Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Полосы в гобелене. Фрагменты из книги И. Дворкиной «Ручное ткачество»

В ранней шпалере полоски употребляли часто. Тонкими линиями передавали светотень и объем на складках одежды, архитектурных строениях, стволах деревьев. Обозначали четкие прямолинейные контуры. Использовали полоски для переходных тонов, изображения травы, мелких деталей, например, коры деревьев.
Номера иллюстраций указаны по книге "Ручное ткачество", Т.2. Москва, 2018.


74. «Ангелы». Фрагмент. Германия. Сер. XII в. Шерсть, лен. Плотность основы: 5–6 нитей на 1 см. Германия, Хальберштадский собор.

Collapse )

Заметки на полях рукописи «Ручное ткачество» -3. Древнегреческий станок

Работа над книгой начиналась в конце 1980-х – начале 90-х годов. Первое время я, как и многие тогда, доверяла авторам книг, но со временем поняла, что лучше «доверять, но проверять». Что касалось приемов ткачества и реконструкции простых станков, можно было проверять своими руками. С исторической информацией было сложнее. Собирая по крупицам, анализируя и систематизируя сведения по ткачеству, я постоянно наблюдала как неверные сведения кочуют из века в век, из одной книги, статьи, диссертации в другую (теперь круговорот информации происходит еще активнее: из книг в интернет и, с дополнением любых фантазий, – обратно в книги). Новая информация с доказательствами, опровергающая какие-то факты, могла пройти мимо следующего автора. И этому круговороту устаревших сведений и дезинформации нет конца. Было ясно, что по-возможности надо докапываться до первоисточников.

Вот, например, прославленный «древнегреческий» станок. Этот рисунок можно часто увидеть на страницах книг и статей, посвященных истории ткачества:

Кто-нибудь пытался понять, что здесь изображено?
Collapse )

Заметки на полях рукописи «Ручное ткачество» - 2. Как делали золотые нити

Продолжаю публикации «Заметок на полях рукописи».
Номера иллюстраций даны по тому 1.

И, кстати, поясню, что в книгах не дублирую (за небольшими  исключениями) фотографии и тексты, которые уже 11 лет даю в блоге.

2. Как делали золотые нити

Издавна в изготовлении тканей и ковров употребляли золотые и серебряные нити. Их обнаруживают уже в шерстяных тканях бронзового века. В тканях древних перуанцев тоже найдены золотые нити. Древних тканей с дорогими нитями сохранилось немного. Главная причина – в самом золоте. Изношенные ткани сжигали, чтобы выплавить металл.

164  Килим с золотыми нитями. Фрагмент. Сирия или Ливан. XIX в. Частная коллекция

Collapse )

«Гармония пространства. Традиционное искусство Азербайджана»

Выставка открыта в Музее Востока с 11 апреля по 12 мая 2019 г.

О выставке на сайте музея.
и репортаж с открытия.

В залах музея Востока на Никитском бульваре представлено более 100 предметов декоративно-прикладного искусства из коллекций Азербайджанского музея ковра (Баку) и Государственного музея искусства народов Востока (Москва).
Collapse )

Мастерская ткани в научно-реставрационном центре им. И. Э. Грабаря (октябрь 2018)

Во время выставки, посвященной 100-летию Центра им. Грабаря были организованы экскурсии в реставрационные мастерские Центра. Публикую фотографии и аудиозаписи экскурсии в мастерскую ткани.
Сайт Центра.
Collapse )

«Платки и шали в России из собрания Русского музея»

Выставка «Платки и шали в России XVIII – начала XXI веков» проходила с 20 декабря 2018 по 11 марта 2019 г. Была представлена большая часть обширной коллекции музея на эту тему – более 600 произведений. Наряду с текстилем, на выставке можно увидеть произведения живописи, графики, декоративно-прикладного и древнерусского искусства, более 30 костюмов, включающих платки, шали, шарфы и палантины.

Выставка многопланова, несмотря на то, что платок – всего лишь кусок ткани для покрытия женской головки. Но как много тем раскрывается с его помощью: здесь можно изучать подробно историю платков и шалей и разнообразнейшие технологии их создания, историю народного искусства и текстильной промышленности, развитие орнаментального искусства и историю русского костюма. А сколько еще попутных тем скрывается в мелких деталях!

О выставке на сайте музея.


Посетителей встречает «Купчиха» с картины Бориса Кустодиева 1915 года.

Collapse )

«Век ради вечного»

К 100-летию Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) им. академика Игоря Грабаря с 21 сентября по 30 ноября 2018 г. прошла выставка отреставрированных шедевров из российских музеев.



Collapse )

«Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». Живопись на шелке

Выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» открыта в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Нынешняя экспозиция будет представлена с 4 по 30 сентября. После этого произведения вернутся в родные музеи, а их заменят равноценные экспонаты. С 3 по 28 октября можно будет снова наслаждаться японскими шедеврами. Причина необычной демонстрации в том, что живопись на шелке и бумаге не должна экспонироваться более четырех недель, особенно столь древняя.
Подробнее о выставке см. в журнале АРТОБЪЕКТИВ

Collapse )