,
С. В. Гавин,
Л. В. Казакова,
Г. А. Корзина.

Поскольку времени на показ выставки мало, то сразу «беру быка за рога». Точнее – юрто-быка в зале художников из Казахстана.
Досжанов Бауыржан. Защитник очага. 2012. Шерсть
Декоративность и предельная лаконичность образа – пожалуй,  это идеальное решение для современного гобелена. В очередной раз оказывается, что для того, чтобы донести серьезное содержание, не обязательно делать что-то большое по размеру :-)
Слева – вариации на тему древа жизни: Жамхан Айдар. Степная арабеска. Шерсть. 140х140 см.
II триеннале гобелена

Досжанов Бауыржан. Фрагмент. Магия графики вблизи заканчивается и начинается магия ткачества
II триеннале гобелена

Слева-направо: Досжанов Б. Воин ветра. 2013. Шерсть; Муканов Малик. Из серии «Кара-Нойон. Спираль». Шерсть; Досжанов Б. Ашина
II триеннале гобелена

Ряд гобеленов московских художников, представленных на триеннале,  уже демонстрировались на выставках и в блоге, например, гобелены Андрея Мадекина «Странник» (слева) и Натты Мельниковой «Вечерний чай». 2011. Шерсть. 130х210 см. (справа). Фото с фрагментами здесь.
II триеннале гобелена

Монументальная работа Андрея Мадекина «Встреча Соломона и царицы Савской» была отвергнута жюри триеннале. Пользуясь виртуальными возможностями, показываю ее здесь. Москвичи и читатели блога имели возможность познакомиться с новой работой талантливейшего московского художника по гобелену на весенней отчетной выставке Ассоциации художников декоративных искусств МСХ в мае этого года.
Андрей Мадекин «Встреча Соломона и царицы Савской»
и на недавнем фестивале.
(О творчестве А. Мадекина в блоге см. по тематическому указателю (раздел «Персоналии»); и  другие сообщения – через любой поиск, поскольку в блоге нет указателя по художникам).  

Как сильному живописцу, Андрею Мадекину по плечу любые сложные композиции  и в ткачестве. Его сюжетные гобелены всегда наполнены глубоким содержанием и символикой. И даже длительность ткацкого процесса  мастеру не страшна. Усовершенствовав свой ткацкий станок, он ткет быстро. Настолько, что уже давно ушел далеко вперед и превратился в одинокого «Странника»… Но не зря говорят: «Кто идет один – идет быстро». Несколько лет назад у художника завелась третья муза – и скоро из печати выйдет его третья книга. Но для нас, главное, чтобы ткать не перестал!

На фото с упомянутой выставки АХДИ вы также можете увидеть ряд гобеленов, которые теперь представлены на триеннале и повторять их не буду.
Но, возможно, уже надо писать в прошедшем времени, так как примерно через месяц после открытия немалую часть экспозиции убрали.

Попова Ольга (Белгород). Амплитуда бессилия. 2013-2014. Шерсть, сизаль
II триеннале гобелена

Хорошо, что мы застали Ольгу Попову около своего гобелена – легче оценить его грандиозный масштаб. Такое полотно заслуживает отдельного зала, а не перегородки в маленьком и «лицом в стену». Новую работу Ольги ждешь всегда с любопытством – предвидеть тему, стиль, колорит невозможно. Но гобелены разных лет объединяет утонченная работа с цветом, высокий уровень ткачества и… любимые волокна окрашенного сизаля, всегда деликатно дополняющие композицию. Однако темный колорит гобелена, с яростными контрастами, оказался совсем неожиданным. Отношу его (и тему) к тем недавним годам, когда у Ольги не было возможности ткать. В ее руках – каталог работ, изданный к юбилею (ПОЗДРАВЛЯЕМ!). И каталог необычный – это серьезная уникальная работа Ольги как дизайнера книги (и уже не первая).  (О творчестве О. Поповой в блоге см. здесь).
Фрагмент
II триеннале гобелена

Когда художник обладает, кроме философского склада ума, еще и чувством юмора, то пройти мимо такого гобелена совсем невозможно!
Мухин Владимир (Иваново). Две жемчужины и сторожевая рыба, Триптих. 20132014. Шерсть, п/шерсть
II триеннале гобелена

Две работы Ольги Орешко, как всегда, выполненные в нежной гамме и узнаваемом стиле.
Екатеринбург : слева: Орешко Ольга. С птицей. 2012. Шерсть; Справа: Планета. 2013. Шерсть, лен, сизаль. В центре: Орешкина Анастасия. «Барышни на прогулке»
II триеннале гобелена

Орешко Ольга. Фрагменты
II триеннале гобелена

II триеннале гобелена

Слева: Исайчева Виктория (Саратов). Реминисценция. 2013. Шерсть, синтетика, акрил
Справа: Гашева Наталья (Копейск). Рождение цвета.  2012. Шерсть, синтетика, люрекс
II триеннале гобелена

Исайчева Виктория. Фрагмент
II триеннале гобелена

Задумчивая, тихая утонченность царит в зале прибалтийских художников. Для передачи тончайших оттенков они часто используют высокую плотность основы и утка. Это, например, у Эллины Лусис-Гринберги требует до года работы.
Латвия: справа: Ритере Байба. Рассказ каменной плиты на площади перед Успенским собором. Триптих. Шерсть, лен;
в центре: Раге Лия. У моря. 2014. Лен, шерсть, шелк;
слева: Лусис-Гринберга  Эллина. Пробуждение; Знаки древности.
II триеннале гобелена

Ритере Байба. Фрагмент
II триеннале гобелена

Слева: Музе Айна. Рассказы серого камня. 2014. Лен, шерсть
II триеннале гобелена

Андрюнина Светлана (С.-Петербург).  Весна. 2013. Шерсть, шелк, капрон
II триеннале гобелена

Фрагмент. Не представляла, что на такой минусовой плотности можно соткать столь утонченную «акварель»
II триеннале гобелена

Векслер Анна (С.-Петербург). Река времени. Фрагмент. 2013–2014. Шерсть, хлопок, вискоза, лен. Гладкое и фактурное ткачество
II триеннале гобелена

В центре: Емельянов Олег (Самара). Тишина. 2013–2014. Лен, шерсть, хлопок. Гладкое и рельефное ткачество.
От гобелена, который висит справа, я пыталась уйти (мол, времени мало), но веселые привидения не отпустили, пока я не отсняла их крупным планом
II триеннале гобелена

…Хотя они и застеснялись. Глухова Ольга (Самара). Прятки. 2012. Акрил, шерсть, хлопок. Смешанная техника.

II триеннале гобелена
С Ольгой мы познакомились на I Триеннале и, как оказывается, не случайно. Будем ждать следующих работ!

Объемные работы – непривычный жанр для нас. Поэтому на выставке их немного.  Выглядят объекты довольно лаконично и с юмором.
В центре: Гагаркина Ольга, Косарева Анастасия, Зотова М. (Самара). Птичий базар. Инсталляция. Смешанная техника.
Справа: Паутова О. (Самара). Сибирь. 2014. Шерсть, п/шерсть, акрил. Смешанная техника.
II триеннале гобелена

Фрагмент
II триеннале гобелена

Беларусь: в центре внизу: Лисовская Наталья. Капище. 2013. Шерсть, лен, сизаль /круглое ткачество/;
вверху: Высоцкая Христина. Солярис. 2012. Объемно-пространственный текстиль. Хлопок, п/шерсть, акрил, люрекс, проволока, обкрутка по основе
II триеннале гобелена

Высоцкая Христина. Солярис
II триеннале гобелена

И, в заключение, еще немного размышлизмов.
Понятие «школа» (применяемое у нас по месту жительства) может оказывать давление на художника, поскольку оно часто работает как указание: «делай как положено, как я, как мы, как все». И вот уже не раз на выставках принимаешь работы молодых художников за вариант новой работы их учителей… правда, издали.

Талантливое произведение – это всегда выход за рамки «школы» (а лучше, вообще, за грани известного). Это всегда – вопреки тем шаблонам, которым так старательно обучали «ведущие» (кстати, куда?) художники молодых. Когда на выставке целый зал однотипных гобеленов оказывается работами не одного, а  разных студентов из одного вуза – это печально.

А вот к какой школе отнести любовь молодых художников к огромным зеленым/синим и красным хаотичным пятнам или композициям, в которых использованы одновременно все изученные ими техники ткачества – не знаю…

Если художник и продолжает традиции, то сегодня нет смысла следовать им буквально. И тем более – тиражировать классические шпалерные мотивы: дам с единорогами и без, букеты, ангелов, лебедей, павлинов и прочий антураж в стиле соответствующих эпох. Красиво, с люрексом, имитирующим дорогие золотые нити, качественно сотканный умелыми исполнителями большой гобелен с глубокомысленным названием может стать украшением богатого или официального интерьера.  Но теряет ценность как произведение искусства рядом с небольшой самобытной работой, наполненной серьезным смыслом и искренними эмоциями (но, конечно, при качественном ткачестве :-).

Ау, будущее российского гобелена! Вы меня слышите?

Еще одно интересное явление последнего времени – когда литературный талант авторов превалирует и название работ оказывается намного интереснее осуществления темы в материале.

В целом, обширная (изначально) экспозиция в музее «Царицыно» демонстрирует бесконечные возможности текстиля, безграничность фантазии и неиссякаемое умение Художника найти свой стиль, свой «почерк». То есть  выразить себя как личность, а тем самым и мысли-чувства-эмоции других людей. А иначе, зачем заниматься Творчеством?

Здесь показываю то, что считаю наиболее интересным (да, кому-то, что-то покажется субъективным). Больше фотографий с триеннале см. в альбоме на Яндексе.
Еще больше, увы, пока остается в архиве из-за нехватки времени.
И там, как и здесь, можно задавать вопросы и писать комментарии.
(Друзья, коллеги, и просто мимо-проходящие – не стесняйтесь – выражайтесь письменно!).
Кстати, в альбоме у нас двойной юбилей: у меня пошла вторая сотня альбомов фотографий с выставок, а у вас – более 3 млн. просмотров.

И еще за мной – очень научная конференция «Современный гобелен. Пути развития», которая проходила в Царицыно 29 ноября 2014.

Материалы  I Триеннале см. по тематическому указателю в блоге (раздел “Гобелены в музее «Царицыно»”.

P.S. Предлагаю художникам, чьи работы были отвергнуты жюри триеннале, опубликовать их здесь. Это можно сделать прямо в комментарии (но для этого фото уже должно находиться где-то в интернете и здесь его помещают с помощью ссылки) или прислать мне по почте (указана в профиле над моим фото), а я потом соберу их и покажу отдельным постом. Анонимно будет представлена работа или названа фамилия автора, значения не имеет. На мой взгляд, это будет полезный опыт к следующей выставке (будем надеяться, что за 3 года традиционное искусство не успеют уничтожить под корень), поскольку объяснений на вопрос «почему» художники при отказе не получали. Подумаем вместе?

P.P.S. Еще раз приглашаю реальных и, пока ещё виртуальных, друзей на свою выставку в Центральном Доме художника. Она продлится до 21 декабря (я там буду 19-21 дек.).
Информация на сайте ЦДХ.
«Текст и стиль». Текстиль Ирины Дворкиной
Tags: exhibition, tapestry, triennale, Царицыно, выставки, гобелен
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments