Шпалеры Рафаэля в Ватикане

К 500-летию со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана с 17 по 23 февраля показывают в Сикстинской капелле шпалеры, созданные для нее по эскизам Рафаэля. Шпалеры были сотканы в Брюсселе в мастерской Питера ван Альста. В остальное время шпалеры можно увидеть в зале Рафаэля в Пинакотеке Ватикана, но уже под стеклом.

Видео на сайте Ватикана.


Collapse )

ОСНОВА, УТОК И ТКАЦКИЙ СТАНОК, или ЧТО ТАКОЕ ТКАЧЕСТВО?

Ковер... Роскошный, с шелковым или шерстяным бархатистым ворсом, поражающий пышными цветами и райскими птицами; скромный гладкий ковер с традиционным геометрическим рисунком; изысканный гобелен – сюжетный или декоративный ковер, все это – чудесные творения человеческих рук, которые веками согревают и украшают наш дом.

Когда прикасаешься к столь древнему ремеслу, невольно возникает желание проникнуть вглубь веков и понять, как человек пришел к его открытию. Как пронес это искусство через века и сохранил, несмотря на губительное воздействие цивилизации.

Ковры и гобелены, ткани для одежды и интерьера создают в технике ткачества. Не одно тысячелетие их ткали вручную, пока не появились промышленные станки. Почему же, несмотря на легкость приобретения нужных изделий, люди продолжают заниматься этим трудоемким ремеслом в наше время? Чтобы понять это, заглянем в историю ткачества.

ПЛЕТЁМ ИЛИ ТКЁМ?

Сегодня часто можно услышать, что гобелен или ковер «плетут». Это неверное выражение. Гобелены, как и гладкие (безворсовые) ковры, ткут. Ворсовые ковры тоже не плетут и даже не вяжут, а ткут, несмотря на то, что ворсовые узлы «вяжут» на нитях основы.

При этом сохраняется термин «ткацкие переплетения», намекающий на происхождение ткачества от плетения. И в этом нет противоречия. Хотя нити между собой переплетаются, но процесс называется «ткачеством».

Главные понятия в ткачестве – это основа и уток. Основа – это нити, идущие вдоль ткани. Что такое «вдоль» легче понять, если представить себе не кусочек ткани, как на рисунке ниже, а целый рулон. Уток, уточные нити переплетаются с нитями основы по горизонтали в шахматном порядке.Основа и уток переплетаются между собой.
Основа и уток переплетаются между собой.

Collapse )

«Терминологический аппарат для описания узорных шёлковых тканей

В Институте Наследия вышла электронная книга старшего научного сотрудника Центра археологического наследия Ольги Орфинской «Терминологический аппарат для описания узорных шёлковых тканей Средневековья в музейных коллекциях» (можно скачать). Это иллюстрированное методическое пособие для сотрудников музеев и специалистов по музейному и археологическому текстилю.

Исторические узорные шёлковые ткани находятся почти во всех музейных коллекциях нашей страны. Однако единой системы их описания у специалистов до сих пор не было. Автор проанализировала вышедшие в XXI веке каталоги по средневековым тканям из коллекций ведущих московских музеев и выявила их проблемные места. Итогом работы стала система описания узорных шёлковых тканей: предложен словарь текстильных терминов с учётом выявленных недостатков в опубликованных ранее описаниях, разработаны методические рекомендации по описанию исторических узорных тканей для сотрудников музеев и специалистов по музейному и археологическому текстилю.

Штриховка в ткачестве гобелена. Фрагменты из книги И. Дворкиной «Ручное ткачество»

Один из интереснейших древних приемов гладкого ткачества – штриховка. Ее любят и современные художники. Техника дает возможность живописной разработки цветовых пятен, постепенного перехода от одного цвета к другому.
В старинной шпалере и современном гобелене штриховка употребляется очень широко и в различных вариантах.

В исследованиях по истории шпалер обычно утверждается, что с XVIII века штриховка перестала использоваться в ткачестве шпалер. Поверить, что ткачи отказались от столь удобного приема было трудно, и это заставило меня внимательнее приглядеться к штриховке в шпалерах разных веков, особенно к тем, которые были созданы после XVII века. Что получилось в результате - смотрите далее. Заодно разберемся, какие бывают штриховки, поскольку они сильно отличаются и визуально, и технически (номера иллюстраций указаны по книге «Ручное ткачество», Т.2. Москва, 2018).

Первый прием – самый простой: штрихи делают в виде тонких параллельных полосок.
309. Фрагмент шпалеры. Фландрия,Брюгге. XVII в. Плотность основы: 6–7 нитей на 1 см. Частная коллекция.
Штриховка полосками

Collapse )

С НОВЫМ ГОДОМ!

Лоджии Рафаэля. Ватиканский дворец, Рим. 1779-1788. Фрагмент росписи

UPD: 31 декабря в блоге появился посетитель № 15 000 за 2019 год. Но, к сожалению, остался неизвестным.

ПРИНИМАЮ ЗАЯВКИ на лекции,..

мастер-классы, выставки, встречи, презентации книг и т.п. в Москве и других местах. В Питере буду в начале апреля.
ТЕМЫ:
- История и техника ткачества шпалер, современного гобелена, ковров
- Гобелен в интерьере
- Индонезийское искусство
- Индонезийский батик и ткачество

«Дорога в дивный сад» Веры Занегиной

Выставка нетканого текстиля открыта в г. Коломна в Культурном центре «Дом Озерова» в рамках художественного авторского проекта «Другой текстиль» с 20 декабря 2019 по 19 января 2020 года.

Подробнее о выставке см. на сайте КЦ.

Фото с выставки см. в Фейсбуке художника.